Современные реалии, или Медиообразование в дошкольном возрасте

Выпуск - №25 (421)   :   21.06.2020
326

События последних месяцев подвели нас, педагогов дошкольного пространства, к необходимости искать новые подходы к развитию детей.  В педагогический процесс уже давно вторглись интерактивные технологии, проектная деятельность. Настала очередь медийным и дистанционным формам обучения. 

Одним из приоритетных направлений стало медиаобразование в дошкольном возрасте, которому в нашей стране до недавнего времени уделялось недостаточно внимания. 

Медиаобразование обусловлено несколькими факторами. Во-первых, дошкольный возраст является чрезвычайно важным периодом для интеллектуального, физического и эмоционального развития детей. Во-вторых, по нашим наблюдениям, современный ребёнок к моменту поступления в школу имеет, как правило, значительный аудиовизуальный опыт: активно общается с телевизионной, компьютерной, видео- и звукозаписывающей техникой, владеет навыками мобильной телефонии. Вы, вероятно, замечали, что современные дошколята быстрее взрослых овладевают медийными новшествами, имеют значительный медийный опыт и стойкие медийные предпочтения: любимые мультфильмы, компьютерные игры, телепередачи. 

Результат медиаобразования – это медиаграмотность детей. Медиаграмотность относительно дошкольного возраста – это умение формулировать медиаинформационную потребность, искать, отбирать, оценивать информацию, создавать посильный возрасту медиаинформационный продукт, умение понимать сюжет, различать выразительные средства медиатекстов (соответствующих данному возрасту), выражать своё отношение к медийной информации, участвовать в медиаобразовательных играх. Важно не допустить формирования клипового мышления, вырабатываемого при длительном потреблении низкосортной информации, которое, по мнению психологов, изменяет восприятие окружающего мира, снижает уровень критического сознания.

Главная задача на данный момент – создание условий медиаобразовательной среды детских садов для развития у детей старшего и предшкольного возраста основ медиаграмотности. Качественно построенная медийная среда позволит дошкольным специалистам в процессе формирования медиаграмотности успешно развивать навыки работы в детском коллективе (планирование различных видов деятельности, обмен информацией, создание продуктов коллективной творческой деятельности, умение доводить начатое дело до конца). 
Если получится избежать таких рисков как финансово-экономическая недостаточность детских садов при создании медиаобразовательной среды, то мы сможем познакомить детей с процессом фото- и видеосъёмки, элементарными правилами пользования фотоаппаратом и видекамерой, перенос цифрового материала на компьютер.

Важным фактором остаётся медиакомпетентность и медийная культура педагогов. Педагоги должны понять простую истину: грамотное использование медиаинформационных технологий выведет воспитательно-образовательный процесс на новый уровень развития. В деятельности дошкольных специалистов должен прослеживаться медиаинформационный стиль педагогической деятельности. В ближайшее время возникнет потребность в курсовой подготовке по данной проблеме.

Актуален вопрос решения проблемы развития медиаграмотности дошкольников в условиях семьи. Что может помочь  ребёнку в восприятии медиаинформации? Семейное чтение, совместный просмотр развивающих передач, обсуждение материала. Помимо этого, у детей сформируется радость и эмоциональный комфорт от участия в совместной деятельности с родителями. Медиаобразовательный союз семьи и детского сада позволит воспитать личность, способную активно существовать в современном медиаинформационном обществе.
Мы только начинаем делать первые шаги в этом направлении. Впереди подбор игровых технологий, разработка инструментов, создание проектов по медиатворчеству и разработка продукции. Ориентир на медиаграмотность!

Елена БРИТВИНА, 
методист я/с «Улыбка», г. Лисаковск

Реклама

Трогательное суеверие заключается в том, будто благодаря знанию всё большего числа фактов человек приходит к знанию действительности. Сотни разбросанных, не связанных друг с другом фактов вбиваются в головы учеников; их время и энергия заняты заучиванием всё большего и большего числа фактов, так что для мышления остается мало времени и сил. Несомненно, мышление без знания фактов остаётся пустой фикцией; однако одна только «информация» может оказаться таким же препятствием для мышления, как и её отсутствие.

Я никогда не учу своих учеников, я пытаюсь только обеспечить условия, в которых они смогут учиться. Учителю необходимо узнать об интересах ученика, увидеть в нём потенциал и бросить все силы на его развитие. Причём сделать это так, чтобы ребёнок хотел учиться и мог это делать.