Реджио-педагогика: у ребёнка сто языков

Выпуск - №22(418)   :   29.05.2020
364

На современном этапе модернизации образования существует много альтернативных методик воспитания и развития детей. Одна из них – реджио-педагогика.

Создатель реджио-педагогики – итальянский педагог и психолог Лорис Малагуцци. Это скорее философия. Малагуцци ярко и лаконично выразил ее в своем знаменитом стихотворении: «У ребёнка сто языков, но у него крадут девяносто девять». Способы восприятия, познания, самовыражения, доступные ребёнку, бесконечно разнообразны. Часто это разнообразие не признается в мире взрослых, которые хотят сделать из ребёнка лишь ещё одно подобие самих себя, лишить его того, что в нём заложено. Реджио-педагогика предлагает помогать ребёнку в его развитии, а не подгонять его под общие для всех требования.
Знакомясь с основными принципами данной методики, вы поймёте, что этой философии есть место в вашей педагогической деятельности. Это почти партнёрство: педагог относится к маленькому человеку со вниманием и уважением, поощряет его задавать вопросы и не спешит предлагать готовые ответы, побуждая размышлять и фантазировать.

Реджио-педагогика большое значение придаёт обучающим возможностям среды, которая окружает ребёнка. В группах должны быть самые разные инструменты и материалы и даже простой мусор. Сторонники реджио-педагогики считают, что обычные вещи могут научить ребёнка большему, чем «специальные» игрушки. Детей ни в коем случае нельзя ограждать от современных технологий. Под присмотром взрослых они могут поработать с микроскопом, фотоаппаратом, ноутбуком, проектором и т. д.

Большое внимание необходимо уделять общению и сотрудничеству. Родители не просто «сдают» ребёнка педагогам, но и сами проводят время с детьми и участвуют в их занятиях, игровой деятельности. А дети не сидят в четырёх стенах: они ходят в музеи, на экскурсии (в том числе на работу к родителям), приобщаются к происходящему в городе.

Мы познакомим вас с основными правилами реджио-педагогики. Их всего шесть. Во-первых, уважать ребёнка и смотреть ему в глаза. Как часто мы смотрим детям в глаза, разговаривая с ними? Мы всё время смотрим на ребёнка сверху, а он на нас смотрит снизу. Что он видит? Уж точно не наши глаза. Мы должны быть с ребёнком на одном уровне. Сидеть с ним на детском стуле или на полу, разговаривать, глядя ему в глаза, есть с ним (и когда мы едим, тоже должны находиться на одном уровне). А когда мы смотрим какое-то произведение искусства, мы, наоборот, поднимаем ребёнка на уровень картины.

Во-вторых, объяснять правила и задавать вопросы. Ребёнок не может знать, что вы думаете, не может догадаться, чего вы от него хотите. Главная задача – объяснить, что существуют правила. В этом пространстве могут быть одни правила, в другом пространстве могут быть другие. Мы не ведём себя на стадионе, как в театре, даже наша одежда совершенно разная. И мы должны транслировать ребёнку эти правила. Надо обязательно объяснить, почему вы ввели это правило. Почему вы хотите, чтобы было так? Почему иногда можно на одном занятии не поднимать руку, когда идёт дискуссия, а на другом, когда много народу, мы должны подать какой-то знак, прежде чем говорить, и дождаться, пока спросят. Объясняя свою позицию, мы даём ребёнку инструменты – как ему поступить. Он может говорить, может молчать, может поднять руку, может дождаться, когда к нему обратятся.

В-третьих, не «неправильно», а «по-другому». «Небо красное!» — говорит ребёнок. Не спешите поправлять, ведь это даёт мотивацию подумать: а может ли быть небо красным вообще? Это может стать толчком к какому-то исследованию, к расширению знаний. Мы не должны останавливать и говорить: «Нет, так не бывает!» Надо попытаться вместе с ребёнком понять, когда это может быть? Возможно ли это увидеть?

В-четвёртых, предлагать выбор и не торопить. Прежде чем учить детей выбору, мы должны быть готовы к этому. Мы не должны спешить – это одно из главных правил. Ребёнок должен иметь выбор: фасон платья или брюк, фон бумаги, цвет карандашей. Здесь существуют некоторые правила: чем меньше ребёнок, тем меньше опций у него для выбора. Но в любом случае даже трёхлетний ребёнок может выбрать – белый или чёрный хлеб он будет есть. И сам положить на него кусочек сыра. У него выбор сегодня только в хлебе, но он у него есть. Ребёнок должен всегда понимать: нет безвыходных ситуаций, есть решение вопроса. Взрослые должны понимать, что свобода выбора не означает отсутствие границ. Это не будет легко, но ребёнку потом в жизни будет легче. Он будет знать, зачем он что-то делает, почему выбирает именно это.

Пятое правило: учиться в любой ситуации. В реджио-педагогике есть такой принцип: нет определённого времени для получения знаний. Например, вы читаете книгу «Где обедал воробей?». Где ещё можно понаблюдать за воробьём, где он ест на самом деле? На детской площадке не увидели –  пошли в лес, в парк. Пока воробья не видно, но прилетела ворона. И мы попутно узнали, что ворона ест. Может ли воробей есть то же, что и ворона? Появляются вопросы, на которые ребёнок отвечает с помощью наблюдения. Можно расширить знания с помощью книги, фильм показать, сходить в музей. И да, здесь очень уместен термин – свидание с творчеством. Это не обязательно свидание с каким-то высоким искусством.

Часто ребёнок получает знания, которые разложены по полочкам. Здесь – математика, здесь – рисование, здесь – язык. На самом деле это деление должно быть условным. Например, начиная учиться играть в шахматы, мы можем начать изучать клетку, горизонталь, вертикаль, ориентирование в пространстве: вправо, влево. Если мы говорим о развитии речи, то мы можем изучать согласование текста с движением, включить сюда творческую деятельность, описательную, признаки предмета.

И шестое правило: фантазировать важнее, чем уметь читать. У многих родителей главная задача – скорее научить читать и считать. На самом деле мы не знаем ни одного человека в своём окружении, который не мог бы этого делать. Но мы найдём очень много людей вокруг себя, которые не обладают способностью аргументировать, размышлять, придумывать какие-то проекты. Поэтому, нам кажется, главная задача – это развитие творческого мышления.

Реджио-подход – это системная методика, которая затрагивает все сферы развития ребёнка. Она наделяет его такой свободой и выбором, которые не может предоставить ни одна другая методика. Реджио-педагогика позволяет ребёнку проявить его любознательность, развивает творческий подход к любой деятельности, критическое мышление, саморегуляцию, умение работать в команде, уважать чужую позицию и многое другое. Это именно те навыки, которые наиболее полезны для человека в XXI веке.

Наталья КОЖУШНАЯ,
Светлана СЫПАЛО,
воспитатели д\с «Улыбка», г. Лисаковск

Реклама

Трогательное суеверие заключается в том, будто благодаря знанию всё большего числа фактов человек приходит к знанию действительности. Сотни разбросанных, не связанных друг с другом фактов вбиваются в головы учеников; их время и энергия заняты заучиванием всё большего и большего числа фактов, так что для мышления остается мало времени и сил. Несомненно, мышление без знания фактов остаётся пустой фикцией; однако одна только «информация» может оказаться таким же препятствием для мышления, как и её отсутствие.

Я никогда не учу своих учеников, я пытаюсь только обеспечить условия, в которых они смогут учиться. Учителю необходимо узнать об интересах ученика, увидеть в нём потенциал и бросить все силы на его развитие. Причём сделать это так, чтобы ребёнок хотел учиться и мог это делать.