Выставка «Невидимые города» во второй раз состоялась в Костанайском строительном колледже.
В колледже реализуется немало проектов для творческого развития студентов, и одним из них в прошлом году стал проект по скульптуре «Невидимые города», инициированный преподавателем специальных дисциплин Данияром Бурбаевым. Год назад мы рассказывали об этой идее, основанной на книге итальянского писателя Итало Кальвино.
Напомню: Кальвино – итальянский писатель ХХ века, написавший постмодернистскую повесть в жанре магического реализма «Невидимые города». Главный герой – венецианец Марко Поло, который, проехав через Малую Азию, достигает Китая, где встречается с ханом Кублаем. Хан просит путешественника поведать о том, что он видел в пути. И Марко Поло начинает рассказывать о диковинных городах с женскими именами. «Пустившись в путь и двигаясь три дня к востоку, попадаешь в Диомиру – город, где ты видишь шесть десятков куполов из серебра и улицы, мощённые оловянной плиткой, театр из хрусталя и бронзовые статуи богов, где что ни утро раздается с башни пение золотого петушка…». Это из рассказа Марко Поло. По его словам, бывают города двойные – там полноправно живут те, кто на земле и кто под землёй. Есть город над пропастью: огромная сеть, привязанная к горам, а на ней вся жизнь: верёвочные лестницы, дома-мешки, светильники, жаровни… Бывают города, создающие себя по указанию небесной карты звёзд. Бывают города, откуда жители время от времени переселяются все разом, с домами и семьями, чтобы изменить свою жизнь на новом месте. Города, воплотившие человеческие сомнения, странности, небывшее и желаемое…
«Невидимые города» вдохновили творческих людей в разных странах мира на создание макетов, объёмных картин, отражающих фантазии автора книги и их собственные. Этот культурный тренд подхватил и Данияр Бурбаев, предложив своим студентам сначала прочесть повесть Итало Кальвино, а затем реализовать свои впечатления в скульптурных работах. Для первой выставки ребята работали с глиной. В этом году, продолжая проект со студентами 4 курса, Данияр Серикович предложил использовать скульптурный пластилин – материал более практичный, податливый и позволяющий воплощать самые смелые фантазии. И вот 16 фантастических городов, созданных будущими дизайнерами (пока в проекте задействована только одна группа), представлены на выставке.
- Мы начали с того, что досконально проработали литературное произведение, на что ушло месяца полтора, - рассказывает Данияр Бурбаев. – Затем каждый сделал эскиз своей задумки, а после этого приступили к созданию объёмных моделей. Конечно, в процессе работы фантазия разыгрывалась, возникали новые идеи, ребятам хотелось привнести что-то необычное. Поэтому то, что у них получилось в итоге – это не просто иллюстрация книги, а их собственные впечатления, мысли, полёт воображения. Такой творческий проект – отличный тренинг для будущих дизайнеров и архитекторов. Ведь в этих объёмных моделях они создают не те города, которые существуют в реальности, а те, что существуют только в голове. А что лучше может развивать смелость креатива, видение композиции, эстетический вкус одновременно с практическими навыками. Например, Каролина Пущина досконально проработала не только саму модель, но и описание города от его формирования до действующих структур – учёных, врачей, правоохранителей, наполнив свою работу особым смыслом. Очень интересный проект и «Лесной город» Арины Воробьёвой, в котором в тесном взаимодействии существуют лесные жители и жители королевства (здесь небольшая отсылка к «Алисе в Стране чудес»), где каждый пенёк или случайно занесённый ветром пакетик становятся микромиром со своими обитателями. Но, конечно, каждая работа заслуживает внимания, каждая по-своему интересна, значима. Студенты создавали свои модели не для оценки, а исключительно по зову вдохновения, пробуждённого чтением книги.
Как пояснил Данияр Серикович, проект «Невидимые города» включён в план работы колледжа, и уже в следующем году к нему присоединятся ещё две группы студентов, а значит, появятся новые идеи, новые средства их воплощения. Для того чтобы всё это проработать и реализовать, у преподавателя, студентов есть и время, и творческое стремление.
Светлана ОФИЦЕРОВА
Не тот учитель, кто получает воспитание и образование учителя, а тот, у кого есть внутренняя уверенность в том, что он есть, должен быть и не может быть иным. Эта уверенность встречается редко и может быть доказана только жертвами, которые человек приносит своему призванию.
Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, он будет лучше того учителя, который прочёл все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он совершенный учитель.