Для развития творческих способностей необходимо своевременно выявлять детей с предпосылками одарённости.
Важный момент на начальном этапе выявления одарённых детей – отбор диагностического инструментария. Он действует на таких принципах, как психодиагностическое обследование, переход от диагностик к методам «диагностики развития». Прежде выявляем данные об одарённости через беседы и опросы родителей, затем используем диагностический инструментарий по выявлению способностей дошкольника.
Диагностики подобраны по трём типам одарённости. Интеллектуальный тип легче всего виден и наиболее высоко оценивается. Как правило, при этом типе одарённости отмечается устойчивая система познавательных интересов. Ребёнка интересуют все спектры познания: литература, математические знания, явления природы и др.
Художественный тип проявляется достижениями в музыке, танце, живописи, скульптуре, сценической деятельности. Данный тип мы отслеживаем на занятиях по изобразительной деятельности, музыкальных занятиях, в художественной самостоятельной деятельности, физической культуре. Эти два типа одарённости сравнительно легко определяются педагогами, воспитателями и родителями. Диагностика во многих случаях не требует специальной помощи психолога. К этому же типу относим психомоторную или спортивную одарённость (художественная гимнастика и акробатика).
Лидерская или социальная одаренность сравнительно легко просматривается, но не принимается именно как вид одарённости. Она характеризуется способностью понимать других людей, строить с ними конструктивные отношения, руководить ими. Лидерская одарённость, по мнению многих исследователей, предполагает достаточно высокий уровень интеллекта, однако наряду с этим необходима и хорошо развитая интуиция, способность к сопереживанию. Есть лидеры действия, они умеют принимать решения, ведут за собой.
Определив метод развития детских способностей и изучив особые свойства ребёнка, внедряем концепцию «активизирующей модели», уделяя большее время тем видам, которые для детей представляют особый интерес. Это впоследствии дает ребёнку перспективу перехода от индивидуального образовательного маршрута к индивидуальному образованию. При этом действуют следующие принципы: применение междисциплинарного подхода, углублённое изучение выбранной способности, поощрение креатива. Учим детей думать через интерес. А что для дошкольника интересно? Игра, опыты, исследования. Такая деятельность побуждает детей к самостоятельным выводам, решениям.
Наша работа с одарёнными детьми ориентируется не только на узкую специализацию, но и на максимальное расширение круга его интересов. Ребёнок, который попробует многое в раннем возрасте, делает осознанный выбор в старшем возрасте.
Выбрав концепцию и методики развития способностей, можем смоделировать маршрут по развитию одарённости ребёнка. Он включает в себя компоненты: выявление одарённых, определение типа одарённости, выбор концепции (активизирующая модель), развитие творческих способностей, развитие индивидуальных способностей по индивидуально-развивающим программам (модель прилагается).
Естественно, что разнообразие теоретических моделей и подходов к пониманию сущности и возможностей развития детской одарённости приводит к множеству методов её выявления и построению стратегий образовательной работы с одарёнными детьми. При этом выявление является первым звеном в любой работе с одарёнными детьми. Наш метод выявления одарённости включает в себя умелое использование образовательных технологий и организации деятельности дошкольника, учитывая его интересы и склонности.
Ведущим средством и формой организации педагогического процесса является любой вид деятельности, который ребёнок может выполнять относительно самостоятельно, независимо от взрослого. Педагог будет режиссёром этой деятельности, а дети подскажут взрослому, что им интересно и нужно. Это является критерием при отслеживании развития ребёнка через систему индивидуально-развивающих программ, которые составляются после определения типа одарённости.
Позиция педагога – реализация индивидуальности ребёнка, самораскрытие природных задатков, развитие одарённости. Данная система работы с одарёнными детьми в течение нескольких лет имеет свои достижения. Наши воспитанники преуспевают в спортивных соревнованиях, посещают спортивные секции – 55%, поступают в музыкальную школу – 20%, в специализированную школу с обучением английскому языку – 35%.
Гульбану НУРСЕИТОВА,
директор я/с «Мұрагер», г. Лисаковск
Не тот учитель, кто получает воспитание и образование учителя, а тот, у кого есть внутренняя уверенность в том, что он есть, должен быть и не может быть иным. Эта уверенность встречается редко и может быть доказана только жертвами, которые человек приносит своему призванию.
Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, он будет лучше того учителя, который прочёл все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он совершенный учитель.