Домбра – душа казаха

Выпуск - №11(608)   :   19.03.2024
654
image

Домбра… Закройте глаза! Скажите ещё раз: «Домбра». Что рисует ваше подсознание? В воображении возникли степи? В ушах звенит ветер? Крик беркута? А может быть, запах дыма коснулся ноздрей? Поздравляю! Это национальный ген. Национальный код в вашем генотипе, если хотите.

«Настоящий казах – не казах, настоящий казах — домбра! – говорил поэт, народный писатель Казахстана Кадыр Мырза Али. Домбра – душа, философия Великой степи. Простая форма, две струны, незатейливое звучание, но сколько глубины, чувства, сколько эмоций вызывают знакомые с детства мелодии. Обычай иметь домбру дома, учить играть на ней детей сохранился до сих пор. Домбра – душа дома, её оберегают, передают из поколения в поколение. Относясь трепетно к домбре, хозяева вешают на гриф домбры пучок перьев филина – уки, чтобы защитить её от сглаза и злых языков. С домброй казахи связывают такое понятие как «кие» – святыня. Домбру следует хранить высоко, не допускать её поломок и порчи, не кидать на землю, не оставлять пылиться в углу.
В преддверии Наурыз мейрамы особенно хочется быть причастными к чему-то сакральному, близкому и созидательному. Студентам Профессионально-технического колледжа имени Камшат Доненбаевой была представлена такая возможность: для них был организован конкурс «Домбра – душа казаха». По условиям конкурса участникам необходимо было изготовить макет домбры вручную, из подручных материалов. Украсить изделие предполагалась композициями, посвящёнными празднованию Наурыза, традициям казахского народа, истории Республики Казахстан, быту и национальной культуре казахов. Для изготовления композиции необходимо использовать национальные художественные и декоративно-прикладные техники.
Студенты креативно подошли к созданию макетов, в ход шел картон, дерево, мебельные щиты, папье-маше, ткань и набивной материал. Сюжеты на макетах также были связаны не только с национальной культурой и бытом казахов, но и с профессиями, которым обучаются студенты в нашем колледже.
Одной из ярких работ стала работа студентов специальности «Профессиональное обучение». По всему полю макета ребята изобразили цветущую степь, ковыль, юрты и даже стада баранов и верблюдов. Не менее интересна работа студентов, обучающихся специальности «Механизация сельского хозяйства», их домбра отражает полевые работы, значение хлеба в культуре казахов, сердцем композиции стало изображение трактора среди пшеничных колосьев. Домбра студентов специальности «Учёт и аудит» посвящена истории национальной валюты. А вот ребята из группы специальности «Сварочное дело» считают, что раз домбра – душа казаха, то сердце – поэзия Абая Кунанбаева и украсили свой макет его портретом и тематическими изображениями.
Во время презентации макетов я рассказывала ребятам легенды, связанные с домброй. Особенно студентов поразила легенда о мудром жырау и храбром батыре Кетбуга, который при помощи домбры рассказал Чингисхану о смерти его сына и вопреки обычаю не расстался со своей головой за то, что принес плохую весть. Вместо этого горячим свинцом была залита домбра, от жара её струны полопались и осталось только две. С тех пор домбра стала двухструнной.
Соприкосновение с народным фольклором, искусством обогащает, воспитывает гордость за свой народ, поддерживает интерес к его истории и культуре. Наурыз мейрамы – праздник весеннего обновления, счастья, торжества любви, плодородия и дружбы. И по-моему, созидательный труд – это лучший подарок, который мы можем сделать друг другу в эти праздничные дни.

Галина ДРОЖЕНКО,
замдиректора по ВР Профессионально-технического колледжа им. К.Доненбаевой,

с. Боровское

Реклама

Не тот учитель, кто получает воспитание и образование учителя, а тот, у кого есть внутренняя уверенность в том, что он есть, должен быть и не может быть иным. Эта уверенность встречается редко и может быть доказана только жертвами, которые человек приносит своему призванию.
Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, он будет лучше того учителя, который прочёл все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он совершенный учитель.