Работа с родителями – серьёзный и очень сложный процесс. Мы, воспитатели, ведём работу не только с детьми, но и с их родителями, так как это неразрывная цепочка, ведь невозможно воспитывать ребёнка без сотрудничества с семьёй.
Как показывает наша практика, жизнь и развитие образовательного учреждения в настоящее время немыслимы без активного участия в этом родителей как единомышленников и полноправных участников образовательного процесса. Переход к новым формам отношений, признание приоритета семейного воспитания опирается на такие понятия, как «сотрудничество» и «взаимодействие».
Проблема взаимодействия детского сада с семьёй всегда была актуальной и трудной. Почему так? Актуальной, потому что, участие родителей в жизни своих детей помогает им увидеть многое, а трудной, потому что все родители разные, к ним, как и к детям нужен особый подход. Поэтому мы стараемся найти индивидуальный подход, завоевать доверие и авторитет родителей.
Главное в жизни ребёнка – это семья. Некоторые родители, особенно молодое поколение, не владеют в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребёнка. Видно, что порой воспитание ребёнка осуществляется «вслепую», интуитивно. Такое воспитание не приносит хороших и позитивных результатов. Не секрет, что общаться с такими родителями зачастую бывает очень сложно: трудно достучаться до пап и мам, порой нелегко им объяснить, что ребёнка надо не только накормить и красиво одеть, но и общаться с ним, научить его думать, высказывать свои мысли.
Мы работаем в детском саду не первый год, и каждый раз приходится сталкиваться с данной проблемой. Как изменить такое положение? Как заинтересовать родителей в совместной работе? Как создать единое пространство развития ребёнка в семье и дошкольной организации, сделать родителей участниками воспитательного процесса? Опыт работы показывает, что в результате применения современных форм работы, взаимодействия позиция родителей становится более гибкой. Родители становятся непосредственными участниками жизни детского сада. Они уже не зрители и наблюдатели, а активные союзники воспитателей.
Совместная деятельность родителей и педагогов положительно влияет на воспитанников. Дети становятся более уверенными в себе, с гордостью и уважением относятся к своим родным. Активное участие родителей в воспитательном процессе важно не потому, что этого хочет воспитатель, а потому, что это необходимо для развития ребёнка.
Со временем нам пришлось искать новые удобные и безопасные формы работы с воспитанниками и их родителями. Наша система работы с семьёй позволяет привлечь родителей к совместной деятельности по воспитанию и обучению детей, раскрыть перед ними важные стороны психолого-педагогического развития ребёнка на каждой возрастной ступени дошкольного детства и порекомендовать соответствующие приёмы воспитания. Перед нами стоит задача непрерывно продолжать развитие детей, для этого разрабатываются всевозможные консультации, фото- и видеоматериалы, которые служат помощью для родителей в вопросах воспитания и обучения детей в семье.
В связи с тем, что на данном этапе нет возможности использовать традиционные методы работы с родителями, мы активно используем социальные сети, мессенджеры, с помощью которых общаемся с родителями. Также для наглядной информации в родительские чаты рассылаем буклеты «Готовность ребёнка к школе», «Чему нужно научить ребёнка до школы?», «Скоро в школу. Готовы ли родители к школе?», различные игры и упражнения на развитие памяти, внимания, мышления, графомоторики, гимнастика для мозга.
Не все родители были готовы сразу включиться в процесс общения такими методами, но постепенно количество заинтересованных стало значительно больше. Еженедельно подбирали полезные статьи, консультации, памятки, ссылки, задания, необходимые для родительского ознакомления, рисунки, поделки, рекомендации, советы, выставки совместного творчества детей и родителей, поделки из природного материала («Безопасная дорога», «Осеннее вдохновение», Мы за здоровый образ жизни»), конкурсы, фотокроссы «Безопасный маршрут из дома в детский сад», «Азбука безопасности». Родители с удовольствием участвуют в таких формах работы, которые уже стали традиционными, но всё же вызывают огромный интерес малышей и желание мам и пап заниматься со своими детьми.
Этот вид взаимодействия позволяет без визуального контакта проконсультировать родителей, ответить на интересующие их вопросы, прислать задания для самостоятельной работы с ребёнком, а также познакомить их с играми. Результатом взаимодействия стало повышение уровня воспитательно-образовательной деятельности родителей, что способствовало развитию их творческой инициативы. Родители с удовольствием идут на контакт с нами и выполняют рекомендации, так как сами являются участниками педагогического процесса, а также убеждаются в эффективности нашей работы, в нашем профессионализме и добрых намерениях.
Активность родителей в создании фотогазет, выставок, фотовыставок («Как мы провели лето», «Моя спортивная семья», «Чудеса из ничего»), в выполнении домашнего задания говорит о том, что эти формы работы являются востребованными. Наглядное информационное направление даёт возможность донести до родителей любую информацию в доступной форме, напомнить тактично о родительских обязанностях и ответственности.
Родители наших воспитанников стали активными участниками всех дел в группе, детского сада, помощниками, научились взаимодействовать друг с другом. Формы работы могут быть разными, но главное помнить, что необходимо с уважением и пониманием относиться к родителям, что это трудный, но интересный и благодарный труд.
Светлана ГЛАДЫШЕВА,
Галина ЧУМАК,
воспитатели я/с №9, г. Костанай
Не тот учитель, кто получает воспитание и образование учителя, а тот, у кого есть внутренняя уверенность в том, что он есть, должен быть и не может быть иным. Эта уверенность встречается редко и может быть доказана только жертвами, которые человек приносит своему призванию.
Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, он будет лучше того учителя, который прочёл все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он совершенный учитель.