Искусство создавать танец

Выпуск - №45(593)   :   03.12.2023
255

На базе Костанайского высшего педагогического колледжа состоялся республиканский конкурс профессионального  мастерства по стандартам WorldSkills в компетенции «Руководитель хореографического коллектива». В состязании приняли участие 11 организаций технического и профессионального образования Республики Казахстан.

Конкурс в Костанае оставил самые тёплые чувства у всех его участников

Конкурс проходил под руководством Республиканского учебно-методического объединения организаций технического и профессионального образования профиля «Искусство и гуманитарные науки» при Высшем колледже культуры им. Акана серэ г. Кокшетау. Организатором выступила кафедра хореографии Костанайского высшего педагогического колледжа. От каждой организации ТиПО, участвовавшей в конкурсе, приехали студенты специальности «Народное художественное творчество», квалификации «Руководитель самодеятельного хореографического коллектива, преподаватель», эксперт из числа преподавателей и четверо волонтёров – студентов этой же специальности. В течение двух дней конкурсанты демонстрировали свои навыки в заданиях, которые для них были, по сути, экспромтом. 

- Конкурсные задания включали постановочную работу. В первый день это были комбинации экзерсисов у станка соответственно хореографическому направлению. Методом жеребьёвки для этого конкурса определился народный танец, а участникам нужно было представить три комбинации: в русском характере, татарском и грузинском. В течение двух часов конкурсанты должны были обучить волонтёров нужным движениям и продемонстрировать результаты, – поясняет заведующая кафедрой хореографии КВПК Салтанат Доспанова. – Во второй день нужно было показать постановочную работу по композиции танца. Предварительно были выбраны казахский танец, русский и современный хип-хоп. Жребий выпал на русский танец. Все участники на одну и ту же музыку выполняли постановку танца, на которую было отведено три часа. После каждого задания эксперты вносили баллы в оценочные листы, а по итогам определились победители и призёры. Творческих конкурсов исполнителей, коллективов в стране проводится очень много, а такой конкурс профессионального мастерства именно постановщиков, хореографов только один. Он был инициирован нашим колледжем, и мы очень рады, что конкурс получил развитие на республиканском уровне. 

Не каждый хороший танцор может руководить ансамблем, нужно знать и педагогику, и психологию, методику работы, обладать креативным мышлением, организаторскими навыками. Всему этому обучают в рамках компетенции «Руководитель хореографического коллектива». И именно эти умения должны были продемонстрировать конкурсанты. 

- Конкурс прошёл замечательно, студенты показали хорошие результаты. И я хочу выразить благодарность команде Костанайского высшего педагогического колледжа, директору Галие Уразамбетовой, заведующей кафедрой хореографии Салтанат Доспановой. Мы планируем этот конкурс сделать ежегодным и проводить его на базах разных организаций, чтобы увидеть уровень подготовки и стимулировать руководителей колледжей к развитию хореографического направления, – отметила заместитель председателя Республиканского учебно-методического объединения по профилю «Искусство и гуманитарные науки» Акмарал Актаева. – Специальности из сферы культуры и искусства не внесены в состав национального чемпионата WorldSkills. Но компетенция «Руководитель хореографического коллектива» очень востребована, и этот конкурс по стандартам WorldSkills мы провели, ориентируясь на запросы колледжей. Задача – поднять престиж профессии и привлечь социальных партнёров, помочь студентам адаптироваться в соревновательной ситуации, быть готовыми к профессиональной деятельности. Я думаю, что конкурс необходимо включить в чемпионат WorldSkills, потому что он показывает реальные знания и практические умения студентов, готовность быть успешными руководителями. Хореографических коллективов много в городах и сёлах страны. Но настоящих специалистов не хватает. Я очень надеюсь, что наши выпускники понесут высокие стандарты искусства в детские сады, школы, дома культуры. 

Шестеро лучших и Акмарал Актаева

И конкурсанты действительно показали не только свою увлечённость выбранной профессией, но и большое желание развивать хореографическое искусство вкупе с высоким уровнем мастерства.

Амина Кабзулданова – студентка многопрофильного колледжа г. Сарканда (Жетысуская область) признаётся, что без танцев не представляет свою жизнь:

- Я танцую лет с пяти. Даже не знаю, почему мне так понравилось танцевать, но это действительно моя большая любовь. Я окончила музыкальную школу Талдыкоргана по классу хореографии. И когда поступала в неё, то даже родителям не сказала, сама записалась, прошла отборочный тур, и только уже дня через три занятий сообщила маме и папе, что учусь танцам. Я боялась, что они будут меня отговаривать, но оказалось наоборот – обрадовались. Танцевать для меня – как дышать. Многие люди устают от большого количества музыки, от постоянного движения, а я нет. Я люблю тренироваться с утра до вечера. Мне по душе самые разные направления хореографии: грация и элегантность классики, эмоциональность, характерность народного танца, смелость, экспрессия джаза, модерна. И надеюсь, что эту любовь к танцам сумею передать детям, которым буду преподавать в музыкальной школе, где меня уже ждут. 

Подведение итогов конкурса и награждение призёров и победителей состоялось 3 декабря. В актовом зале педколледжа собрались и участники, и организаторы, и гости, пожелавшие разделить торжественность момента. 

- Провести такой масштабный конкурс не так просто. И Костанайский высший педагогический колледж взял на себя большую ответственность, инициировав его проведение на своей базе. Нужно было выйти на колледжи республики, проинформировать коллег, найти партнёров, спонсорскую помощь. Проведена огромная работа Салтанат Муратовной при чуткой поддержке Галии Ульмесхановны. Спасибо им большое! – сказала руководитель методкабинета ТиПО управления образования Марал Бокаева. – Сейчас мы ведём работу на уровне министерства просвещения над тем, чтобы внести этот конкурс в перечень тех показателей, которые учитываются при аттестации педагогов. Я сама когда-то работала в педагогическом колледже, знаю, какие замечательные выпускники выходят из его стен, какой сильный здесь педагогический состав. И успешное проведение первого республиканского конкурса – ещё один повод для гордости.

Марал Бокаева вручила благодарственные письма  экспертам конкурса

Итоги конкурса профессионального мастерства по компетенции «Руководитель хореографического коллектива» таковы. 1 место    заняли Ажар Торткара (Костанайский высший педагогический колледж) и Инкар Маканова (музыкальное училище им. М.Тулебаева, г. Семей). 2 место разделили Валерия Горбенко (Высший колледж культуры им. Акана серэ, г.Кокшетау) и Анастасия Екимовская (Рудненский социально-гуманитарный колледж им. Ы.Алтынсарина). 3 место досталось Карине Нуржановой (Аксуский высший многопрофильный колледж им. Жаяу Мусы) и Аружан Толеубек (Карагандинский колледж искусств им. Таттимбета).

Инкар Маканова из Семея впервые оказалась на севере Казахстана и впервые приняла участие в профессиональном конкурсе:

- Мне нравится путешествовать по Казахстану, в Костанае никогда не была, поэтому всё интересно. И, конечно, очень значим этот конкурс как будущему педагогу хореографии. Я выступала на республиканских и международных конкурсах, фестивалях только как танцовщик в составе хореографического коллектива училища. Прежде окончила областную специализированную балетную школу в Семее. Меня вдохновляет та максимальная свобода тела и духа, которую даёт хореография, можно с помощью своей пластики и фантазии, движений и музыки донести до зрителей любую идею, любую актуальную тему, выразить что-то своё, даже очень сокровенное. А состоявшийся конкурс – классная возможность проверить свои силы как постановщика.

- Конкурс позволяет на деле выявить свой профессиональный уровень. И особенно ценно, что он стал республиканским, то есть мы можем увидеть себя на фоне коллег, – говорит Ажар Торткара. – Я очень люблю народный танец: это характер, это манера, это передача этнического духа, это, наконец, красиво. Профессия педагога, которой я учусь, мне очень нравится, хотя и исполнением танца в колледже я занимаюсь с удовольствием. Но работа с детьми мне особенно интересна. Я уже практиковалась в ансамбле танца «Вдохновение» ДК «Мирас», и это был замечательный опыт. 

Сертификаты участникам конкурса вручены директором КВПК

Именно профессиональной опытности и честности пожелала всем участникам конкурса директор КВПК Галия Уразамбетова:

- В творчестве, как и в спорте, развитие есть только тогда, когда есть соперничество. Если не с кем будет соревноваться, то мы будем, сидя на месте, думать, что мы самые лучшие.  А такие конкурсы – возможность доказать свою компетентность. Студентам я всегда говорю, что самое главное – быть компетентным в своей профессии. Если компетентными будут водители, врачи, продавцы, педагоги, каждый специалист, тогда мы достигнем высокого и безопасного уровня жизни в нашей стране. 

Светлана ОФИЦЕРОВА,
фото автора

Реклама

Литературе вообще нельзя научить, а в школе – особенно. Когда преподаёшь в школе, скажем, Толстого, главное, на мой взгляд, чтобы твой ученик не возненавидел великого классика и его героев, едва прикоснувшись к ним, не потерял их для себя на долгие годы. Для того чтобы действительно узнать Толстого, надо быть уже взрослым человеком. А пока надо постараться, чтобы от встречи с Толстым у молодого человека осталось по крайней мере радостное впечатление, ощущение чего-то светлого и во многом непонятного, к чему хотелось бы вновь и вновь возвращаться в дальнейшем… Самое страшное, что может сделать педагог – это заставлять из-под палки читать великого художника. Это профессиональное преступление.