В десятый раз управлением образования акимата Костанайской области проведён областной конкурс среди мастеров производственного обучения колледжей. Четверым лучшим представителям этой профессии присуждены Гран-при и призовые места.
Конкурс «Мастер года» ставит своими задачами совершенствование педагогического мастерства и повышение престижа работы мастеров производственного обучения, распространение и продвижение в системе технического и профессионального образования передового опыта, стимулирование и поддержку инновационной педагогической деятельности.
Выступление команды Лисаковского технического колледжа
В этом году участниками областного состязания стал 21 мастер производственного обучения 18 колледжей региона, и только семеро после первого этапа прошли в финал, где представили жюри и коллегам свои варианты выполнения заданий: визитная карточка «Мастер – как много в этом слове!» и презентация электронного методического дайджеста «В помощь мастеру п/о». В «визитке» участник должен был убедительно представить свою педагогическую позицию, творчески раскрыть особенности работы и продемонстрировать инновационные подходы. И всё это за десять минут. Электронный методический дайджест – это новинка конкурса, он призван стать не просто показательной но и практической, полезной для других мастеров справочной информацией по методике организации и проведения уроков производственного обучения, производственной практики, демонстрационного экзамена, о стандартах WorldSkills, профессиональных пробах.
- Конкурс «Мастер года» уже стал символом технического и профессионального образования Костанайской области, – говорит заведующая методическим кабинетом ТиПО управления образования Марал Бокаева. – Наш методкабинет создан 10 лет назад, и с этого момента ежегодно проводится конкурс для мастеров производственного обучения. Было время, когда их дело оставалось без должного внимания, а ведь это те люди, которые ведут свою группу от приёма до выпуска, которые передают студентам все свои профессиональные знания и умения, от которых напрямую зависит, какой специалист после колледжа придёт на производство. Сегодня, когда колледжи гораздо более чётко ориентированы на рынок труда, на ожидания работодателей, на современные профессиональные стандарты, роль мастеров п/о неизмеримо вырастает. И конкурс «Мастер года» становится всё значимее и престижнее в сфере ТиПО. В этом году конкуренция была очень серьёзная, каждый мастер постарался представить свою работу максимально креативно и одновременно с пользой для коллег. Сегодня система ТиПО меняет свои подходы к подготовке кадров, выпускники должны быть мобильными, конкурентоспособными специалистами, чему способствует и академическая самостоятельность колледжей. И мастер производственного обучения в своей работе, конечно же, должен всё это учитывать, быть гибким, ориентироваться в новейших тенденциях, смело воплощать новые идеи. Поэтому вторая часть нынешнего конкурса носит такой инновационный характер: в электронном дайджесте показать ключевые моменты, направления своей работы. Практически все колледжи себя очень хорошо проявили. А больше всего порадовало то, что сильно выросли сельские колледжи. И это отразилось на результатах отборочного тура: в финале оказались все мастера из регионов, от областного центра только представитель Костанайского строительного колледжа.
Свою визитку представляет Кристина Блажко
Марал Мендыбаевна отметила, что сейчас мастера производственного обучения не просто специалисты, пришедшие с производства передать студентам практические навыки, а полноценные преподаватели, обладающие разносторонними знаниями и уверенно владеющие педагогическими приёмами. Поэтому и конкурс «Мастер года» тоже растёт, меняя свои формы деятельности. В 2019 году он был посвящён стандартам WorldSkills, в 2021 году раскрывал сотрудничество наставников и молодых мастеров п/о, а в этом году главным стал творческий и инновационный принцип деятельности мастеров.
- Специалисты НАО «Талап», которые проводят курсы для педагогов ТиПО, приезжающие к нам на защиту курсов, всегда отмечают большой потенциал мастеров производственного обучения и дают высокую оценку, – говорит Марал Бокаева. – К примеру, в прошлом году на республиканском форуме технического и профессионального образования, проходившем в Алматы, единственным представителем мастеров п/о был именно наш – Сергей Широков из Фёдоровского сельскохозяйственного колледжа, который на уровне республики обобщал свой опыт работы. И мастер на такой форум был приглашён впервые, что можно расценивать как большое достижение.
Жюри готово вручить награды
Достижениями лучших мастеров производственного обучения этого года стали медали, ценные призы и дипломы. А главное – признание высокого профессионального уровня. Жюри (председатель – директор Колледжа предпринимательства КИнЭУ Анатолий Казаков, замдиректора по УПР КПВК Амир Кстаубаев, методист РГТК Ирина Рябова, преподаватель спец.дисциплин КИПК Толеубай Мурзагильдин, преподаватель спец.дисциплин КИПК Алия Аханова) долго совещалось, прежде чем определило призёров, поскольку, как отметил Анатолий Иванович, подготовка участников была сильной, и их друг от друга отделяли лишь единицы в баллах.
В итоге Гран-при присуждён мастеру Лисаковского технического колледжа Ирине Горбанёвой. 1 место заняла Кристина Блажко (Костанайский строительный колледж), 2 место – Фариза Токкабулова (Житикаринский политехнический колледж), 3 место – Олеся Арбузова (Профессионально-технический колледж имени Камшат Доненбаевой). В номинации «Креативность» дипломом отмечено выступление Сергея Лысенко (Сарыкольский колледж агробизнеса и права), в номинации «Ориентир на результат» отличился Алексей Руденко (Аркалыкский политехнический колледж), в номинации «Перспектива» –Анна Соколова (Карасуский сельскохозяйственный колледж).
Победители, призёры и организаторы конкурса Мастер года
Ирина Горбанёва второй год работает мастером производственного обучения по специальности «Организация питания» в ЛТК, и эта победа стала для неё очень важным и стимулирующим признанием. Ирина Юрьевна не скрывала своей радости от такого впечатляющего результата:
- Состязание было серьёзным, все мои коллеги талантливые и конкурировать непросто, но приятно. Тем весомее для меня эта победа, этот приз – первый в моей профессиональной деятельности. Я, честно признаюсь, не ожидала, что Гран-при достанется именно мне. Поэтому эмоции просто переполняют! Вместе с моими студентами мы представляли профессию кондитера, для чего сочинили песню, изготовили декоративный торт. Кондитерское производство – это моя стихия, я много лет работала в этой сфере, поэтому есть что показать, чем поделиться. Я стараюсь отслеживать всё новое, что появляется и в образовательном, и в кондитерском, поварском деле, и тут же внедрять это в обучение студентов, потому что очень хочу, чтобы они стали по-настоящему крутыми профессионалами. Хочу, чтобы у ребят было больше наград, для них это важнее. Поэтому сейчас мы нацелены на участие в чемпионате WorldSkills, в котором пока делаем только первые шаги, но уверена – победа не за горами.
Светлана ОФИЦЕРОВА,
фото автора
Не тот учитель, кто получает воспитание и образование учителя, а тот, у кого есть внутренняя уверенность в том, что он есть, должен быть и не может быть иным. Эта уверенность встречается редко и может быть доказана только жертвами, которые человек приносит своему призванию.
Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, он будет лучше того учителя, который прочёл все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он совершенный учитель.