Система технического и профессионального образования в последние годы претерпевает качественные изменения. Для колледжей становится все более актуальным вопрос выстраивания новой системы отношений с предприятиями – социальными партнёрами как в регионе, так и за её пределами.
Сегодня мы работаем над совершенствованием существующей системы социального партнёрства, тесно взаимодействуем с работодателями, развиваем международное сотрудничество, реализуем инновационные проекты. С целью внедрения международного опыта подготовки квалифицированных специалистов Костанайский колледж автомобильного транспорта тесно начал сотрудничать с организациями Российской Федерации г. Набережные Челны. В стране реализуются инновационные проекты «Жас маман» и «КАМАЗ», в которых наш колледж принимает активное участие.
Сегодня в колледже обучаются 1325 студентов по 13 специальностям. Обучение ведут 113 преподавателей и мастеров производственного обучения, 50% которых имеют первую и высшую категории. Колледж имеет хорошую материально-техническую базу: два учебных корпуса, 46 учебных классов, 20 лабораторий, 10 мастерских. Вместе с этим в рамках реализуемых проектов преподавателями специальных дисциплин и мастерами производственного обучения созданы лаборатории по автомобильной электронике, технологии металлов, мастерская по техническому обслуживанию и ремонту грузовых автомобилей. Дооснащены лаборатории и мастерские по техническому обслуживанию и ремонту легковых автомобилей. Усилиями педагогов созданы новые лаборатории: гидро-пневмопривод, электрические измерения и контрольно-измерительные приборы, автоматизация и программирование логических контролеров, технология машиностроения. Приобретаемое оборудование было согласовано со специалистами компании ПАО «КАМАЗ», аналоги данного оборудования хорошо зарекомендовали себя в многофункциональном центре прикладных квалификаций машиностроения «КАМАЗа».
Компания «КАМАЗ» строит сегодня в Костанае современные инновационные предприятия, и задача колледжа – обеспечить машиностроительный кластер квалифицированными специалистами. Для этого в колледже открыты новые специальности «Металлургия чёрных металлов», «Механообработка, контрольно-измерительные приборы и автоматика в промышленности», «Токарное дело и металлообработка», «Технология машиностроения», «Автоматизация и управление». Уже второй год подряд по новым специальностям колледж набирает до 125 человек на обучение.
С целью выработки стратегии международного сотрудничества с заводами и производственными площадками «КАМАЗ», организациями образования РФ администрацией колледжа была организована рабочая поездка в Набережные Челны. Подписаны меморандумы о взаимодействии и сотрудничестве с Камским государственныйм автомеханическим техникумом им Л.Васильева, Техническим колледжем им. В.Поташева, Многофункциональным центром прикладных квалификаций машиностроения ПАО «КАМАЗ». На базе колледжа торжественно был подписан меморандум о взаимопонимании и сотрудничестве по вопросам подготовки кадров для отрасли машиностроения между управлением образования акимата Костанайской области и ТОО «KamLitKZ «Многофункциональный центр прикладных квалификаций машиностроения» г. Набережные Челны.
Представители «КАМАЗ» входят в состав попечительского совет, в частности – директор ТОО «KamLitKZ» Владислав Пастушенко. В рамках международного сотрудничества с предприятиями впервые появились поступления благотворительной помощи. ТОО «Торговая компания КАМАЗ» безвозмездно выделило колледжу современный двигатель автомобиля КАМАЗ Р6 с набором инструментов для учебных целей.
В рамках заключённых меморандумов были организованы стажировки преподавателей и мастеров производственного обучения на заводы ПАО «КАМАЗ», а также была организована оплачиваемая профессиональная практика студентов по специальностям машиностроительного отделения на производственных площадках предприятия (21 человек).
Реализация проектов «Жас маман» и «КАМАЗ» была презентована министру образования и науки Республики Казахстан Асхату Аймагамбетову при рабочей поездке в колледж, делегации ПАО «КАМАЗ», делегации из Республики Беларусь.
Основная задача коллектива Костанайского колледжа автомобильного транспорта в рамках международного сотрудничества заключается в формировании творческой личности специалиста, способного к саморазвитию, самообразованию, инновационной деятельности. Одной из важных составляющих в организации процесса подготовки специалистов в настоящее время стало участие в научно-исследовательской деятельности как студентов, так и педагогов. Это развивает творческие способности в различных формах профессиональной деятельности, побуждает стремление к углублению знаний, формирует аналитические, прогностические, коммуникативные умения, профессиональные и личностные качества. Научно-исследовательская работа стала не просто важной формой образовательного процесса, но и основой для самостоятельного поиска знаний и стремления к самообразованию.
Перспективы развития организаций технического и профессионального образования в плане подготовки высококвалифицированных специалистов подразумевают и сознательную, целенаправленную, самостоятельную, познавательную деятельность каждого участника образовательного процесса. Научная информированность, компетентность специалиста – это также его интеллектуальный потенциал, ориентированный на познавательную активность, систему определённых исследовательских умений, без которых невозможна творческая деятельность в рамках специальности. Специалист – не склад научной информации, а создатель на её основе новых знаний, творческих технологий обучения и воспитания.
Мотивационным фактором в интенсивной учебной работе и, в первую очередь, научно-исследовательской является личность педагога. Педагог может быть примером для студента как профессионал и как творческая личность. Педагог может и должен помочь студенту раскрыть свой творческий потенциал, определить перспективы внутреннего роста. Современные лаборатории, кружки технического профиля, студенческие и педагогические научно-практические конференции – всё это позволяет начать полноценную работу, найти единомышленников, с которыми можно посоветоваться и поделиться результатами своих исследований. Научно-исследовательской работой в колледже занимаются как педагоги, так и студенты.
Так, в Костанайском колледже автомобильного транспорта была проведена научно-практическая конференция «Наука и молодёжь: новые идеи и решения», посвященная Дню работников науки в Казахстане. Программа была насыщена: пленарная часть, где были представлены исторические видеоматериалы развития науки в Казахстане, и работа по секциям. Студенты представляли работы по актуальным проблемам современности, экономики, экологии, технике безопасности, естественно-математическим и гуманитарным знаниям, технике и информационных, инновационных технологиях в современном производстве. На конференцию было представлено 63 работы из 14 колледжей городов Нур-Султана, Набережные Челны, Актобе, Кокшетау, Павлодара, Костанайской области. Работы студентов оценивало жюри, в составе которого были представители методического кабинета ТиПО управления образования, КИнЭУ им. М.Дулатова, партнёрского предприятия «СарыаркаАвтоПром», ТОО «KamLit», Сургутского политехнического колледжа. По итогам конференции 20 победителей были награждены дипломами и призами от социального партнёра ТОО «СарыаркаАвтоПром».
Среди педагогов в ККАТ проведена и научно-практическая конференция по теме «Инновационные технологии в автомобильной отрасли: Образование. Наука. Практика». На конференцию было представлено 38 работ 50 участников из 14 организаций: АО «Группа Компаний «Аллюр», Камский государственный автомеханический техникум, Технический колледж им. В.Д. Поташова (г. Набережные Челны), Алматинский электромеханический колледж, Алматинский государственный колледж новых технологий, Актюбинский высший политехнический колледж, Актюбинский автомобильно-дорожный колледж, Высший технический колледж г. Кокшетау, Высший колледж «Astana Polytechnic», Костанайский политехнический высший колледж, Профессионально-технический колледж им. К.Доненбаевой, Колледж предпринимательства КИнЭУ, Казахстанский агротехнический колледж, Костанайский колледж автомобильного транспорта. Участники конференции представили работы по вопросам инновации в сфере машиностроения, автоматизации и информационных технологий. Педагоги естественно-математических и социально-гуманитарных дисциплин поделились опытом работы по подготовке технических специалистов. Преподаватели специальных дисциплин обсудили проблемы и перспективы развития автомобильной и транспортно-логистической отрасли, экологии и безопасности.
Экспертная комиссия оценивала работы по критериям: актуальность и новизна, научность и интеграция, теоретическая и практическая значимость, культура презентации. По итогам конференции комиссия рекомендовала участникам уделять большее внимание правильности составления научного аппарата работы, интегрировать и применять в деятельности информацию из разных областей науки, техники для решения проблемы. По итогам работы конференции лучшие работы были награждены дипломами, все участники получили сертификаты. В ближайшее время будет издан сборник статей с присвоением ISBN.
Выстроенная система международного партнёрства совершенствуется, время заставляет нас искать новые пути совместной работы. Сегодня нельзя говорить о налаженном механизме сотрудничества, работа продолжается, мы настроены оптимистично и стремимся работать ещё лучше и эффективнее. И для этого есть все условия и предпосылки. Ежегодно повышается оплата труда педагогических работников, улучшаются условия труда, увеличивается объёмы государственного заказа на подготовку кадров, активно в учебный процесс вовлекаются наши партнёры, совершенствуется профориентационная деятельность. Работа в рамках международного сотрудничества продолжается. Запланирована работа по проведению совместных семинаров, факультативных занятий, разработке примерной тематики курсовых и дипломных проектов, участию в промежуточной и итоговой аттестации (экзаменационной сессии и защите курсовых и дипломных проектов).
Международное сотрудничество становится одним из основных направлений системы ТиПО, для его развития необходимо плотно сотрудничать с организациями ближнего зарубежья, с вузами региона для привлечения высококвалифицированных специалистов, активизировать совместную деятельность с международными партнёрами по взаимовыгодному сотрудничеству в рамках различных проектов.
Виктория БИБИК,
замдиректора по НМР ККАТ
Не тот учитель, кто получает воспитание и образование учителя, а тот, у кого есть внутренняя уверенность в том, что он есть, должен быть и не может быть иным. Эта уверенность встречается редко и может быть доказана только жертвами, которые человек приносит своему призванию.
Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, он будет лучше того учителя, который прочёл все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он совершенный учитель.