По инициативе методического кабинета ТиПО и председателя методического объединения преподавателей информатики в 2018 году в области стартовал Конкурс «IT-новатор». За это время название конкурса изменялось, но суть осталась прежней.
Организатор конкурса методист ТиПО Канагат Алекешова.
Организатор конкурса замдиректора по IT КИПК Ирина Саенко Ирина
Главное условие конкурса – эффективное использование интернет-ресурсов в учебно-воспитательном процессе, а это значит - конкурс для мобильных и талантливых педагогов. В сфере информационных технологий наблюдается небывалый подъем, поэтому актуальность и значимость конкурса не ослабевает. За три года в конкурсе приняли участие более 50 педагогов из 27 колледжей области. Если первые участники конкурса показывали внедрение и использование ИКТ в учебно-воспитательном процессе, то сейчас участники демонстрируют разработанные электронные учебные пособия по дисциплинам, web-сайты, образовательные каналы, а в этом году – IT-проекты. Самыми активными, креативными и постоянными участниками конкурса стали педагоги Костанайских индустриально-педагогического, строительного, политехнического и медицинского высших, Житикаринского политехнического и Карасуского сельскохозяйственного колледжей.
В этом году проведение конкурса «IT-преподаватель-2020» совпало с карантином в связи с коронавирусной инфекцией COVID-19, однако это не стало преградой для проведения. В условиях дистанционного обучения наш конкурс особенно значим, т.к. процесс движется в сторону получения доступа к образовательным ресурсам через онлайн-сервисы и системы. Один из членов жюри даже пошутил на эту тему, сказав, что наступила эра «айтишников».
Дулат Кенешов занял 2 место
Меруерт Салькенова завоевала 1 место
Канат Токмагамбетов отмечен в номинации Табысқа ұмтылу.
Вернёмся к содержанию конкурса. Предметом первого этапа стал разработанный педагогом образовательный канал. Сложившаяся ситуация сплотила участников конкурса: 11 педагогов из разных колледжей представили разработанные образовательные каналы, размещённые на видеохостинговом сайте YouTube. Жюри отметило наполненность каналов интересными, содержательными авторскими видео, оригинальность заставки на видео и интересную идею с роликами о лучших студентах на каналах Дулата Кенешова, Натальи Султановой и Ирины Золотарёвой. Образовательная и методическая ценность характерны для каналов Меруерт Салькеновой и Каната Токмагамбетова. Конкурсанты создали свои образовательные блоги, которые зачастую более эффективны, чем стандартные способы взаимодействия со студентами.
Успешность педагога характеризуют не его награды и достижения, а победы его учащихся, и это было отражено в следующем этапе конкурса: защита IT-проекта, созданного студентом под руководством преподавателя. Это стало кульминационным моментом конкурса. Жюри, состоящее из представителей государственного учреждения, высшего учебного заведения и бизнеса, определило победителей, а также отметило практическую значимость и социальную направленность IT-проектов.
Обладатель Гран-при - Наталья Султанова
Обладатель Гран-при преподаватель Наталья Султанова, студенты Артём Мазманян и Вадим Моор создали сайт детского дома «Жануя» в формате 3D-тур, который даёт полную информацию о деятельности детского дома (Костанайский индустриально-педагогический колледж).
1 место – проект преподавателя Меруерт Салькеновой и студента Диаса Галиева «Моделирование клавиш и адаптация клавиатуры под латиницу» выполнен на актуальную тему в условиях перехода на латиницу (Костанайский строительный колледж).
2 место – проект преподавателя Дулата Кенешова и студента Тамерлана Исмагулова «Умный дом» является актуальным и важным в рамках домашней автоматизации (Костанайский политехнический высший колледж).
3 место – преподаватель Ирина Золотарёва и студент Олег Пеньков создали «Telegram-бот «ZPCInfoBot»» для автоматизации поиска информации на сайте колледжа (Житикаринский политехнический колледж).
В номинации «Табысқа ұмтылу» отмечена работа Каната Токмагамбетова, преподавателя информатики Карасуского сельскохозяйственного колледжа.
У молодёжи всегда интересные идеи! Отрадно, что не только идеи проектов исходят от самих студентов, но и грамотная, быстрая реализация идеи в реальный проект. Мы попросили студентов рассказать о том, как рождаются проекты и какие трудности приходится преодолевать на пути к результату. Ребята ответили, что идеи проектов появляются в поиске информации, дискуссий или решении какой-либо проблемы, некоторые идеи предлагают организации или предприятия области. Студентам приходится активно заниматься самообразованием или обращаться за помощью к преподавателю. Так, Артём Мазманян и Вдим Моор – авторы проекта «Сайт детского дома «Жануя» создали его в течение месяца, упростили загрузки, наполнили информацией, необходимой как для администрации детского дома, так и для посетителей сайта. Ребята планируют обеспечить дальнейшую программную поддержку проекта.
Жюри конкурса рекомендовало Диасу Галиеву, автору проекта «Моделирование клавиш и адаптация клавиатуры под латиницу», просчитать экономическую эффективность проекта и в дальнейшем принимать участие в республиканских конкурсах, Олегу Пенькову – добавить просмотр учащимися электронного журнала, Тамерлану Исмагулову – масштабировать проект и рассчитать экономическую эффективность, т.к. проект важен для жителей города, а Алибеку Каленову – больше создавать авторских видео.
Защита IT-проекта – надёжная платформа, обеспечивающая студентам прекрасную возможность продемонстрировать свои умения и творческие способности. Участие в конкурсе позволит студентам изменить свою жизнь: получить работу, открыть свой бизнес, предложить новые технологичные решения, а может изменить и жизнь своей страны, поучаствовав в реализации национальных проектов и приблизив Казахстан к настоящему цифровому прорыву.
Модель проведения конкурса «IT-преподаватель-2020» позволила фиксировать эффективные изменения в профессиональном росте участников на примере созданных интернет-каналов и IT-проектов, разработанных совместно со студентом. Конкурс дал возможность пробудить у студентов и преподавателей интерес к современным информационным технологиям, к программированию в целом, познакомиться с творчеством конкурсантов, что так необходимо для собственного профессионального роста и личностного развития, натолкнул на поиск новых идей в образовательном процессе.
Социальные сети в интернете в период карантинных мер находятся на пике популярности. Этот год наглядно показал необходимость цифровой грамотности, умения создавать виртуальную образовательную среду, что является важной характеристикой успешной педагогической деятельности. Педагоги – участники конкурса отлично справились с поставленными задачами, активно используют новые инструменты для дистанционного взаимодействия, что позволяет получать знания более простым и понятным для студентов способом. Ваш вклад в развитие ИКТ в образовании весом и значителен. Именно вы меняете образование к лучшему прямо сейчас!
Канагат АЛЕКЕШОВА,
заведующая сектором инновационного развития ТиПО,
Марал БОКАЕВА,
заместитель руководителя Центра методического сопровождения УО АКО
Не тот учитель, кто получает воспитание и образование учителя, а тот, у кого есть внутренняя уверенность в том, что он есть, должен быть и не может быть иным. Эта уверенность встречается редко и может быть доказана только жертвами, которые человек приносит своему призванию.
Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, он будет лучше того учителя, который прочёл все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он совершенный учитель.