Выдающийся философ и педагог Жан-Жак Руссо одним из первых предложил рассматривать среду, как условие оптимального саморазвития личности, считая, что благодаря ей ребёнок сам может развивать свои индивидуальные способности и возможности. Роль взрослого заключается в правильном моделировании такой среды, которая способствует максимальному развитию ребёнка.
Сегодня система дошкольного образования проживает период серьёзного обновления. Вместе с этим изменились формы организации образовательной деятельности, существенно изменилась социокультурная среда, в которой растут современные дети. Вопрос организации предметно-развивающей среды ДО на сегодняшний день наиболее актуален, так как является важным критерием оценки деятельности дошкольной организации по ГОС ДВО.
Государственный общеобязательный стандарт РК даёт следующее определение этого понятия: предметно-пространственная развивающая среда – система условий, обеспечивающая личностное, эмоциональное, социальное и интеллектуальное развитие детей дошкольного возраста. Предметно- развивающая среда должна быть: безопасна, доступна, многообразна, содержательна, многофункциональна, привлекательна.
Развивающая среда выступает в роли стимулятора, она обогащает личностное развитие, способствует раннему проявлению разносторонних способностей. Поддержка инициативы является также условием, необходимым для создания социальной ситуации развития детей. Предметно-развивающая среда организуется так, чтобы каждый ребёнок имел возможность свободно заниматься любимым делом.
Таким образом, предметно-развивающая среда – процесс, который позволяет дошкольной организации постоянно совершенствовать профессиональное мастерство педагогов, повышать качество образовательного процесса, а так же иметь высокий рейтинг и доверие у родителей. В этой связи в яслях- саду №8 прошёл педагогический совет по теме одной из годовых задач ДО на текущий учебный год «Развивающая среда как средство развития инициативности и самостоятельности детей дошкольного возраста».
В рамках подготовки к педсовету была проведена предварительная работа: консультации, открытые просмотры деятельности на развитие детской инициативности и самостоятельности посредством развивающей среды, смотр-конкурс «Лучшая развивающая среда группы», тематический контроль «Создание условий организации предметно-развивающей среды как средства развития самостоятельности детей дошкольного возраста».
С целью вовлечения педагогов в активный творческий поиск, выявления и изучения опыта интересных идей и находок педагогический совет проведён в нетрадиционной форме «Аукцион педагогических идей». На аукцион были выставлены необычные лоты – педагогическая продукция наших педагогов. Представленными идеями педагоги пополнили методические копилки, которые будут применять в своей деятельности.
Завершился педагогический совет на мажорной ноте: были подведены итоги отборочного тура городского конкурса «Сердце отдаю детям» и смотра-конкурса «Лучшая развивающая среда группы». Педагогам были вручены дипломы и ценные подарки.
Елена ЗАХАРОВА,
методист я/с №8, г. Костанай
Не тот учитель, кто получает воспитание и образование учителя, а тот, у кого есть внутренняя уверенность в том, что он есть, должен быть и не может быть иным. Эта уверенность встречается редко и может быть доказана только жертвами, которые человек приносит своему призванию.
Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, он будет лучше того учителя, который прочёл все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он совершенный учитель.