Дуальная подготовка – успешный путь на рабочее место

Выпуск - №30-31 (477-478)   :   20.08.2021
125

Качественное профессиональное образование сегодня – это средство социальной защиты, гарантия стабильности, профессиональной самореализации человека на разных этапах жизни. Политика в области технического и профессионального образования стала частью Госпрограммы развития образования на 2020-2025 годы.

На современном этапе развития страны главная задача ТиПО – сформировать новую модель профессиональной подготовки, которая бы преодолела отставание в объёмах и качестве выпускников колледжей от реальных требований конкретных предприятий. Основной проблемой учебных заведений системы ТиПО является низкий процент трудоустройства выпускников по своей специальности. Пропасть между теорией и реальностью – извечная проблема профессионального образования. 
На сегодня дуальная система обучения одна из самых эффективных форм подготовки профессионально-технических кадров в мире. Её особенность заключается в том, что обучение проводится большей частью не в учебном заведении, а на предприятии. Иными словами, дуальная форма обучения обеспечивает гибкость при трудоустройстве выпускников в организации, в которых они проходили практику. Важным результатом этой отлаженной системы является эффективное использование потенциала будущих сотрудников, что, несомненно, влияет на то, что кадры с хорошей квалификацией имеют больше шансов найти достойное рабочее место.
В Казахстанском агротехническом колледже с 2016 года реализуется дуальная система обучения, участники этой системы – студенты, обучающиеся профессии повара. Определён перечень базовых предприятий-партнёров по внедрению дуальной модели образования: ТРК «Ковчег», кафе «Статус-Ленд», ресторан «100 %», кафе «Лакомка», кафе «Очаг», столовая «Дастархан», кемпинг, столовая колледжа, где будущие повара проходят учебную практику 18 часов в неделю.
Эти заведения общественного питания обеспечили и создали на предприятиях ученические места. Колледж заключил индивидуальные трёхсторонние договора с предприятиями по обеспечению практики. Так же для улучшения работы и взаимодействия с социальными партнёрами согласовываются учебные рабочие планы, что способствует более сплочеённой работе по подготовке молодых специалистов. Эффективность данной системы подтверждается трудоустройством выпускников: 2018 год – 62%, 2019 год – 78%, 2020 год – 82%.
Идея дуального обучения с каждым годом приобретает свои реальные практические контуры. Есть и определённые проблемы: на сегодня нет полной готовности со стороны предприятий, хотя уже и созданы некоторые правовые и нормативные предпосылки. Тем не менее, дуальная система обучения на сегодняшний день является наиболее инновационной и эффективной формой подготовки специалистов колледжей, уровень квалификации которых имеет большое значение для экономики региона и Республики Казахстан.

Марат БАЙКЕНОВ,
директор Казахстанского агротехнического колледжа

Реклама

Трогательное суеверие заключается в том, будто благодаря знанию всё большего числа фактов человек приходит к знанию действительности. Сотни разбросанных, не связанных друг с другом фактов вбиваются в головы учеников; их время и энергия заняты заучиванием всё большего и большего числа фактов, так что для мышления остается мало времени и сил. Несомненно, мышление без знания фактов остаётся пустой фикцией; однако одна только «информация» может оказаться таким же препятствием для мышления, как и её отсутствие.

Я никогда не учу своих учеников, я пытаюсь только обеспечить условия, в которых они смогут учиться. Учителю необходимо узнать об интересах ученика, увидеть в нём потенциал и бросить все силы на его развитие. Причём сделать это так, чтобы ребёнок хотел учиться и мог это делать.