Система работы с одарёнными детьми

Выпуск - №16(463)   :   26.04.2021
137

Для развития творческих способностей необходимо своевременно выявлять детей с предпосылками одарённости.

Важный момент на начальном этапе выявления одарённых детей – отбор диагностического инструментария. Он действует на таких принципах, как психодиагностическое обследование, переход от диагностик к методам «диагностики развития». Прежде выявляем данные об одарённости через беседы и опросы родителей, затем используем диагностический инструментарий по выявлению способностей дошкольника.
Диагностики подобраны по трём типам одарённости. Интеллектуальный тип легче всего виден и наиболее высоко оценивается. Как правило, при этом типе одарённости отмечается устойчивая система познавательных интересов. Ребёнка интересуют все спектры познания: литература, математические знания, явления природы и др.
Художественный тип проявляется достижениями в музыке, танце, живописи, скульптуре, сценической деятельности. Данный тип мы отслеживаем на занятиях по изобразительной деятельности, музыкальных занятиях, в художественной самостоятельной деятельности, физической культуре. Эти два типа одарённости сравнительно легко определяются педагогами, воспитателями и родителями. Диагностика во многих случаях не требует специальной помощи психолога. К этому же типу относим психомоторную или спортивную одарённость (художественная гимнастика и акробатика).
Лидерская или социальная одаренность сравнительно легко просматривается, но не принимается именно как вид одарённости. Она характеризуется способностью понимать других людей, строить с ними конструктивные отношения, руководить ими. Лидерская одарённость, по мнению многих исследователей, предполагает достаточно высокий уровень интеллекта, однако наряду с этим необходима и хорошо развитая интуиция, способность к сопереживанию. Есть лидеры действия, они умеют принимать решения, ведут за собой.
Определив метод развития детских способностей и изучив особые свойства ребёнка, внедряем концепцию «активизирующей модели», уделяя большее время тем видам, которые для детей представляют особый интерес. Это впоследствии дает ребёнку перспективу перехода от индивидуального образовательного маршрута к индивидуальному образованию. При этом действуют следующие принципы: применение междисциплинарного подхода, углублённое изучение выбранной способности, поощрение креатива. Учим детей думать через интерес. А что для дошкольника интересно? Игра, опыты, исследования. Такая деятельность побуждает детей к самостоятельным выводам, решениям.
Наша работа с одарёнными детьми ориентируется не только на узкую специализацию, но и на максимальное расширение круга его интересов. Ребёнок, который попробует многое в раннем возрасте, делает осознанный выбор в старшем возрасте.
Выбрав концепцию и методики развития способностей, можем смоделировать маршрут по развитию одарённости ребёнка. Он включает в себя компоненты: выявление одарённых, определение типа одарённости, выбор концепции (активизирующая модель), развитие творческих способностей, развитие индивидуальных способностей по индивидуально-развивающим программам (модель прилагается). 
Естественно, что разнообразие теоретических моделей и подходов к пониманию сущности и возможностей развития детской одарённости приводит к множеству методов её выявления и построению стратегий образовательной работы с одарёнными детьми. При этом выявление является первым звеном в любой работе с одарёнными детьми. Наш метод выявления одарённости включает в себя умелое использование образовательных технологий и организации деятельности дошкольника, учитывая его интересы и склонности.
Ведущим средством и формой организации педагогического процесса является любой вид деятельности, который ребёнок может выполнять относительно самостоятельно, независимо от взрослого. Педагог будет режиссёром этой деятельности, а дети подскажут взрослому, что им интересно и нужно. Это является критерием при отслеживании развития ребёнка через систему индивидуально-развивающих программ, которые составляются после определения типа одарённости.
Позиция педагога – реализация индивидуальности ребёнка, самораскрытие природных задатков, развитие одарённости. Данная система работы с одарёнными детьми в течение нескольких лет имеет свои достижения. Наши воспитанники преуспевают в спортивных соревнованиях, посещают спортивные секции – 55%, поступают в музыкальную школу – 20%, в специализированную школу с обучением английскому языку – 35%. 

Гульбану НУРСЕИТОВА,
директор я/с «Мұрагер», г. Лисаковск

Реклама

Трогательное суеверие заключается в том, будто благодаря знанию всё большего числа фактов человек приходит к знанию действительности. Сотни разбросанных, не связанных друг с другом фактов вбиваются в головы учеников; их время и энергия заняты заучиванием всё большего и большего числа фактов, так что для мышления остается мало времени и сил. Несомненно, мышление без знания фактов остаётся пустой фикцией; однако одна только «информация» может оказаться таким же препятствием для мышления, как и её отсутствие.

Я никогда не учу своих учеников, я пытаюсь только обеспечить условия, в которых они смогут учиться. Учителю необходимо узнать об интересах ученика, увидеть в нём потенциал и бросить все силы на его развитие. Причём сделать это так, чтобы ребёнок хотел учиться и мог это делать.