Дорогу новым идеям

Выпуск - №15(612)   :   19.04.2024
296

1

Под этим лозунгом проходят стартап-конкурсы по всему миру. Нельзя не согласиться с тем, что идея в наше время равноценна золоту и даже дороже. Недаром в КРУ им. А.Байтурсынулы помогают раскрыться юным и ещё только начинающим бизнесменам на их нелёгком пути.

Вот и на минувшей неделе в региональном Смарт-центре состоялся конкурс стартап-проектов, на котором были представлены 15 лучших работ. Кстати, впервые награды призёрам учредил ректор вуза: за 1 место – 100 тысяч тенге, за два 2 места – по 75 тысяч, и за три третьих места – по 50 тысяч тенге.  Сейтбек Куанышбаев в приветственном слове отметил важность предоставления площадок для реализации идей студентов и сказал, что верит в нашу молодёжь.

2


В качестве жюри выступили ректор КРУ им. А.Байтұрсынұлы Сейтбек Куанышбаев, проректор по ИИиЦ Женис Жарлыгасов, директор филиала «Евразийского банка» Кырмызы Жанбыршина, директор филиала «Home Credit Bank» Максим Басов, корпоративный секретарь стартапа «Aitomaton» Мирас Адамбаев, руководитель сети семейных ресторанов Расул Кабин.
Студенты выступили с презентациями, в которых рассказали о сути своих проектов. В списке работ были «GrainProduct» – проект по ручной переработке макулатуры, «Transify» – инновационный сервис-агрегатор такси, ориентированный на небольшие города и районные центры. Этот проект отличается доступностью такси в маленьких населённых пунктах и удобным любому клиенту способом оплаты.
Очень интересный проект «Nomadic» задуман для детей, которые не хотят учить историю, или она им трудно даётся. «Nomadic» – игра в стиле визуальной новеллы про культуру и историю тюрков. Главным персонажем выступает историческая личность, по ходу игры ребёнок будет запоминать историю героя и проходить его путь. Красивая визуализация персонажей, интересные истории с художественными оборотами – всё это призвано заинтересовать школьников историей Казахстана. На настоящий момент проект имеет бета-версию – историю царицы Томирис. Создатели проекта рассказали, что ещё одной задачей является репрезентация женщин в казахской истории. Они планируют направиться в Астану для поиска инвесторов и реализации проекта.
Стартап «Біз қазақша сөйлейміз!» предполагает создание игрушек, говорящих на казахском языке. Работа «Agrotech innovation» – это совершенствование и разработка нового прикатывающего рабочего органа сеялки. Студенты представили идею производственного цеха по изготовлению мясокостной муки, разработку лабораторного фотоколориметра на основе Arduino, ферму по выращиванию грибов, розарии, теплицы… Идеи молодых умов движутся в самых разных направлениях.
Родителям может оказаться полезной обучающая онлайн-платформа –дошкольный смарт-центр «Умка».  Одна из создателей платформы, студентка 3 курса педагогического института Маргарита Сатаева пояснила, что интерактив нацелен на всестороннее развитие детей от 3 до 6 лет.
- В Казахстане нет платформ, обучающих детей дошкольного возраста, и мы решили, что с учётом именно госстандарта и учебной программы мы создадим такую возможность, – говорит Маргарита. – Мы анализировали проблемы, которые существуют в дошкольном образовании, так одна из дисциплин в вузе – «Педагогический дизайн контента дошкольного образования», именно там мы и узнали, что на рынке нет платформ для дошкольников. На протяжении двух лет мы работаем над реализацией проекта. Хочется, чтобы проект вышел на казахстанском уровне, для этого, конечно, нужны ресурсы.
Члены жюри отнеслись к каждой идее с неподдельным интересом, задавали уточняющие вопросы участникам, просили показать статистику и цифры, считали бюджет.
- Наша основная задача – развитие предпринимательских навыков молодёжи. Мы – региональный Смарт-центр, поэтому работаем не только с нашими студентами. Сюда приходят школьники, студенты колледжей и студенты других вузов. Они приходят с идеями, а наша задача эти идеи раскачать, найти инвесторов и помочь превратить задумку в настоящий стартап. Мы проводим стартап-конкурсы несколько раз в год, приглашаем инвесторов, которые либо спонсируют проекты, либо приглашают ребят к себе на работу. В целом стартап-движение стало популярным, каждый год в нашем регионе около семи стартапов «выстреливает», ребята открывают свой бизнес. Конечно, не все стартапы бывают удачными, что-то у ребят не получается, они открываются, потом закрывают проекты. Мы созданы как раз для того, чтобы провести экспертизу, просмотреть, проанализировать рынок и помочь ребятам успешно реализовать свои стартапы. Так, например, у нас был проект «Умный дом, умное отопление». Ребята вышли на российский рынок, этот  проект работает в Алматы, Астане, Екатеринбурге. На настоящее время их прибыль составляет выше 20 млн тенге.
По итогам работы жюри 1 место присуждено стартапу «Nomadic» (автор Елдана Мурат, педагогический институт). 2 место заслужили «Transify» (Иван Базаркин, ИТИ) и смарт-центр «Умка» (Маргарита Сатаева, педагогический институт). Третьи места разделили подкаст «#UyatEmes», проект по переработке макулатуры (Риза Сактаганов) и разработка прикатывающего рабочего органа сеялки.

Айгерим КУДЖАНОВА,
фото автора

Реклама

Трогательное суеверие заключается в том, будто благодаря знанию всё большего числа фактов человек приходит к знанию действительности. Сотни разбросанных, не связанных друг с другом фактов вбиваются в головы учеников; их время и энергия заняты заучиванием всё большего и большего числа фактов, так что для мышления остается мало времени и сил. Несомненно, мышление без знания фактов остаётся пустой фикцией; однако одна только «информация» может оказаться таким же препятствием для мышления, как и её отсутствие.

Я никогда не учу своих учеников, я пытаюсь только обеспечить условия, в которых они смогут учиться. Учителю необходимо узнать об интересах ученика, увидеть в нём потенциал и бросить все силы на его развитие. Причём сделать это так, чтобы ребёнок хотел учиться и мог это делать.