Дистационное обучение в КГУ: затруднений не возникло

Выпуск - №20(416)   :   14.05.2020
116

С 16 марта Костанайский государственный университет имени А.Байтурсынова перешёл на дистанционное обучение для предупреждения распространения коронавирусной инфекции в период пандемии. О том, как организован учебный процесс в режиме дистанционного обучения, рассказывает директор Института дистанционного обучения и профессионального развития Азамат ЖИКЕЕВ.

- Азамат Айтпаевич, насколько университет оказался готов перейти на формат тотального дистанционного обучения?

- Наш университет имеет десятилетний опыт применения дистанционных технологий, а в 2017 году дистанционная образовательная технология КГУ по уровню разработанности и опыту реализации признана одной из лучших в Казахстане. Поэтому переход на дистанционный формат обучения не поставил нас в тупик или в «шоковое» состояние. У нас были качественные наработки и опытные преподаватели, но по определённым направлениям. Прежде всего, потому что в предыдущие годы дистанционно в университете обучались только заочники юридических и экономических специальностей. Соответственно, часть преподавателей и студентов не владели дистанционными технологиями, поэтому для решения этих задач мы перешли практически на круглосуточный режим работы: 24/7 мы находимся на связи как со студентами, так и с преподавателями. 

- Что уже сделано университетом для вовлечения студентом в режим дистанционного обучения? Как организована работа?

- Как и ранее, сейчас мы обучаем на основе специализированной системы дистанционного обучения Moodle – в режиме офлайн студенты изучают курсы и выполняют контрольные задания на оценку. Для онлайн-обучения используем платформы Etutorium и Zoom. При этом для оперативных консультаций применяются электронная почта и различные мессенджеры.

Всего дистанционно обучается около 4500 человек, из них 3000 работают в системе Moodle, а остальные находятся на разных формах практик с поддержанием с ними связи через мессенджеры.

- Легко ли преподаватели смогли перестроиться на новый режим работы? Все ли они владеют технологиями дистанционного обучения?

- На начало 2020 года в вузе насчитывалось около 180 сертифицированных преподавателей, владеющих технологиями  дистанционного обучения. Для обучения студентов и преподавателей этим технологиям в университете запустили проект «Цифровые волонтёры и офицеры». Цифровые офицеры –  это сертифицированные преподаватели, которые прошли соответствующую подготовку и имеют опыт работы в системе Moodle и теперь могут обучить студентов и других преподавателей. Соответственно, цифровые волонтёры, чаще всего из числа студентов и магистрантов, обучают этому своих товарищей. Основная цель цифровых волонтёров и офицеров – всесторонняя профессиональная помощь обучающимся и преподавателям при переходе на дистанционный формат обучения.

Кроме этого, преподаватели онлайн учатся создавать дистанционные курсы и проводить занятия на платформах Etutorium и Zoom. Основная нагрузка, конечно же, легла на педагогический коллектив.   По целому ряду дисциплин в системе дистанционного обучения Moodle срочно были разработаны учебные курсы с вебинарами и видеолекциями, наработан контент.  Уже разработано порядка 2300 веб-курсов с учебным контентом и оценочными материалами, в системе зарегистрировано более 4600 пользователей. Студентам и преподавателям предоставлен доступ к библиотечным ресурсам университета и к отечественным и общепризнанным мировым электронным базам.

- А как вам удаётся отслеживать вовлечённость студентов в систему дистанционного образования, не теряя при этом качество преподаваемых  дисциплин?  

- С этой целью периодически анализируется контент, наполняемость и качество дистанционных курсов на платформе Moodle. Система дистанционного обучения, внедрённая в вузе, позволяет фиксировать количество студентов на онлайн-занятиях. Ежедневно проводится анализ посещённых онлайн-занятий студентами, а также качество работы преподавателей.

На сайте университета размещена отдельная страница «Дистанционное обучение в КГУ», где для преподавателей предоставлена информация «Опыт коллег в использовании дистанционных образовательных технологий» и ссылки на их материалы, созданы и размещены на сайте видеоинструкции для преподавателей и студентов по работе с системой дистанционного обучения, видеоролик по дистанционным образовательным технологиям на государственном и русском языках, он размещён и в популярных социальных сетях. 

Кроме этого мы стараемся поддерживать обратную связь с профессорско-преподавательским составом и обучающимися, для этого в университете создан Call-центр, Центр методологической и технической поддержки по вопросам дистанционного обучения, Центр психологической поддержки в условиях карантина. Поддерживается постоянная веб-конференцсвязь с МОН РК и оперативная реализация ставящихся министерством текущих задач.

- А как вы решили вопрос с теми студентами, у которых по каким-то причинам нет технических возможностей обучаться дистанционно?

- Во-первых, конечно же, хочется отметить, что для большинства наших студентов этот вопрос не возник. Как правило, это коснулось  студентов  из отдалённых районов, где отсутствует интернет. Им мы предоставили возможность вернуться в г. Костанай и поселиться в общежитии, где создали  условия для проживания и обучения студентов: дополнительно оснастили компьютерами с неограниченным доступом к интернету, добавили wi-fi точки. Тем студентам, у кого нет компьютера, университет предоставил во временное пользование ноутбуки для обучения онлайн. 

На данный момент можно смело заявить, что у студентов не возникает каких-либо затруднений с обращением к образовательным интернет-ресурсам и выполнением заданий.

- Очень важный и часто задаваемый вопрос: «Как будут проводится экзамены, сессия в условиях пандемии»?

- В эту сессию нам предстоит провести почти тысячу экзаменов. Это очень серьёзная проверка системы дистанционного обучения КГУ, ведь в период чрезвычайного положения сессия будет проводиться удалённо, онлайн. 

Подготовка дистанционных экзаменов потребует чёткой организации работы. Не в последнюю очередь успех сессии будет зависеть от того, насколько своевременно студенты выполнят и сдадут на проверку текущие задания. Университет предлагает три формы экзамена: компьютерное тестирование, творческое задание,     устный экзамен онлайн. Окончательную форму контроля определит ведущий преподаватель. 

- Как мы знаем, в Казахстане реализуется программа цифровизации. Насколько в этой связи актуальна тема дистанционного образования? Можно ли сказать что за ним будущее? 

- Конечно, в нынешних сложных условиях дистанционное обучение – это необходимость. Но хочу напомнить, что в Казахстане дистанционное образование доступно лишь тем, кто получает второе высшее образование и выпускникам колледжей, так как в нашей стране, как известно, отменена заочная форма обучения.  Для этой категории людей, я думаю, эта тема актуальна, так как некоторые их них могут совмещать учёбу с работой, что невозможно при очной форме обучения. В этом смысле дистанционная форма обучения может быть доступна и с точки зрения стоимости обучения. Что касается нашего университета, то в будущем, я думаю, дистанционное обучение может быть доступно для всех специальностей, кроме ветеринарной медицины и санитарии, так как здесь требуется обязательное присутствие студента на занятиях. 

Одно могу сказать с уверенностью, что цифровизация и новые технологии в системе образования вошли прочно и надолго, и каждый преподаватель и студент просто обязаны ими владеть. 

Мадина ГАЛИМХАНОВА

Реклама

Трогательное суеверие заключается в том, будто благодаря знанию всё большего числа фактов человек приходит к знанию действительности. Сотни разбросанных, не связанных друг с другом фактов вбиваются в головы учеников; их время и энергия заняты заучиванием всё большего и большего числа фактов, так что для мышления остается мало времени и сил. Несомненно, мышление без знания фактов остаётся пустой фикцией; однако одна только «информация» может оказаться таким же препятствием для мышления, как и её отсутствие.

Я никогда не учу своих учеников, я пытаюсь только обеспечить условия, в которых они смогут учиться. Учителю необходимо узнать об интересах ученика, увидеть в нём потенциал и бросить все силы на его развитие. Причём сделать это так, чтобы ребёнок хотел учиться и мог это делать.