В Костанайском высшем педагогическом колледже в рамках областного учебно-методического объединения преподавателей общеобразовательных дисциплин Костанайской области проведён областной семинар «Самостоятельное обучение при кредитно-модульной технологии: творческие стратегии для преподавателей ТиППО».
В мероприятии приняли участие 35 педагогов из 23 колледжей области. В рамках семинара были представлены разнообразные формы работы, включая открытые учебные занятия, мастер-классы и методический экскурс, которые продемонстрировали многообразие подходов, методов и приёмов к реализации самостоятельной деятельности обучающихся в процессе обучения. Открытые учебные занятия позволили участникам увидеть, как на практике можно использовать современные образовательные технологии для организации самостоятельного обучения. Так, преподаватель информатики Ирина Баяхметова провела занятие на тему «Сервисы облачных технологий»: продемонстрировала применение интерактивных методов обучения, направленных на развитие навыков самостоятельной работы студентов с использованием платформ Google Диск, Nearpod, Ahaslides и LearningApps.
Продолжая тему внедрения креативных стратегий, преподаватель русского языка Татьяна Ткаченко провела занятие «Театр в жизни человека. Актуален ли сейчас театр?». Урок был посвящён формированию читательской грамотности через групповую работу студентов. Применение дифференцированных заданий и творческих методов активизировало самостоятельную деятельность обучающихся. Преподаватель казахского языка и литературы Алтынгуль Жармухамбетова продемонстрировала оригинальный подход, проведя увлекательное занятие «Мәшһүр Жүсіп Көпейұлының нақыл сөздері». Особое внимание было уделено использованию цифровых инструментов, таких как Kahoot, генератор случайных групп и TikTok. Интерактивные викторины и творческие задания помогли студентам осмыслить мудрость казахских мыслителей через современные технологии.
Инновационные методы продемонстрировала преподаватель биологии Анар Брахметова, применившая технологию «Перевёрнутый класс». Участникам семинара представлены примеры организации работы с применением лабораторных экспериментов и практических кейсов, которые помогают обучающимся интегрировать знания в практику и развивать ответственность за собственное обучение.
Мастер-классы стали площадкой для обмена опытом и знакомства с новыми технологиями. Преподаватели информатики Меруерт Салькенова и Татьяна Юркевич провели мастер-класс «Применение платформ с AI для самостоятельного образования». Педагоги продемонстрировали возможности использования искусственного интеллекта для создания образовательных ресурсов, что идеально подходит для реализации кредитно-модульной системы, также раскрыты особенности платформ Brisk Teaching, Shyraq.ai, Curipod, ROQED.AI и Wooflash, которые предлагают эффективные инструменты для анализа учебных результатов и персонализации обучения.
Заместителем директора по воспитательной работе Светланой Морозенко представлен опыт работы с помощью метода «флеш-наставничества», ею предложены идеи, персональные лайфхаки и лучшие практики которые внедряются в КВПК при реализации программы воспитания «Біртұтас тәрбие». Проекты «Шабыт», «Қамқор», «Ұшқыр ой алаңы», «Smart bala», «Балалар кітапханасы», «Еңбегі адал – жас өрен» продвигают истинные ценности человечества. «Школа первокурсника», праздники «Учитель, перед именем твоим», «Менің Отаным – Қазақстан», «Масленица на Быковского, 9», «Ұлы Дала Таңы», конкурсы «Шабыт», «Жас Сарбаз», «Junior Vision song contest», «Studentvision», премия «Арман» помогают студентам приобретать креативность, инновационное мышление, эффективные коммуникации, гражданскую позицию.
Эффективные методы интеграции воспитательных элементов в учебный процесс продемонстрированы преподавателем русского языка и литературы Колледжа предпринимательства КИнЭУ Татьяной Данченко, которая показала, как использовать «Цитаты недели» программы «Біртұтас тәрбие» для формирования национальных и общечеловеческих ценностей у студентов.
Завершением семинара стало проведение методического экскурса, организованного преподавателем специальных дисциплин, заведующей музеем колледжа Светланой Солодовой. Её выступление «Музей как пространство для самостоятельного обучения: формирование критического мышления и инициативности у обучающихся» позволило участникам семинара увидеть, как действует музейная педагогика с использованием кейс-методов и созданием образовательных проектов.
Подведение итогов и рефлексия завершили семинар. В ходе обсуждения «Фидбэк – ключ к саморазвитию и эффективности» участники выявили роль обратной связи в учебном процессе и её влияние на формирование самостоятельности студентов.
Семинар стал ярким примером продуктивного взаимодействия педагогов области. Каждый получил возможность не только пополнить свой методический арсенал, но и найти вдохновение для дальнейшего профессионального роста.
Татьяна КРАВЧЕНКО,
председатель областного УМО преподавателей общеобразовательных дисциплин,
Татьяна ЧУРКИНА,
замдиректора по УМР КВПК