Дуальное обучение – уверенность в будущем

Выпуск - №41(488)   :   21.10.2021
157

Доброй традицией стало проведение методическим кабинетом технического и профессионально образования круглого стола «Профессии останемся верны». Вопросы, обсуждаемые в рамках круглого стола, меняются ежегодно в зависимости от текущей ситуации, однако тема преданности и верности профессии остаётся неизменной. 

За последние годы динамика и тенденция к увеличению поступающих в колледжи очевидна. В этом году половина выпускников – девятиклассников области выбрали для себя рабочие профессии. Это несомненно результат усилий, которые предпринимает государство в работе над повышением привлекательности системы ТиПО. 

В октябре в Аркалыкском политехническом колледже прошёл уже восьмой по счёту областной круглый стол «Кәсібімізге адалмыз» с целью обмена эффективным опытом работы колледжа в реализации дуального обучения и повышения престижа рабочих профессий. Колледж выбран неслучайно: с 2015 года коллектив работает над внедрением дуального обучения сначала в режиме эксперимента по одной специальности, а в текущем году по шести специальностям, охват обучающихся составил 40% от общего контингента. За эти годы колледж достиг значительных успехов: оснащён современным оборудованием, необходимым для подготовки специалистов, гарантированы трудоустройство и конкурентоспособность студентов, участие и победы в региональных чемпионатах WorldSkills. 


Участники круглого стола – заместители директоров по учебно-производственной работе колледжей, социальные партнёры, педагоги, представители РПП, методического кабинета ТиПО, студенты. Мероприятие прошло в штатном режиме для колледжей г. Аркалыка, остальные колледжи области приняли участие в онлайн-формате.

Замдиректора по профессиональному обучению Г.Жайлаубаева представила модель подготовки обучающихся по дуальному обучению, анализ работы по всем направлениям за период реализации дуального обучения. Подводя итоги, представила SWOT-анализ, указала сильные и слабые стороны, угрозы и перспективы развития дуального обучения, подчеркнула, что созданная практикоориентированная образовательная среда – эффективное средство интеграции молодёжи в трудовую жизнь. В результате – высокий процент трудоустройства выпускников (87%) на предприятиях области и на базе социальных партнёров. 

Анализируя доклады коллег из других колледжей, чётко определились особенности дуального обучения по разным специальностям. Мы видим, что дуальное обучение не всегда можно применить на практике без детального изучения и особого подхода. В диалоговой площадке приняли участие и социальные партнёры. Так, директор завода железобетонных изделий г. Аркалыка Т.Мажитов не понаслышке знает о дуальном обучении, дал положительную оценку подготовке кадров колледжем, при этом обратился с просьбой не сокращать часы теоретического обучения по специальным дисциплинам, так как это основа профессии.

В колледже создана система социального партнёрства «Колледж – предприятие», без которой невозможно развитие дуального обучения. Градообразующие предприятия – основа формирования моногорода Аркалыка – являются надёжными партнёрами колледжа на протяжении многих лет. Генеральный директор ТОО «Алюминстрой», председатель попечительского совета колледжа А.Муканов, директор завода железобетонных изделий ТОО «Алюминстрой» Т.Мажитов, начальник электротехнической службы КГП «Костанайюжэлектросервис» Т.Мурсалимов неравнодушные к профессионально-техническому образованию люди, заинтересованы в подготовке высококвалифицированных кадров. Благодаря сложившемуся опыту социального партнёрства укрепляется материально-техническая база АркПТК, предоставляются базы для производственного обучения, практики студентов и стажировки педагогов, обеспечивается трудоустройство выпускников. 

Прослеживается особый компетентностный подход в профессионально-трудовом воспитании учащихся. Так, заместитель директора по воспитательной работе С.Ахметова презентовала работу колледжа по повышению престижа рабочих профессий, сокращению сроков адаптации студентов на производстве, о чём свидетельствуют положительные отзывы работодателей. На регулярной основе проводится мониторинг профессиональной карьеры выпускников: социальная успешность и конкурентоспособность на рынке труда. Педагогический коллектив стремится совершенствовать формы и методы профессионального воспитания студентов в процессе учебных занятий и во внеучебное время. Организаторы мероприятия сумели ярко показать высокий уровень овладения студентами комплексом общих и профессиональных компетенций: сформированность уважительного отношения к выбранной профессии, готовность к творческой, самостоятельной профессиональной деятельности. Всё это является ярким примером правильности выбора и верности профессии. 

В заключение участники определили новые сферы и направления работы для дальнейшего развития дуального обучения в нашей области. А колледж за эффективную работу получил сертификат управления образования акимата Костанайской области, подтверждающий обобщение опыта работы. 

Ещё одним знаковым моментом стала концертная программа, подготовленная силами студентов, которая оставила в сердцах зрителей массу положительных эмоций. Студенты показали миниатюру о рабочих профессиях колледжа, дефиле костюмов собственного производства, выступление патриотического движения «Жас сарбаз», музыкальные номера ансамбля домбристов и певцов.

Итог работы круглого стола можно подвести словами студента выпускного курса Тлекова Жанбатыра: «Дуальное обучение помогает быстрее трудоустроиться, адаптироваться без особых сложностей и иметь уже в конце обучения рабочее место, где буду работать с большей уверенностью в своём будущем и уже иметь трудовой стаж».

Канагат АЛЕКЕШОВА,
руководитель отдела развития содержания 
методического кабинета ТиПО управления образования акимата Костанайской области

Реклама

Трогательное суеверие заключается в том, будто благодаря знанию всё большего числа фактов человек приходит к знанию действительности. Сотни разбросанных, не связанных друг с другом фактов вбиваются в головы учеников; их время и энергия заняты заучиванием всё большего и большего числа фактов, так что для мышления остается мало времени и сил. Несомненно, мышление без знания фактов остаётся пустой фикцией; однако одна только «информация» может оказаться таким же препятствием для мышления, как и её отсутствие.

Я никогда не учу своих учеников, я пытаюсь только обеспечить условия, в которых они смогут учиться. Учителю необходимо узнать об интересах ученика, увидеть в нём потенциал и бросить все силы на его развитие. Причём сделать это так, чтобы ребёнок хотел учиться и мог это делать.