Качественное профессиональное образование сегодня – это средство социальной защиты, гарантия стабильности, профессиональной самореализации человека на разных этапах жизни. Политика в области технического и профессионального образования стала частью Госпрограммы развития образования на 2020-2025 годы.
На современном этапе развития страны главная задача ТиПО – сформировать новую модель профессиональной подготовки, которая бы преодолела отставание в объёмах и качестве выпускников колледжей от реальных требований конкретных предприятий. Основной проблемой учебных заведений системы ТиПО является низкий процент трудоустройства выпускников по своей специальности. Пропасть между теорией и реальностью – извечная проблема профессионального образования.
На сегодня дуальная система обучения одна из самых эффективных форм подготовки профессионально-технических кадров в мире. Её особенность заключается в том, что обучение проводится большей частью не в учебном заведении, а на предприятии. Иными словами, дуальная форма обучения обеспечивает гибкость при трудоустройстве выпускников в организации, в которых они проходили практику. Важным результатом этой отлаженной системы является эффективное использование потенциала будущих сотрудников, что, несомненно, влияет на то, что кадры с хорошей квалификацией имеют больше шансов найти достойное рабочее место.
В Казахстанском агротехническом колледже с 2016 года реализуется дуальная система обучения, участники этой системы – студенты, обучающиеся профессии повара. Определён перечень базовых предприятий-партнёров по внедрению дуальной модели образования: ТРК «Ковчег», кафе «Статус-Ленд», ресторан «100 %», кафе «Лакомка», кафе «Очаг», столовая «Дастархан», кемпинг, столовая колледжа, где будущие повара проходят учебную практику 18 часов в неделю.
Эти заведения общественного питания обеспечили и создали на предприятиях ученические места. Колледж заключил индивидуальные трёхсторонние договора с предприятиями по обеспечению практики. Так же для улучшения работы и взаимодействия с социальными партнёрами согласовываются учебные рабочие планы, что способствует более сплочеённой работе по подготовке молодых специалистов. Эффективность данной системы подтверждается трудоустройством выпускников: 2018 год – 62%, 2019 год – 78%, 2020 год – 82%.
Идея дуального обучения с каждым годом приобретает свои реальные практические контуры. Есть и определённые проблемы: на сегодня нет полной готовности со стороны предприятий, хотя уже и созданы некоторые правовые и нормативные предпосылки. Тем не менее, дуальная система обучения на сегодняшний день является наиболее инновационной и эффективной формой подготовки специалистов колледжей, уровень квалификации которых имеет большое значение для экономики региона и Республики Казахстан.
Марат БАЙКЕНОВ,
директор Казахстанского агротехнического колледжа
Не тот учитель, кто получает воспитание и образование учителя, а тот, у кого есть внутренняя уверенность в том, что он есть, должен быть и не может быть иным. Эта уверенность встречается редко и может быть доказана только жертвами, которые человек приносит своему призванию.
Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, он будет лучше того учителя, который прочёл все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он совершенный учитель.