Домбра… Закройте глаза! Скажите ещё раз: «Домбра». Что рисует ваше подсознание? В воображении возникли степи? В ушах звенит ветер? Крик беркута? А может быть, запах дыма коснулся ноздрей? Поздравляю! Это национальный ген. Национальный код в вашем генотипе, если хотите.
«Настоящий казах – не казах, настоящий казах — домбра! – говорил поэт, народный писатель Казахстана Кадыр Мырза Али. Домбра – душа, философия Великой степи. Простая форма, две струны, незатейливое звучание, но сколько глубины, чувства, сколько эмоций вызывают знакомые с детства мелодии. Обычай иметь домбру дома, учить играть на ней детей сохранился до сих пор. Домбра – душа дома, её оберегают, передают из поколения в поколение. Относясь трепетно к домбре, хозяева вешают на гриф домбры пучок перьев филина – уки, чтобы защитить её от сглаза и злых языков. С домброй казахи связывают такое понятие как «кие» – святыня. Домбру следует хранить высоко, не допускать её поломок и порчи, не кидать на землю, не оставлять пылиться в углу.
В преддверии Наурыз мейрамы особенно хочется быть причастными к чему-то сакральному, близкому и созидательному. Студентам Профессионально-технического колледжа имени Камшат Доненбаевой была представлена такая возможность: для них был организован конкурс «Домбра – душа казаха». По условиям конкурса участникам необходимо было изготовить макет домбры вручную, из подручных материалов. Украсить изделие предполагалась композициями, посвящёнными празднованию Наурыза, традициям казахского народа, истории Республики Казахстан, быту и национальной культуре казахов. Для изготовления композиции необходимо использовать национальные художественные и декоративно-прикладные техники.
Студенты креативно подошли к созданию макетов, в ход шел картон, дерево, мебельные щиты, папье-маше, ткань и набивной материал. Сюжеты на макетах также были связаны не только с национальной культурой и бытом казахов, но и с профессиями, которым обучаются студенты в нашем колледже.
Одной из ярких работ стала работа студентов специальности «Профессиональное обучение». По всему полю макета ребята изобразили цветущую степь, ковыль, юрты и даже стада баранов и верблюдов. Не менее интересна работа студентов, обучающихся специальности «Механизация сельского хозяйства», их домбра отражает полевые работы, значение хлеба в культуре казахов, сердцем композиции стало изображение трактора среди пшеничных колосьев. Домбра студентов специальности «Учёт и аудит» посвящена истории национальной валюты. А вот ребята из группы специальности «Сварочное дело» считают, что раз домбра – душа казаха, то сердце – поэзия Абая Кунанбаева и украсили свой макет его портретом и тематическими изображениями.
Во время презентации макетов я рассказывала ребятам легенды, связанные с домброй. Особенно студентов поразила легенда о мудром жырау и храбром батыре Кетбуга, который при помощи домбры рассказал Чингисхану о смерти его сына и вопреки обычаю не расстался со своей головой за то, что принес плохую весть. Вместо этого горячим свинцом была залита домбра, от жара её струны полопались и осталось только две. С тех пор домбра стала двухструнной.
Соприкосновение с народным фольклором, искусством обогащает, воспитывает гордость за свой народ, поддерживает интерес к его истории и культуре. Наурыз мейрамы – праздник весеннего обновления, счастья, торжества любви, плодородия и дружбы. И по-моему, созидательный труд – это лучший подарок, который мы можем сделать друг другу в эти праздничные дни.
Галина ДРОЖЕНКО,
замдиректора по ВР Профессионально-технического колледжа им. К.Доненбаевой,
с. Боровское
«Адал азамат» бағдарламасы: балабақшадағы тәлім-тәрбие
Тарих пен тағылым тоғысқан күн
Сберечь природу в наших силах
Сила единства и результатов: итоги работы профсоюзных организаций Карасуского района
Маленькие исследователи
Учитель – это светоч нации. Ежедневным кропотливым трудом каждый из вас вносит неоценимый вклад в развитие страны. Вы сеете семена знаний в молодые сердца и растите мыслящую нацию. Ибрай Алтынсарин говорил: «Превыше всего я ценю хорошего учителя». Педагог – ключевая фигура в построении будущего страны, поэтому ему должно быть отведено достойное место в обществе.
Я спросил у посла Японии, каким образом его страна сумела так быстро достичь высокой степени развития, стала играть в мире столь важную роль? Мне очень понравился ответ посла: «Японцы верили, что единственный способ поднять страну – это дать своим детям лучшее образование, чем они имели сами, самым важным для них было уйти от своего положения крестьян и получить образование. Поэтому в семьях огромные усилия прикладывались к тому, чтобы поощрять детей хорошо учиться в школе, чтобы они могли чего-то достичь. Из-за этого стремления постоянно чему-то учиться, через систему образования распространялись новые идеи из внешнего мира. Это одна из причин быстрого развития Японии».