Ориентир – на качественный результат

Выпуск - №41(589)   :   03.11.2023
332

Современное время диктует свои требования к подготовке специалистов в сфере технического и профессионального образования, которая является кузницей рабочих и технических кадров для экономики страны и конкретно для нашего региона, где реализуются большие экономические проекты в машиностроительной сфере. 

Президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев на совещании по социально-экономическим вопросам в правительстве обратил внимание, что в современном мире основным ключом к развитию является качественное образование. «Необходимо воспитать творческое поколение, наиболее склонное к требованиям времени и строящее светлое будущее своими руками», - сказал Президент.

Костанайский колледж автомобильного транспорта является частью крупных проектов в Костанайской области в плане подготовки специалистов для таких гигантов как автозавод «Allur», строящийся завод «КamLitKZ», которые уже стали визитными объектами нашего региона. Колледж ведёт подготовку по 11 специальностям и квалификациям для этих промышленных гигантов. В свою очередь предприятия выдвигают свои требования к содержанию подготовки специалистов, к их компетенциям и личностным качествам. И здесь большую роль играет воспитательная работа со студентами и даже ещё с абитуриентами, в которых необходимо разглядеть будущих специалистов с высокой мотивацией к обучению профессии. ъ

Важное значение имеет профессиональная ориентация в колледже, состоящая из нескольких этапов: профессиональная ориентация абитуриентов; профессиональная ориентация и мотивация студентов; профессиональная мотивация выпускников колледжа. 

Целью воспитательной работы колледжа является направление «Содействие в формировании и развитии конкурентоспособного специалиста, обладающего высокими патриотическими, духовно-нравственными, физическими качествами, умеющего практически реализовать свой профессиональный потенциал». Но воспитать такого специалиста возможно только через его профессиональную ориентацию, чтобы он имел определённую мотивацию в своем выборе, иначе мы не достигнем результата.

В нашем колледже проводится чётко выраженная работа на все этапах профессиональной ориентации абитуриентов и студентов. Для привлечения абитуриентов в ККАТ работа ведётся в течение всего учебного года. На базе центра профессиональной ориентации разрабатывается план, который реализуется с участием всех членов педагогического коллектива. Главными мероприятиями в профессиональной ориентации будущих абитуриентов являются: экскурсии школьников по колледжу, профессиональные пробы, посещение членами педагогического коллектива школ, участие колледжа в районных и городских  профориентационных мероприятиях, реализация профориентационных проектов с социальными партнёрами – заводом «Allur», организация спортивных турниров, информация о профессиях колледжа на сайте учебного заведения и официальном аккаунте социальной сети Instagram. 

За прошедший учебный год колледж в ходе экскурсий посетили 950 школьников Костаная, области и г. Астаны. 230 из них прошли через профессиональные пробы. Проведённая работа даёт возможность нашему учебному заведению полностью выполнять государственный заказ и производить зачисление абитуриентов на конкурсной основе, что даёт хороший задел в качественном составе будущих студентов. На следующий учебный год мы надеемся на активную поддержку в профориентационной работе наших социальных партнёров, особенно «КamLitKZ», который активно начинает свою работу, и у нас целое отделение ведёт подготовку специалистов для этого мощного производства.

Бывшие абитуриенты, став нашими студентами, нуждаются в дальнейшей профориентации и мотивации по выбранным профессиям, особенно на 1 курсе, где они в основном проходят цикл общеобразовательных предметов за год, не прикасаясь к основам своей профессии, могут разочароваться, потерять интерес. В самом начале учебного года для всех студентов нового набора проводятся экскурсии на площадки предприятий, мест их будущих практик, отдельно проводятся экскурсии для родителей студентов, как важный фактор дополнительной мотивации их детей. На предприятиях студенты и родители встречаются со специалистами, проводятся беседы о будущей профессии. В колледже в течение всего учебного года организуются классные часы для первокурсников с приглашением преподавателей спецдисциплин и специалистов производства.

В рамках родительского дискуссионного клуба «Автодор» проводятся встречи с преподавателями и руководителями практик, где родители заранее могут узнать о содержании будущих специальных дисциплин и практик своих детей. В рамках декад цикловых комиссий первокурсники активно привлекаются на мероприятия с профессиональной ориентацией, особенно можно выделить встречи со старшекурсниками и выпускниками колледжа, где ребята из первых уст узнают о своей профессии. И конечно, важную роль в профессиональной ориентации первокурсников играет интеграция общеобразовательных дисциплин с профессией, ребята на уроках математики, физики, химии активно выполняют задания, связанные с их будущими специальными дисциплинами.

На последующих курсах профессиональная направленность студентов вырастает в разы и прежде всего за счёт практического обучения, изучения специальных дисциплин. Но немаловажную роль играют и другие моменты, связанные с осознанием себя как частью трудового коллектива, желанием показать свои организаторские и профессиональные способности, участвовать в работе и мероприятиях своего будущего производства. В колледже совместно с автозаводом «Allur» реализуется проект «Жастар SAP», который включает дни открытых дверей на предприятии, классные часы на базе предприятия, тренинги, квесты, тимбилдинги, совместные спортивные турниры, гранты и другое в целях организации и поддержания взаимодействия между предприятием и колледжем, профессиональной мотивации студентов.

Предприятие «КamLitKZ» также активно проводит со студентами колледжа тренинги, встречи специалистов, беседы, деловые игры. Активную работу здесь ведёт психологическая служба завода.

Студенты колледжа активно участвуют в профессиональном волонтёрстве, проводят экскурсии и беседы со школьниками, выезжают в школы, где они учились, с профориентационной работой под руководством педагогов колледжа. Активно участвуют в этапах профессионального конкурса WorldSkills, где наши студенты уже давно стали лидерами в области и стране по автомобильным и машиностроительным компетенциям. Всё это создаёт дополнительную профессиональную мотивацию для студентов.

На завершающем этапе обучения студенты конкретно определяются с местом своей будущей работы по специальности и участвуют в беседах по психологической поддержке, проводимой педагогом-психологом колледжа и предприятий, в плане комфортного ощущения себя в трудовом коллективе. В дальнейшем выпускники колледжа, воспитанные в соответствии с требованиями реалий и получившие соответствующее современное востребованное образование, сами становятся частью нашей работы по профориентации абитуриентов и студентов колледжа, участвуя в работе клуба выпускников Костанайского колледжа автомобильного транспорта.
 

Владимир ЗАКАЛЮЖНЫЙ,
замдиректора по воспитательной работе ККАТ

Реклама

Не тот учитель, кто получает воспитание и образование учителя, а тот, у кого есть внутренняя уверенность в том, что он есть, должен быть и не может быть иным. Эта уверенность встречается редко и может быть доказана только жертвами, которые человек приносит своему призванию.
Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, он будет лучше того учителя, который прочёл все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он совершенный учитель.