Сенсорная интеграция в детском саду

Выпуск - №34(682)   :   11.09.2025
225

Whats-App-2025-06-09-20-47-12-1d09708b

Современные дети – это дети с повышенной чувствительностью к миру. Одни остро реагируют на громкие звуки, другие не переносят прикосновений, третьи не могут усидеть на месте и сосредоточиться на задании. Всё это может быть связано с особенностями сенсорной интеграции.
У взрослых возникает вопрос, что это такое? Моя миссия как педагога-психолога детского сада донести до родителей и педагогов дошкольной организации суть сенсорной интеграции – процесса, с помощью которого мозг обрабатывает информацию от органов чувств: слуха, зрения, осязания, движения и равновесия. Когда всё работает слаженно, ребёнок спокойно воспринимает окружающий мир, развивается, играет и учится. Но если мы наблюдаем сложности в поведении, а именно, ребёнку трудно сосредоточиться, он становится тревожным, раздражительным или, наоборот, вялым, возникает необходимость включения в психолого-педагогическое сопровождение сенсорную интеграцию.

Whats-App-2025-06-09-20-47-21-b52e1618-1


Опыт моей практической работы показывает, что, если мы наблюдаем такие проявления, как: малыш закрывает уши от обычного шума, боится песка или краски на руках, не может сидеть на стуле даже пять минут, часто «врезается» в предметы, не замечает, что упал, быстро устаёт или, наоборот, постоянно в движении, актуальность включения в повседневную жизнь элементов сенсорной интеграции возрастает. Большую результативность показывают сенсорные уголки, в которых дети могут отдохнуть, потрогать разные поверхности, покататься на качелях или поиграть в тишине.
Педагогам групп я рекомендую использовать упражнения и игры, развивающие равновесие, внимание и координацию, тактильные и двигательные занятия с песком, водой, мячами, массажными ковриками. Использование этих приёмов поможет детям успокоиться, сосредоточиться, лучше понимать себя и своё тело. Это особенно важно для малышей с СДВГ, аутизмом, тревожностью или просто высокой чувствительностью.
Моя задача при выстраивании маршрута сопровождения воспитанник, не ставить диагноз, а создавать условия, в которых ребёнок чувствует себя безопасно и уверенно. Мои рекомендации родителям заключаются во внимательном отношении к особенностям в поведении малыша. Если он боится громких звуков, не любит яркий свет или слишком бурно реагирует на прикосновения, возможно, ему нужна мягкая сенсорная поддержка. Главное – не пугаться, а наблюдать и при необходимости обратиться к специалистам.
Необходимо помнить, что сенсорная интеграция – не мода, а забота о том, чтобы каждый ребёнок мог расти в мире, где его чувствуют и понимают.

Татьяна ШЕНКЕЛЬ,
 педагог-психолог я/с «Улыбка», г. Лисаковск

Актуально

Реклама

Учитель – это светоч нации. Ежедневным кропотливым трудом каждый из вас вносит неоценимый вклад в развитие страны. Вы сеете семена знаний в молодые сердца и растите мыслящую нацию. Ибрай Алтынсарин говорил: «Превыше всего я ценю хорошего учителя». Педагог – ключевая фигура в построении будущего страны, поэтому ему должно быть отведено достойное место в обществе.

Я спросил у посла Японии, каким образом его страна сумела так быстро достичь высокой степени развития, стала играть в мире столь важную роль? Мне очень понравился ответ посла: «Японцы верили, что единственный способ поднять страну – это дать своим детям лучшее образование, чем они имели сами, самым важным для них было уйти от своего положения крестьян и получить образование. Поэтому в семьях огромные усилия прикладывались к тому, чтобы поощрять детей хорошо учиться в школе, чтобы они могли чего-то достичь. Из-за этого стремления постоянно чему-то учиться, через систему образования распространялись новые идеи из внешнего мира. Это одна из причин быстрого развития Японии».