Цифровые образовательные технологии в Костанайском педагогическом колледже

Выпуск - №10(507)   :   09.03.2022
139

В Костанайском педагогическом колледже проведён педагогический совет «Об опыте работы с цифровыми образовательными технологиями в учебно-воспитательном процессе» с целью трансформации цифровых технологий, их адаптации для максимально эффективного решения поставленных педагогических задач, объективной оценки возможностей, преимуществ и эффективности цифровых технологий в учебно-воспитательном процессе.

На педагогическом совете обсуждались вопросы цифровых технологий в образовании. С докладом об опыте своей работы выступили преподаватели: В.Волошко рассказала о применении интерактивного комплекса «Играй и развивай», Л.Подкалюк озвучила свою точку зрения по созданию условий для подготовки будущих воспитателей, молодой педагог иностранного языка Б.Калиева рассказала об использовании лингафонного кабинета для улучшения качества преподавания языковых дисциплин, магистрант образовательной программы «Информатика» М.Салькенова выступила с темой «О роли образовательной платформы Bilimland на уроках информатики», молодой куратор Т.Юркевич в своём докладе поделилась инновационными решениями в сфере цифровых технологий по работе с группой, завкафедрой математики и информационных технологий Д.Тулепова рассказала о внедрении информационных образовательных технологий при организации педагогической коммуникации.

Члены педагогического совета приняли проект решения: использовать АИС «Platonus» для передачи информации студентам и служебных документов педагогам и обеспечить наполнение цифровых образовательных ресурсов по учебным модулям и дисциплинам; составить перспективный план прохождения курсовой подготовки повышения квалификации педагогов по внедрению информационных технологий; усилить работу по созданию и ведению персональных сайтов педагогов-исследователей и педагогов-экспертов колледжа; педагогам кафедр математики и информационных дисциплин, естественно-гуманитарных дисциплин, филологии, педагогики и психологии, студентам пройти онлайн-курс «Развитие профессиональных компетенций педагогов, направленных на повышение функциональной грамотности учащихся» на цифровой образовательной платформе «BilimCenter»; актуализировать темы курсовых работ обучающихся по использованию информационных технологий, обеспечив консультативную поддержку педагогов информатики.


Как заместитель директора по информационным технологиям я хочу подробнее остановиться на опыте работы в нашем колледже с цифровыми образовательными технологиями в учебно-воспитательном процессе.
Новая ступень информатизации колледжа – это современные кабинеты новой модификации, сайт колледжа, автоматизированные информационные системы, одна из основных – автоматизация учебно-воспитательного процесса Platonus, обязательное применение цифровых образовательных технологий как на занятиях, так и во внеурочное время.


Для достижения поставленных целей решаются следующие задачи. 
1. Укрепление, развитие и совершенствование материально-технической базы колледжа. Это одна из задач, которую ставит перед нами министерство образования и науки Республики Казахстан: обеспечение доступным и качественным техническим и профессиональным образованием. В колледже огромное внимание уделяется совершенствованию современного интерактивного оборудования и программного обеспечения в учебных кабинетах, лабораториях и мастерских в соответствии с программой подготовки ИТ-грамотных и востребованных на рынке труда специалистов. В колледже 59 кабинетов, из них 56 оснащены современным оборудованием за последние 10 лет. 

2. Совершенствование автоматизации учебно-воспитательного процесса. Колледжем наработан инновационный опыт в условиях дистанционного обучения через автоматизированную информационную систему Platonus, который администрация и педагоги колледжа систематически транслируют на областном, республиканском уровнях (за 2020-2021 годы опубликована 41 статья по данному направлению). 29 октября 2020 года прошёл педагогический совет «Дистанционное обучение: реалии и перспективы», на котором заместители директора провели анализ опыта дистанционного обучения по своим направлениям и определили перспективы повышения уровня профессиональной компетентности преподавателей по внедрению дистанционных образовательных технологий в колледже. Материалы педагогического совета были опубликованы в информационно-методическом журнале «Открытая школа». С выходом из дистанционного формата обучения в традиционный предлагается педагогам использовать данную систему, так как это единственная в соответствии с требованием информационной безопасности платформа для передачи информации студентам и передачи служебных документов педагогам, а также систематизация ЦОР педагогов. 

3. Участие студентов и педагогического коллектива в цифровых гайдах на уровне колледжа, городском, областном, республиканском уровнях. Хочется отметить лучшие показатели участия в конкурсах: сайт колледжа признан одним из лучших, Д.Тулепова – «Лучший педагог ИТ-2021», 2 место в региональном чемпионате «WorldSkills Kostanay-2019» по компетенции «Графический дизайн», ежегодные победители областных фестивалей мультимедийных проектов. 

Главную роль в становлении специалиста играет курсовая работа. За два года, проанализировав темы курсовых работ считаем, что необходимо обратить внимание на их актуальную тематику: дистанционное обучение, образовательные порталы BilimLand, OnlineMektep, интерактивные комплексы «Играй и развивай», «Логомер», интерактивная песочница, которые имеются в колледже.

Новый этап развития системы образования ставит перед нами и новые задачи. Сегодня недостаточно просто освоить компьютер, нужны серьёзные методики и технологии использования цифровых образовательных технологий в учебно-воспитательном процессе, необходимо, чтобы они органично и эффективно сочетались с традиционной деятельностью педагогов. В период с 1 марта по 27 апреля прошлого года был проведен мониторинг по определению лидирующей кафедры по внедрению цифровых образовательных технологий через дистанционный конкурс «Лучшая кафедра-ИТ», мы сформировали банк данных по результативности работы в данном направлении. Анализ показал, каким кафедрам над чем работать по внедрению информационных технологий. 

Педагог должен уметь создавать свои образовательные модули и учебную программу, владеть специальными методиками. Среди педагогов рейтинг по внедрению и применению информационных технологий: А.Букенбаев, Д.Тулепова, О.Третьякова, З.Шагатаева, Д.Елеусизова, Л.Кострова, Л.Артюшина. В колледже 23 педагога имеют персональные сайты и 12 педагогов – свои образовательные YouTube-каналы, опубликованные на сайте колледжа в разделе «Цифровизация». Педагогам необходимо продолжить работу в данном направлении, привлекая студентов 1-2 курсов для создания персональных сайтов. 

С целью совершенствования профессиональных компетенций педагогов по развитию функциональной грамотности и подготовки студентов к участию в международных исследованиях (PISA, PIRLS и TIMSS) колледжем заключён договор с цифровой образовательной платформой BilimCenter. 

В целях информационной безопасности каждый из нас должен знать, что в эпоху цифрового бума с развитием средств информационных коммуникаций одновременно возникает и возможность нанесения ущерба информации, которая хранится и передаётся посредством мессенджеров и другим открытым каналам связи. Поэтому в настоящее время особенно важной для всех становится проблема информационной безопасности. Колледж уделяет особое внимание данному направлению: установлены турникеты, где действует пропускная система, основанная на идентификации личности входящего в учебный корпус и общежитие, мы используем лицензированную АИС Platonus предназначенную для взаимодействия и автоматизации учебно-воспитательного процесса, поэтому весь поток обмена и передачи информации должен быть организован только посредством данной платформы. На всех персональных компьютерах установлено лицензионное программное обеспечение. В электронном читальном зале установлен специальный компьютер для проверки флеш-носителей. С 1 февраля закрыт доступ в поисковую систему mail.ru, каждый педагог и студент должен иметь электронную почту в зоне kz.

Колледж реализует задачу по подготовке педагога к цифровизации учебно-воспитательного процесса на основе системно-деятельностного подхода. Повышение компетенций педагогов в области информационных технологий сопровождается системой тьюторства. Данная система была апробирована во время перехода на дистанционный формат обучения: педагоги кафедр осваивали работу с образовательными платформами, транслировали данный опыт на заседаниях кафедр с организацией поддержки в рамках сетевых педагогических сообществ. 

Прохождение курсов повышения квалификации педагога – одна из форм в системе научно-методической деятельности по повышению педагогического мастерства, медиаграмотности педагогов. В колледже 107 педагогов, за три года прошли курсы путём самообразования по направлению информационных технологий 70 человек, или 65%. Данный показатель оставляет желать лучшего, так как ничто не заменит квалифицированную помощь тренера при офлайн-обучении. К примеру, в колледже только восемь человек из 70 получили сертификаты, подтверждающие уровень подготовки педагогов при аттестации. Актуальность получения знаний в области информационной грамотности при офлайн-обучении на повестке дня не только для тех, кто получает квалификационную категорию, но и для всех, кто живет в цифровом мире. 

В колледже созданы условия для профессионального роста педагогов и студентов: «умные» мультимедийные гаджеты призваны дать современным студентам новое качество образования, цифровой класс будущего поколения, оснащённый смартфонами, специальными программными и аппаратными обеспечениями, образовательными VR-контентами, уже внедрён в практику. Интерактивные кабинеты позволяют по-новому выстраивать занятия. 

Жанар КУБЖАСАРОВА,
замдиректора по ИТ КПК

Реклама

Трогательное суеверие заключается в том, будто благодаря знанию всё большего числа фактов человек приходит к знанию действительности. Сотни разбросанных, не связанных друг с другом фактов вбиваются в головы учеников; их время и энергия заняты заучиванием всё большего и большего числа фактов, так что для мышления остается мало времени и сил. Несомненно, мышление без знания фактов остаётся пустой фикцией; однако одна только «информация» может оказаться таким же препятствием для мышления, как и её отсутствие.

Я никогда не учу своих учеников, я пытаюсь только обеспечить условия, в которых они смогут учиться. Учителю необходимо узнать об интересах ученика, увидеть в нём потенциал и бросить все силы на его развитие. Причём сделать это так, чтобы ребёнок хотел учиться и мог это делать.