60 лет ККАТ: храним лучшее, внедряем новое 

Выпуск - №47 (443)   :   26.11.2020
302

Система технического и профессионального образования за свои 80 лет пережила периоды становления, расцвета, трудностей, преобразований, а сейчас вышла на путь уверенного развития. Костанайский колледж автомобильного транспорта, отметивший 60-летие со дня образования, может служить наглядным примером деятельной и прогрессивной организации ТиПО. 


Работу новой лаборатории технического обслуживания автомобилей демонстрируют замдиректора по УПР Сергей Булат, заведующий мастерскими Виталий Кучеренко и мастер производственного обучения Кирилл Булат

И дело не только в каких-то внешних статусных изменениях и переименованиях: зародившись, как Кустанайский техникум автомобильного транспорта, учебное заведение в разные годы являлось центром подготовки квалифицированных рабочих. Разумеется, речь о более важных, качественных изменениях, благодаря которым состоялся наш колледж, приобретя репутацию солидного и уникального, единственного в своем роде учебного заведения.

Становлению и развитию колледжа способствовало в первую очередь то, что в обществе всегда ощущалась потребность в таких специалистах, как техники-геодезисты, техники-механики, слесари по ремонту автомобилей, электрики по ремонту автомобильного электрооборудования, электрогазосварщики, техники-электроники, техники-строители, которых мы ежегодно выпускаем. Авторитет колледжа рос и креп благодаря нескольким поколениям талантливых педагогов, ветеранов педагогического труда. Свою весомую лепту внесли и прекрасно знающие свое дело первые руководители колледжа. 

Как не вспомнить с особой теплотой имена директоров нашего учебного заведения. 1959-1960 г.г. – первый учебный год и первый его директор – Николай Тимофеевич Дергунов, при котором на базе 7 и 10 классов было открыто два отделения. В 1961-1962 учебном году техникум становится базовым в области и готовит специалистов по пяти специальностям. В 1970 году директором назначается Александр Васильевич Миронов, который руководил техникумом в течение четырех лет, а с мая 1974 по 2004 год техникум возглавлял Геннадий Степанович Соколов, который являлся председателем республиканского учебно-методического объединения колледжей и председателем совета директоров колледжей.

Как не напомнить лишний раз об огромном вкладе, который внесли в развитие нашего колледжа их коллеги. Наше учебное заведение стало своего рода стартовой площадкой для многих известных в регионе педагогов, находящихся ныне на заслуженном отдыхе. Имена ветеранов-педагогов Т.Амирова, М.Искакова, З.Колосовой, Х.Беспаева, Р.Сагимбаева, Н.Кочина, В.Колниболотского, Н.Писаревой, Н.Сек, Б.Колпакова, А.Колпаковой, Н.Мирошниченко, А.Сташкевич, П.Маслова, В.Макерова, Э.Сокур, Г.Курило, С.Науменко, Г.Ткаченко, Ф.Решетченко, М.Шайкеновой, В.Иютина, А.Бадерина, К.Агатаева, Л.Узингер, Н.Ногиной, А.Жусупова, И.Ефремова, Н.Тимошенко и других для нас значат многое и сегодня.
Мы с гордостью вспоминаем о преподавателях – ветеранах Великой Отечественной войны, которые в течение долгих лет служили примером для подрастающего поколения: Василий Иванович Рудягин, Иван Александрович Авдоничев, Иван Алексеевич Колосов, Захар Егорович Пяткин. Коллектив колледжа гордится своими выпускниками, среди которых ветеран Великой Отечественной войны Герой Советского Союза Александр Иосифович Парадович. А выпускники В.Рубинский, М.Лобанов, П.Павлина, Б.Кузнецов, Г.Лепетин впоследствии стали замечательными руководителями организаций и предприятий города. 



Высокую планку, установленную нашими ветеранами в нелёгком педагогическом труде, особое чувство ответственности за качество обучения сохраняет и приумножает нынешний педагогический коллектив. Достаточно сказать, что мы успешно прошли государственную аттестацию, институциональную и специализированную аккредитацию. Колледж располагает современной материально-технической базой. Оборудованы лаборатории, мастерские для производственного обучения: слесарная, токарная, сварочная, монтажно-демонтажная, шиномонтажная. Учебные кабинеты оснащены компьютерами, имеющими выход в интернет, действуют библиотека, спортивные залы. Администрация колледжа стремится создать комфортные условия для развития студентов и преподавателей. 
В колледже трудятся опытные преподаватели, применяющие наряду с традиционной формой обучения и новые образовательные технологии. Это С.Булат, Ф.Искаков, Т.Альмагамбетов, В.Байняшев,  К.Досанова, Г.Мухамбетжанова, Г.Баймагамбетова, И.Ротман, Ю.Лучина, С.Дирксен, Г.Невпряга, Л.Абедчанова, Е.Конышева, М.Токушева, В.Закалюжный, Н.Голубев, С.Ковбица, Л.Ержаканова, Н.Ромащенко, Т.Сиротенко, В.Янков, и другие. К сожалению, назвать всех педагогов нет возможности. Ведь в колледже добросовестно работают более ста преподавателей, и все они заслуживают в свой адрес добрых слов.

Наши преподаватели активно занимаются повышением квалификации, являются участниками мастер-классов, различных учебных курсов. Так, в 2012 году курсы обучения в Сингапуре прошли девять наших преподавателей, в 2014 году во Франции – трое, в Финляндии – трое, Германии – двое, Минске –четверо, в Санкт-Петербурге – двое, в Москве – двое. За 2015 год 15 педагогов прошли курсы и стажировки в Республиканском институте профессионального образования Беларуси. Более 60% педагогических работников колледжа имеют высшую и первую квалификационную категорию. В.Закалюжный награждён знаком «Почётный работник образования РК», С.Булат, Ф.Искаков, Е.Конышева – обладатели нагрудного знака «Ибрай Алтынсарин», Г.Мухамбетжанова награждена медалью «Құрметті педагог», труд многих педагогов отмечен грамотами и благодарственными письмами МОН РК. Высокая квалификация сотрудников позволяет нам достойно представлять свою работу на мероприятиях различного уровня.

Главная задача, которую решает коллектив нашего колледжа, – подготовка современного специалиста, способного конкурировать в изменяющихся условиях рынка. Поэтому не случайно педагогический коллектив колледжа работает над методической проблемой «Совершенствование профессиональной компетентности педагогических кадров в условиях модульного обучения как фактор повышения качества образования и формирования конкурентоспособного специалиста».
Отличительной особенностью нашего учебного заведения является его открытость и стремление к тесному сотрудничеству с различными организациями для осуществления полноценной деятельности колледжа, оперативного восприятия передового опыта и новых технологий обучения. К примеру, в рамках непрерывного профессионального образования мы активно сотрудничаем с организациями ТиПО городов Нур-Султана, Алматы, Актобе, Караганды, Павлодара и Костанайской области в рамках работы учебно-методического объединения по профилю «Автомобильный транспорт». Так, в 2019 году на базе колледжа проведён республиканский семинар «Реализация интегрированных образовательных программ, основанных на модульно-компетентностном подходе».  

Мы имеем большой опыт социального партнёрства с  основными работодателями области и региона: КФ АО «Агромаш-Холдинг», ТОО «СарыаркаАвтоПром», КОФ АО «Казпочта», ТОО «Агротехмаш», ТОО «Олжа-Ак-кудук», ТОО «Опытное хозяйство «Заречное» Костанайского района, ТОО «Алтынсарино» Камыстинского района, СТО ТОО «Hyundai Auto Kostanai», СТО «Тарлан», СТО «Автодом  Костанай», СРКП ТОО «Костанайский автоцентр КамАЗ», ТОО «Костанай Жолдары», ТОО ПИ «Костанайдорпроект», филиал РГП «Казахаводор», ТОО «ВАН», ТОО «АБЗ+», ТОО «ДК Кардинал», ТОО «Казахдорстрой», КФ РГП «КазахАвтодор». Многие представители этих организаций являются активными участниками работы попечительского совета колледжа.
Для нас трудоустройство выпускников является важнейшей задачей, и в этом направлении есть хорошие результаты: до 70% выпускников трудоустраиваются на предприятиях области. Поэтому мы можем с гордостью сказать, что подготовленные нами специалисты востребованы на рынке труда, а свидетельством их высокого профессионального уровня являются положительные   отзывы работодателей. Кроме того, знания и навыки, полученные ребятами в колледже, позволяют им поступать в высшие учебные заведения Казахстана и России: Костанайский региональный университет имени А.Байтурсынова, Челябинский государственный университет, Уральский государственный аграрный университет и др.



Доброй традицией в колледже становится проведение чемпионата профессионального мастерства WorldSkills как на национальном, так и на региональном уровнях. Чтобы попасть на мировой чемпионат рабочих профессий WorldSkills, надо иметь золотые руки, светлую голову и сильный характер. Для начала надо доказать своё мастерство в рамках учебного заведения, победить на внутриколледжном конкурсе профессионального мастерства, затем стать лучшим на региональном уровне, победители которого участвуют в национальном чемпионате. Из победителей национального чемпионата формируется команда для участия в мировом первенстве. На региональном уровне в конкурсе профессионального мастерства WorldSkills в разные годы число победителей возрастает: 2016 г. – 1 человек, 2017 г. – 2 человека, 2018 г. – 8 человек, 2019 г. – 14, 2020 г. – 10 человек. С каждым годом становится всё больше наших победителей и в национальном чемпионате WorldSkills: 2016 г. – 1 человек,  2017 г. – 3, 2018 г. – 4, в 2019 г. – 1 призовое место и 3 медальона. Наши студенты принимают участие и в международном чемпионате WorldSkills, EuroSkills в Абу-Даби, Будапеште, Казани. В текущем году инженер-программист А.Степанюк занял 2 место на EurasiaSkills по компетенции «Сетевое и системное администрирование». Более тридцати инженерно-педагогических работников колледжа являются экспертами чемпионата WorldSkills, в том числе главными экспертами. 
Всё это является наглядным доказательством того, что Костанайский колледж автомобильного транспорта – престижное учебное заведение не только в масштабах области, но и всей страны. Наши инженерно-педагогические работники являются международными и национальными экспертами чемпионата WorldSkills. С.Булат, Н.Булат, Р.Лазарев, В.Кучеренко, А.Степанюк вырабатывают самый ценный контент – содержание для образовательных программ технического и профессионального образования. 

В рамках научно-исследовательской деятельности в течение года совместными усилиями экспертов и мастеров производственного обучения М.Ткаченко, В.Кучеренко, М.Герасимова, К.Булат, В.Гофмана были изготовлены два учебных стенда «Тормозная система заднеприводных автомобилей», которые стали использовать при проведении уроков теоретического и производственного обучения.
Жизнь педагогов не ограничивается лишь рамками профессиональной деятельности. Наши преподаватели – яркие, интересные, неординарные личности. Их энергия, талант находят применение в разных областях. Они непременные участники всех массовых мероприятий, праздников как для студентов, так и для сотрудников. Это доставляет им большое удовольствие и радость.
В этот год наш коллектив настроен оптимистично и стремится работать еще лучше и эффективнее. А для этого есть все условия и предпосылки. Достаточно сказать, что колледж реализует новые образовательные программы: интегрированный, дуальный и модульно-компетентностный подходы в обучении, внедряет дистанционные образовательные технологии обучения. Колледж активно работает в образовательном портале Мооdle уже с 2009 года.  На сегодняшний день в системе Moodle создана огромная база электронных учебно-методических комплексов по всем дисциплинам. С переходом на онлайн-обучение возможности Moodle стали использоваться практически на 100%. Всеми преподавателями ежедневно организуются онлайн-занятия со студентами, благодаря чему сохраняется возможность живого общения. В день в колледже проводится до 150 онлайн-уроков. Через систему Moodle администрация колледжа осуществляет управление, мониторинг и контроль за деятельностью студентов, педагогов, решает возникающие проблемы.
Время показало, что специалисты нашего колледжа остаются чрезвычайно востребованными, поэтому мы успешно развиваемся, прибавляя не только года, но и приумножая число обучающихся и увеличивая свои возможности, сохраняя преемственность поколений. У нас сложился сплочённый, творческий коллектив, и возможности этого коллектива ещё не до конца реализованы. Мы бережно храним всё лучшее от прошлого, но с удовольствием внедряем новые современные образовательные технологии.

Коллектив Костанайского колледжа автомобильного транспорта полон сил и творческих планов. Так, в текущем учебном году колледж участвует в проекте «Жас маман». В рамках проекта колледж получил возможность обновить материально техническую базу. Приобретено самое современное оборудование и инструмент для создания новой лаборатории по автомобильной электронике, мастерской по ремонту грузовых автомобилей, дооснащения лабораторий по технологии металлов и технической механики. 

Ещё одним направлением по совершенствованию МТБ стала модернизация колледжа в рамках открытия новых специальностей машиностроительного направления: «металлургия черных металлов (по видам)», «механообработка, контрольно-измерительные приборы и автоматика в промышленности», «токарное дело и металлообработка (по видам)», «технология машиностроения (по видам)», «автоматизация и управление (по профилю)». Для открытия этих специальностей приобретено современное оборудование для создания лабораторий и мастерских. Также с июля этого года на территории колледжа начато строительство общежития на 500 мест, что поможет решить проблему проживания наших студентов. 

Выход на новый уровень обучения и презентаций результатов своего труда, это необходимость, к которой мы уже подошли, и назад дороги нет. Нам ясно одно: подготовка кадров в современных условиях невозможна без изменения содержания, подходов и технологий образовательного процесса. Интеграция мировых стандартов является одним из способов подготовки   специалистов и профессионалов, которые будут востребованными и конкурентоспособными на современном рынке труда, умеющими решать разнообразные производственные ситуации. 

Борис КОЛПАКОВ,
председатель профсоюзного комитета ККАТ


 

Реклама

Трогательное суеверие заключается в том, будто благодаря знанию всё большего числа фактов человек приходит к знанию действительности. Сотни разбросанных, не связанных друг с другом фактов вбиваются в головы учеников; их время и энергия заняты заучиванием всё большего и большего числа фактов, так что для мышления остается мало времени и сил. Несомненно, мышление без знания фактов остаётся пустой фикцией; однако одна только «информация» может оказаться таким же препятствием для мышления, как и её отсутствие.

Я никогда не учу своих учеников, я пытаюсь только обеспечить условия, в которых они смогут учиться. Учителю необходимо узнать об интересах ученика, увидеть в нём потенциал и бросить все силы на его развитие. Причём сделать это так, чтобы ребёнок хотел учиться и мог это делать.