STEM-образование и робототехника в дошкольной организации

Выпуск - №13 (460)   :   02.04.2021
713

STEM-технологии в образовании становятся полноправным средством достижения эффективности в познании окружающего мира во всём его многообразии. Понимание того, что современный ребёнок должен быть инициативным и любознательным, с нестандартным инженерным стилем мышления, способным выйти из любой критической ситуации, уже прочно входит в приоритеты педагогики, в том числе и дошкольной.


 
Цель STEM-образования – развитие интеллектуальных способностей в процессе познавательно-исследовательской деятельности и вовлечение в научно-техническое творчество детей дошкольного возраста. Робототехника напрямую связана со STEM-образованием. Она является интегральной STEM-дисциплиной, объединяющей в себе конструирование, техническое творчество, программирование. К образовательной деятельности дети приступают с пониманием инженерной науки и программирования. Робототехника является универсальным инструментом для интеллектуального развития дошкольников, обеспечивает интеграцию различных областей и даёт возможность заниматься образованием и воспитанием. 
В нашей дошкольной организации создаются условия и содействие интеллектуальному развитию воспитанников в целостном образовательном пространстве через внедрение инновационной развивающей технологии STEM-образование. С целью повышения профессиональной компетенции в данном направлении воспитатель Лилия Дубкова приняла участие в республиканском онлайн-семинаре «Организация работы по внедрению STEM-технологий в дошкольное образование». В рамках курсовой подготовки  по темам «Образовательная и соревновательная робототехника в дошкольных организациях образования», «STEM-образование для детей с особыми образовательными потребностями в дошкольных организациях» педагоги получили необходимые знания для проведения занятий по робототехнике в детском саду, а также для проведения тренерской работы и подготовки команд на соревнования.
Для реализации технологии были приобретены комплекты современного оборудования по внедрению робототехники в воспитательно-образовательный процесс: УМК «Алгоритмика мышонка», робот Botley программируемый, набор для конструирования роботизированный «Робот-Kids». Именно такие роботы-игрушки нового поколения превращают комплексное инновационное обучение в увлекательное приключение. 



Внедрение STEM-технологий в яслях-саду №2 реализуется через кружковую работу «Лего+робототехника» и в рамках вариативного компонента «Английский +робототехника». Во время занятий дети самостоятельно составляют алгоритм движения с помощью карт программирования, позволяющий им найти нужный предмет. Это способствует закреплению счёта, ориентировки в пространстве и на плоскости.
Первое знакомство детей дошкольного возраста с робототехникой в детском саду произошло благодаря набору «Робомышь». С помощью данных устройств дети могут с лёгкостью изучать программирование, задавая роботам план действий и разрабатывая для них различные задания (приключения). Понятие алгоритмов, последовательности действий, развитие логики и ориентации в пространстве, правила управления просты и понятны, в игровой форме юные программисты учатся первым азам в управлении техникой и создании последовательных программ для действия роботов. Яркие цвета, кнопочки и красочные карточки с заданиями вызывают неподдельный интерес детей, формируя позитивное отношение к программированию, увлекаясь, дети активно развивают мышление, память, внимание, координацию движений и ориентацию в пространстве и на плоскости. 



В основе образовательной робототехники лежат игровые технологии, этим в значительной степени обусловлена её популярность. Безусловно, игра является эффективным методом и формой организации обучения, она позволяет дошкольникам учиться, не замечая процесса обучения. В декабре 2020 года наши ребята Виталий Жигайло и Елизавета Артёмова приняли участие в региональном научно-техническом  турнире  «Робомышь», конкурсные соревнования  прошли в дистанционном формате. 
Подобная образовательная деятельность дает возможность ребёнку освоить сложные технические науки, научиться находить нестандартные решения для любых задач, придумывать и реализовывать собственные проекты, доводить начатое до своего логического завершения. По мнению некоторых психологов, дошкольная робототехника развивает и лидерские качества через общение со сверстниками и педагогами.
За этой технологией большое будущее. Робототехника показала высокую эффективность в воспитательном процессе, она успешно решает проблему социальной адаптации детей. Мы делаем первые шаги  и,  учитывая преимущества STEM-образования,  будем пополнять имеющиеся технические и методические ресурсы. 

Ольга ИКОННИКОВА,
методист,
Лилия ДУБКОВА, 
воспитатель я/с №2, г. Рудный

Реклама

Не тот учитель, кто получает воспитание и образование учителя, а тот, у кого есть внутренняя уверенность в том, что он есть, должен быть и не может быть иным. Эта уверенность встречается редко и может быть доказана только жертвами, которые человек приносит своему призванию.
Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, он будет лучше того учителя, который прочёл все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он совершенный учитель.