От студентов колледжей сегодня требуется активное овладение профессиональными компетенциями, знаниями и умениями и постоянное их совершенствование. Конкурсы профессионального мастерства по стандартам WorldSkills являются одним из эффективных средств самореализации и самосовершенствования учащихся и педагогов.
Компетенция «Руководитель хореографического коллектива» в чемпионате WorldSkills впервые появилась в 2019 году. В 2021 году вошла в состав компетенций национального чемпионата. Но в 2022 году было принято решение сократить компетенции республиканского WorldSkills, в том числе и эту.
Но чтобы сохранить высокий уровень профессиональной подготовки и мотивировать студентов к росту творческого мастерства, в 2022 году на республиканском семинаре в Аксуском высшем многопрофильном колледже им. Жаяу Муса Павлодарской области было решено организовать республиканский конкурс профессионального мастерства по стандартам WorldSkills в компетенции «Руководитель хореографического коллектива». Это решение принималось с участием представителей учебно-методического объединения, которое включает организации ТиППО, осуществляющие подготовку кадров по специальностям профиля «Искусство и гуманитарные науки».
С 2023 года конкурс проводится на базе Костанайского высшего педагогического колледжа. Общее руководство осуществляет учебно-методическое объединение при Высшем колледже культуры имени Акана серэ (г. Кокшетау) при управлении образования Акмолинской области, управлении образования Костанайской области. Методическое, организационное и информационное обеспечение конкурса – это задача педагогов кафедры хореографии Костанайского высшего педагогического колледжа.
В этом году конкурс проходил 6-8 декабря: своё мастерство продемонстрировали студенты девяти организаций технического и профессионального образования по специальности «Народное художественное творчество» из Акмолинской, Актюбинской, Восточно-Казахстанской, Карагандинской, Костанайской, Западно-Казахстанской, Павлодарской областей. Участники, согласно положению конкурса, выполняли два конкурсных задания: составление комбинаций экзерсиса у станка, постановочная работа композиции танца. Им удалось продемонстрировать не только теоретические знания методики работы с самодеятельным хореографическим коллективом, но и практические навыки работы в постановочной работе с волонтёрами.
На каждом этапе экспертная комиссия оценивала работу студентов по разным критериям. Это и визуальные, и практические навыки методики преподавания. Каждого участника сопровождали волонтёры из своего учебного заведения, а с кем они будут работать – распределялось по жеребьёвке. То есть, заранее разучить танцевальные композиции участники не могли, всё происходило на месте. Надо отметить, что на протяжении всех дней конкурса волонтёры работали ответственно и с полной отдачей.
Основными ценностями чемпионата являются мастерство, многогранность, справедливость, инновации, честность, партнёрство и прозрачность.
- В конкурсе профмастерства по компетенции «Руководитель хореографического коллектива» мы участвуем с 2021 года. Он действительно проходит честно, все участники в равных условиях выполняют задания, – отметила педагог специальных дисциплин Аксуского высшего многопрофильного колледжа им. Жаяу Муса, независимый эксперт Юлия Крылова. – Прозрачность конкурса отображается в процедуре жеребьёвки, с помощью которой определяется место площадки, направление хореографии, волонтёры, музыкальный материал. Все эксперты оценивали участников объективно. Также надо отметить уровень профессиональной подготовки участников и волонтёров, в этом году прослеживается положительная динамика роста техники исполнения.
По правилам проведения чемпионата WorldSkills, в финале проводится итоговое заседание экспертов и участников, где рассматривают и обсуждают организационные вопросы, анализируют критерии оценивания, вносят изменения в конкурсные задания. Как разработчик конкурса я хочу обратить внимание, что подготовка кадров должна соответствовать реалиям времени, поэтому основная задача нашего конкурса – внедрение современных технологий и опережающего обучения в образовательный процесс с учётом развития хореографического искусства. Мы несём в мир красоту и гармонию! И это нужно уметь делать действительно мастерски.
На итоговом заседании экспертов и участников было принято решение, что эстафету проведения конкурса в следующем году принимает Актюбинский высший гуманитарный колледж. А результаты нынешнего конкурса сложились так: 1 место – Екатерина Кирьянова, Карагандинский колледж искусств им. Таттимбета, 2 место – Жансая Галымжан, Костанайский высший педагогический колледж, 3 место – Камила Бекмуханбетова, Высший колледж культуры им. Акана серэ, г. Кокшетау. Отрадно сознавать, что студенты КВПК ежегодно оказываются в числе призёров.
В рамках конкурса также состоялись мастер-классы для участников и волонтёров от педагогов специальных хореографических дисциплин: Дина Майданская (Карагандинский колледж искусств им. Таттимбета), Булбул Сапаргалиева (Музыкальный колледж им. Курмангазы) продемонстрировали высокий профессионализм, грамотный и творческий подход, владение методикой обучения и применение различных приёмов работы со студентами.
Движение WorldSkills является для молодых людей бесплатной и доступной платформой для соревнований и обучения. Рынок труда ежегодно меняется, развиваются новые технологии, появляются новые профессии. Поэтому нужно быть конкурентоспособным специалистом. И мы уверены, что участие в нашем конкурсе – это отличная стартовая площадка для будущих профессиональных успехов!
Эксперт-компатриот Бану Шаяхметова и серебряный призёр конкурса Жансая Галымжан
Салтанат ДОСПАНОВА,
заведующая кафедрой хореографии КВПК
Не тот учитель, кто получает воспитание и образование учителя, а тот, у кого есть внутренняя уверенность в том, что он есть, должен быть и не может быть иным. Эта уверенность встречается редко и может быть доказана только жертвами, которые человек приносит своему призванию.
Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, он будет лучше того учителя, который прочёл все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он совершенный учитель.