Экологическое воспитание детей – это формирование положительного отношения к окружающей среде: земле, воде, флоре, фауне. Научить детей любить и беречь природу, бережно использовать природные богатства – основные задачи дошкольного воспитания.
Природа для дошкольника – источник знаний и впечатлений, она не перестаёт удивлять и восхищать своими красотами. Она учит его наблюдать, думать, размышлять. Экологическое воспитание – основа экологической культуры, ориентированной на общечеловеческие ценности: единство природы и человечества. Мы – неотъемлемая часть Земли. То, что происходит с планетой, происходит и с нами, её жителями. И если мы хотим сохранить жизнь свою, страны, планеты, нужно воспитывать в себе и в детях стремление беречь природу.
Экологическое воспитание осуществляется через весь педагогический процесс – в повседневной жизни и на занятиях. Свои занятия я строю таким образом, чтобы, с одной стороны, ответить на интересующие детей вопросы и удовлетворить их любопытство, а с другой – обеспечить усвоение ими необходимых знаний. Экологические сказки помогают раскрыть сложные явления в природе, на экскурсиях проводим наблюдения за объектами и явлениями природы в разные времена года, в исследовательской работе проводим опыты и эксперименты. В процессе работы и наблюдений дети учатся рассуждать, размышлять, формулировать, обобщать, делать выводы. При этом тренируется их внимание, память, речь, произвольное восприятие.
На занятиях по художественной литературе, по развитию речи мы с детьми читаем рассказы, рассматриваем картины, учим стихотворения, поговорки, просматриваем видеоролики, в которых описывается красота природы, где мир природы для ребёнка становится миром чудес. На аппликации работаем с природным материалом: шишками, желудями, засушенными листьями, веточками, семенами. В нашем классе есть книжный уголок, в котором собраны произведения В.Бианки, С.Дрожжина, Г.Цыферова, С.Есенина, М.Алимбаева, Ж.Жабаева, К.Идрисова, Н.Носова, М.Пришвина и многих других писателей, которые раскрывают для детей мир природы.
Роза ЧИРКОВА,
педагог-воспитатель КПП Карабалыкской ОШ им. М.Горького
Не тот учитель, кто получает воспитание и образование учителя, а тот, у кого есть внутренняя уверенность в том, что он есть, должен быть и не может быть иным. Эта уверенность встречается редко и может быть доказана только жертвами, которые человек приносит своему призванию.
Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, он будет лучше того учителя, который прочёл все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он совершенный учитель.