Новые возможности для профессионального мастерства

Выпуск - №15 (462)   :   16.04.2021
337

На этой неделе состоялся пресс-тур для представителей СМИ в ведущих организациях ТиПО области – Костанайском политехническом высшем колледже и Костанайском строительном колледже, где были представлены результаты реализации проекта «Жас маман». 

Напомним: проект «Жас маман» разработан в соответствии с поручением Первого Президента РК Нурсултана Назарбаева с целью модернизации 180 колледжей и 20 вузов по 100 наиболее востребованным профессиям и внедрения международного опыта подготовки квалифицированных специалистов. По итогам реализации проекта «Жас маман» учебные организации оснащены современным оборудованием, необходимым для подготовки специалистов, востребованных на республиканском и международном уровне, становятся центрами компетенции для своего региона, а также ведут подготовку студентов для участия в чемпионатах WorldSkills.


КПВК: ведём профподготовку с опережением

В Костанайском политехническом высшем колледже в проект «Жас маман» были включены специальности «Хлебопекарное, макаронное и кондитерское производство» и «Элекстроснабжение (по отраслям)». К началу текущего учебного года были оборудованы семь лабораторий, две учебно-производственные мастерские и кабинет по компетенции «Электромонтаж». 


На небольшом брифинге для журналистов директор и преподватели колледжа рассказали об участии в проекте «Жас маман»

- В 2019 году было объявлено о старте проекта «Жас маман», определены самые востребованные специальности. Мы попали в этот проект по двум специальностям, которые являются ведущими в нашем колледже, наиболее востребованными у работодателей, подготовившими не одного победителя чемпионата WorldSkills как областного, республиканского, так и международного уровня, – рассказал директор КПВК Кусаин Каткенов. – К концу 2020 года работа в рамках проекта была завершена. Закупки шли продолжительное время, процесс оказался непростым. Поставщики были из Алматы, Павлодара, Актюбинска, Атырау, поэтому не всё получалось быстро. Но в итоге всё необходимое было приобретено, даже с экономией, которая вернулась в республиканский бюджет. По проекту было выделено 340 млн тенге, но по факту купили на 262 млн. В учебных лабораториях и мастерских установлено и внедрено в учебный процесс оборудование ведущих мировых брендов. Перечень закупаемого оборудования согласовывался с социальными партнёрами колледжа. Сейчас уже все новинки активно используются в ходе теоретических занятий и учебной практики студентов. Это больше подспорье для подготовки высококвалифицированных кадров, ребята с большим интересом занимаются, мотивация повысилась в разы, всё оборудование на основе цифровых технологий, максимально приближено к производственной сфере. Если раньше со стороны работодателей были нарекания, что мы готовим на устаревшей, неактуальной технике, то теперь мы идём уже с опережением. Лет десять теперь мы точно будем в тренде. 

Как работают студенты и преподаватели в новых условиях, мы увидели в ходе экскурсии по лабораториям и мастерским специальностей «Электроснабжение» и «Хлебопекарное, макаронное и кондитерское производство», для которых выделен отдельный корпус. 


Будущие техники-электрики осваивают технологии монтажа скрытой электропроводки

- Именно наш колледж готовит востребованных техников-технологов и техников-электриков. Студенты в рамках дуального обучения проходят практику на крупных предприятиях города – АО «Баян-сулу», в хлебопекарных и кондитерских цехах, в ТОО «ЭПК-forfait», АО «KEGOC» и других, а по окончании колледжа с успехом трудоустраиваются. Студенты наши очень востребованы, предприятия заранее подают заявки, – пояснила Жулдыз Каипбаева, замдиректора по учебно-методической работе. – На базе КПВК проводится чемпионат WorldSkills по восьми компетенциям, курсы повышения квалификации, которые проводят четыре внештатных тренера НАО «Талап», четыре внештатных тренера Центра педагогического мастерства, также наши педагоги проходят международную стажировку. Так, педагоги специальности «Хлебопекарное, макаронное и кондитерское производство» прошли стажировку во Франции по своей специальности. Традиции международного сотрудничества были заложены уже давно и успешно продолжаются. Мы уверены, что новое техническое оснащение колледжа – это новые возможности для профессионального роста преподавателей, более качественной подготовки студентов.


Студент 3 курса Даниил Доля уверен, что новое оборудование позволит эффективнее овладеть профессиональными навыками

В учебных лабораториях и мастерских специальности «Электроснабжение» благодаря проекту «Жас маман» появились стенды, на которых студенты изучают работу электрических машин и трансформаторов, осваивают навыки электромонтажных работ и наладки электрооборудования, наглядно знакомятся с основами электротехники и электроснабжения предприятий и гражданских зданий, с основами электроники. 

- Наши выпускники будут  работать в энергообразующих предприятиях области, на всех этапах производства, передачи и распределения энергии, обслуживать электрооборудование на любом производстве. И, конечно, учебная практика на новом оборудовании приобретает особую эффективность и позволяет студентам вникнуть во все нюансы будущей профессии, – отметила преподаватель спецдисциплин Марина Курьерова.


Юлия Боченкова со школы увлекалась физикой и математикой, потому выбрала профессию электрика

- Новые стенды более компактные, удобные в управлении, соответствуют современным стандартам, применяемым на производстве. Ребята быстро разбираются в этом оборудовании, к нему идут методички, и, изучив их, студенты могут сами создавать какие-то задания для лабораторных работ, проводить исследования. На старых стендах сделать это было невозможно – добавила преподаватель электротехнических дисциплин, заведующая лабораторией «Электроснабжение возобновляемых источников» Бибигуль Суюндукова.


Кондитерскими изысками встречали участников пресс-тура сотрудники КПВК

Кулинарные чудеса ждали нас в лабораториях по компетенциям «Кондитерское дело» и «Пекарское дело». Для пекарей приобрели тестомесильную машину, индукционные плиты, расстоечные шкаф и камеру, ротационную печь с сенсорным управлением, тестоделительную машину, оборудование для приготовления круассанов.

- Занимаясь в этой лаборатории, будущие техники-технологи изучают, как производство устроено, как функционирует производственное оборудование, получают навыки по его облуживанию. Но для начала они учатся вести весь процесс от замеса теста до выпечки готовых изделий, – пояснила преподаватель Ирина Рядинская.

Также здесь изучают макаронное производство. Закуплено оборудование, которое позволяет отрабатывать навыки изготовления макаронного теста, разделки, сушки, определения показателей качества.


Технологи пекарского производства должны чувствовать тесто руками

В лаборатории кондитеров появились микроволновые печи, мощный американский миксер, блендеры, холодильные установки большой мощности, конвекционные печи, шкаф шоковой заморозки (например, для изготовления муссовых тортов).

- В этом учебном году наша студентка завоевала золото республиканского чемпионата WorldSkills, три раза подряд на нашей базе прошел региональный чемпионат, и у нас всегда первые места, – отметила заведующая технологическим отделением Жулдызай Балгужинова. – А теперь, я уверена, мы достигнем ещё больших успехов.  

КСК: готовы обеспечить все потребности в кадрах строительной отрасли

В Костанайском строительном колледже новые технологии внедрены для подготовки студентов специальности «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений». Теперь на современном оборудовании обучают профессиональным навыкам будущих техников-строителей, каменщиков, строительных столяров, штукатуров. По проекту «Жас маман» колледжу было выделено 322,5 млн тенге, на 219,6 млн закуплено всё необходимое, сэкономленный остаток вернулся в бюджет.

- Проект «Жас маман» – очень важная и нужная для системы ТиПО идея. Поэтому когда был объявлено о старте проекта, мы сразу же решили принять участие и стали готовиться, – рассказал директор КСК Арман Шамшин. –Костанайский строительный колледж имеет богатую историю, более 60 лет готовит специалистов для строительной отрасли не только области, но и страны. Строительство в регионе сейчас идёт очень активно, поэтому хорошо подготовленные, квалифицированные специалисты – это весомый вклад в развитие этой отрасли. А для качественного обучения студентов нужно новое, современное оборудование. И очень отрадно, что мы попали в проект. С начала этого учебного года мы начали работать в уже обновлённых мастерских и лабораториях. Проводим у себя на базе учебную практику с соблюдением санитарных норм. Отмечу, что наш колледж стремится к профилизации, мы хотим обучать всем специальностям, необходимым для современного строительства, что называется «под ключ»: начиная от проектирования, закладки фундамента, заканчивая отделкой и дизайном. У нас должны быть и специалисты среднего звена, и рабочие – бетонщики, арматурщики, кровельщики… Планируется открыть три новых специальности «BIM-техник», «BIM-пользователь», «Техник по защите информации». Мы хотим, чтобы предприятия, которым нужны специалисты-строители, первым делом обращались в наш колледж. А молодые профессионалы сейчас нужны везде. 


Первый строительный опыт студенты КСК получают в учебных мастерских

Как «куются кадры» для строительной отрасли можно было увидеть в кабинетах и мастерских, где вовсю кипела работа. Начальную базу студенты получают в кабинете теоретической подготовки, строительных материалов и изделий, охраны труда. Здесь по проекту «Жас маман» установлена интерактивная панель (по сути, очень большой смартфон), благодаря которой, как отмечают преподаватель спецдисциплин Татьяна Семикина и мастер производственного обучения Евгения Ильченко, существенно облегчается задача ознакомить студентов с материалами и технологиями, обучение проходит гораздо более эффективно.  

Соединить теорию и практику позволяют мастерские, объединённые в целый комплекс: мастерская штукатурных работ, каменных работ, сухого метода строительства, мастерская декоративной отделки. Здесь будущие мастера получают первый трудовой опыт во время учебной практики. 

- Учебная мастерская штукатурных и облицовочных работ получила такое оборудование, какое используют сейчас во всех крупных строительных предприятиях, – отметил замдиректора по учебно-производственной работе Марат Баймагамбетов. – Например, сейчас наши ребята осваивают работу с роботом-штукатуром, который позволяет покрыть идеальной штукатуркой 100-120 квадратных метров за смену (вручную столько не сделаешь). Его используют как раз на производстве в больших объемах. Также студенты учатся обращаться с лазерными уровнями, штукатурными машинами, миксерами, краскопультами – всё это как раз приобретено в рамках проекта. В мастерской можно выполнить весь цикл отделочных работ: штукатурка, покраска, укладка плитки, гипсокартонные, потолочные работы. Прежде чем идти на производственную практику, ребята получают здесь все необходимые навыки. 


Новое оборудование позволяет приблизить учебную практику к реальному производству

Как отметил мастер производственного обучения Евгений Пенкин, эффективности работы в мастерской, где занимаются будущие каменщики, очень помогли новые бетономешалки (раньше раствор замешивали вручную), камнерезный станок, который нужен, чтобы резать поребрики, блоки, камень. А приобретённый вибропресс позаволяет самостоятельно изготавливать блоки из цемента, песка и пластификаторов.

- С появлением нового оборудования наша работа качественно изменилась, - говорит Евгений Пенкин.  – Наши второкурсники на «БК-строй» проходят  производственную практику, и теперь приступают к ней гораздо более подготовленными. 


Будущие техники-строители осваивают и гончарное искусство

В программу обучения техников-строителей входит и гончарное искусство, лепка элементов декоративной отделки. Всё это студенты осваивают в мастерской, которой руководит преподаватель спецдисциплин Данияр Бурбаев. Для мастерской декоративной отделки по проекту «Жас маман» были приобретены гончарные круги, печи для сушки и обжига изделий.


Мастер по Андрей Сошкин демонстрирует возможности стола для резки гипсокартона

А в мастерской сухого метода строительства новому оборудованию просто не нарадуются. Особенно выручает стол для резки гипсокартона, гипсоволокнистых листов и других подобных материалов: благодаря современной технологии этот процесс проходит быстро, аккуратно, точно и к тому же без шума и пыли. Также для этой мастерской закуплены современные строительные инструменты, которые необходимы для отделки помещений по евро-стандартам. Кстати, как пояснил мастер производственного обучения Андрей Сошкин, именно здесь проходят подготовку будущие чемпионы WorldSkills, которыми ежегодно становятся студенты Костанайского строительного колледжа. «Не все специалисты на производстве обладают такими умениями, как наши участники чемпионата», – добавил Андрей Викторович.  


С помощью интереактивной панели теория строительных работ становится доступнее

Создавать будущие здания от чертежа до 3D-проекта учат студентов в кабинете черчения и проектной графики, с которым нас познакомила преподаватель специальных дисциплин Айгерим Садыкова, и в кабинете дипломного проектирования под руководством Татьяны Ловягиной. Для этих кабинетов приобретены интерактивные 3D-макеты «Умный дом», интерактивные панели, новые компьютеры, позволяющие работать с необходимым программным обеспечением. 


Интерактивный макет «Умный дом» незаменимое пособие в проектном деле, считает Татьяна Ловягина

- Я сама себе завидую, потому что сейчас нет никаких проблем с организацией и обучения, и внеурочной деятельности, – говорит Татьяна Ловягина. – Раньше в нашем кабинете были только чертёжные доски и старые компьютеры, на которых 3D-визуализацию мы оставляли загружаться на всю ночь. Сейчас на это уходят считанные минуты. Например, студент 3 курса Лев Захаров за 30-40 минут оформил в 3D курсовой проект коттеджа, с которым уже победил не в одном конкурсе. Сейчас мои студенты работают над дипломными проектами, которые, вполне вероятно, будут реализованы в нашем городе. Это проекты школы, колледжа и даже крематория. Когда наши выпускники продолжают обучение в вузах и показывают свои проекты, им порой даже не верят, потому что наши ребята на голову превосходят других абитуриентов. И это греет душу, это говорит о том, что и преподаватели, и студенты Костанайского строительного колледжа работают на высоком уровне. 

Светлана ОФИЦЕРОВА,
фото автора

Реклама

Трогательное суеверие заключается в том, будто благодаря знанию всё большего числа фактов человек приходит к знанию действительности. Сотни разбросанных, не связанных друг с другом фактов вбиваются в головы учеников; их время и энергия заняты заучиванием всё большего и большего числа фактов, так что для мышления остается мало времени и сил. Несомненно, мышление без знания фактов остаётся пустой фикцией; однако одна только «информация» может оказаться таким же препятствием для мышления, как и её отсутствие.

Я никогда не учу своих учеников, я пытаюсь только обеспечить условия, в которых они смогут учиться. Учителю необходимо узнать об интересах ученика, увидеть в нём потенциал и бросить все силы на его развитие. Причём сделать это так, чтобы ребёнок хотел учиться и мог это делать.