Педагогический колледж: новый опыт преподавателей и студентов

Выпуск - №18(414)   :   29.04.2020
168

Переход к дистанционной форме обучения в Костанайском педагогическом колледже был осуществлён оперативно благодаря высокому уровню ИТ-компетентности преподавателей и студентов.

ИТ-компетентность стабильно повышается в ходе семинаров, мастер-классов по использованию и освоению новых технологий, в проведении ежегодных внутриколледжных конкурсов, а также в результате тех мер, которые принимаются руководством колледжа по развитию и совершенствованию материально-технической базы.

Преподаватели КПК транслируют свой опыт в использовании ИКТ на областном и республиканском уровнях. Например, кафедра иностранных языков на областном конкурсе «Лучшая ЦМК-2018» делилась опытом использования портала Trello.com. Преподаватель кафедры хореографии А.Дукенова на своих занятиях использует портал Quizlet.com и на областном конкурсе «Лучший преподаватель специальных дисциплин-2019» показала мастер-класс по применению этой технологии. Вместе с преподавателем специальных дисциплин А.Букенбаевым на областной августовской конференции 2019 года мы провели мастер-класс «Применение принципов предметно-языкового интегрированного обучения с помощью IT-технологий на уроках специальных дисциплин».

Ещё одним из немаловажных показателей является повышение квалификации педагогов. Например, в апреле 2019 года на базе нашего колледжа проходили курсы по теме «Внедрение ИТ в образовательном процессе организаций ТиППО», организованные НАО «Холдинг «Кәсіпқор» и мной как внештатным тренером, на которых четыре педагога КПК освоили программу курсов и сейчас активно внедряют новые технологии на занятиях. 

С 16 по 28 марта этого года в первые две недели дистанционного обучения применение дистанционных образовательных технологий в колледже реализовывалось через «облачную» технологию Google-диск и возможности автоматизированных рабочих мест колледжа (АРМ директора, его заместителей, заведующих отделениями и 38 учебных кабинетов с выходом в Интернет, web-камерами т.д.), АРМ преподавателей, работающих в удалённом режиме. Использование знакомого всем «облачного» сервиса для сопровождения процесса обучения с возможностью размещения расписания, заданий, ведения журналов позволило участникам ДОТ, не теряя ни одного учебного дня, оперативно перейти на новую для них организацию обучения. На Google-диске были созданы каталоги по отделениям и группам, в которых хранились задания на каждый день, расписание занятий и звонков, электронные журналы, объявления и инструкции по работе в режиме ДОТ для преподавателей и студентов. 

Как проходят онлайн-занятия? Как и прежде. Кураторами и преподавателями в течение первых 15 минут занятия через приложение Skype проверяется посещаемость студентов, а также даётся инструктаж по самостоятельному изучению и выполнению заданий. В течение занятия студенты отправляют на электронную почту преподавателю выполненное задание. Разработана единая инструктивная карта занятия, которая содержит необходимые реквизиты (дата, предмет, фамилия, имя, отчество преподавателя, E-mail, WhatsApp и т.д.). В течение дня преподавателям необходимо проверить задания и заполнить электронный журнал, ознакомиться с которым могут студенты и их родители.Также проводятся онлайн-уроки, индивидуальные занятия, учебная и производственная практики, кураторские часы.

Параллельно велась работа по внедрению единой платформы профессионального и технического образования автоматизированной информационной системы (АИС) «Platonus College»: в течение двух недель осваивалась и заполнялась образовательная платформа, разрабатывались инструкции, обучающие видеоролики по работе в Platonus для преподавателей и студентов, заместителями директора и заведующими отделениями вёлся ежедневный контроль за учебным процессом, посредством облачных технологий посещались онлайн-уроки через Skype, по итогам которых проводился анализ хода занятия, посещаемости, проверялся объём самостоятельных и домашних работ для студентов и т.д. 

Чтобы помочь преподавателем быстрее и эффективнее перейти на новую платформу и внедрять новые технологии в учебный процесс, посредством видеоконференций ZOOM проводилось обучение пользованию платформой группой педагогов: каждый отвечал за обучение 10 преподавателей. Переход на АИС «Platonus College» осуществлён с 30 марта. 

Почему была выбрана АИС «Platonus College»? АИС «Platonus College» имеет много преимуществ, и самые важные хотелось бы перечислить: более 10 лет на рынке информационных услуг Республики Казахстан; соответствие требованиям министерства образования и науки РК; полная автоматизация всего образовательного процесса: от зачисления абитуриентов до выдачи диплома; наличие личного кабинета студента, педагога, заместителей директоров, заведующих кафедр, учебной части, отдела кадров и т.д.; возможность проведения экзаменов и зачётов; родительский контроль; отсутствие коррупционных рисков; наличие мобильного приложения.

В личном кабинете каждый студент просматривает и загружает задания, общается с педагогами в чате, просматривает расписание, оценки и т.д. Преподаватель размещает задания, учебно-методические комплексы по дисциплинам, проверяет работы, ведёт электронные журналы, тематические планы, осуществляет контроль знаний. 

Система оперативно выдает отчёт по ДОТ: посещаемость студентов и преподавателей, количество уникальных входов, количество проведенных онлайн-уроков, количество выданных заданий, количество выставленных оценок, ведомости зачётов и экзаменов как в целом за весь период работы в АИС, так и по дням. В АИС «Platonus College» мы работаем каждый день. 

Студенты, находящиеся на производственной практике, создают разработки уроков, в том числе видеоуроков и классных часов, пишут анализы онлайн-уроков, ведут онлайн-дневники, полноценно работают с методистами.

Наряду с АИС «Platonus College» участники процесса ДОТ колледжа используют сервисы Skype (каждая группа имеет свой чат), ZOOM, Sabak.kz, Classroom.google.com, YouTube, WhatsApp, с помощью которых также реализуются мероприятия согласно плану колледжа.

В режиме ДОТ осуществляется взаимопосещение занятий, индивидуальных занятий, практики, кураторских часов, кружков, используя приложение Skype (каждая группа имеет ссылку) с целью обмена опытом и контроля со стороны администрации.

Согласно плану-сетке колледжа проходят все мероприятия (совещания, заседания методического и педагогического советов) через приложение ZOOM, проведено общеколледжное родительское собрание, проводятся родительские собрания по группам, на которых родители получают информацию об организации проведения промежуточной и итоговой аттестации студентов.

Конечно, переход к дистанционной форме обучения был вынужденным и незапланированным, но высокий уровень квалификации педагогов, их обучаемость, сплочённость, умение организовать учебную деятельность студентов позволили сделать этот переход максимально безболезненным, оптимальным по времени, экономичным. 

Студенты скучают по колледжу, по своим друзьям, которых успели приобрести, по преподавателям, коллективно организованной форме получения профессии. В доказательство они организовывают свои и поддерживают популярные в сети видео-флешмобы, из содержания которых ясно, как каждый из них понимает и осознаёт важность поддержки стратегии здоровьесбережения, которую проводит государство. 

Студентка 3 курса Алсу Иржанова, корреспондент новостного блока сайта колледжа говорит: «Мне кажется, что я не одна, кто так переживал о том, как будет проходить обучение на карантине… Оказалось всё не так страшно, не зря говорят, что можно найти выход из любой ситуации. Сейчас мы продолжаем обучаться, только в другом формате – в режиме онлайн. Существует множество средств, которые нам в этом помогают. Учитель должен быть разносторонним. Знаете, мне кажется, что, с другой стороны, это даже хорошо – узнать и попробовать что-то новое! Например, сейчас я узнаю всё больше о возможностях информационных технологий. Вроде на расстоянии, но очень рядом все те, кто дорог… Преподавателям большое спасибо, они входят в наше положение, помогают, особенно в начале, когда все были растеряны. И всё же, хочется поскорее вернуться в колледж».

Открытый образовательный процесс с использованием дистанционных образовательных технологий формирует навыки работы с информационными технологиями и предпосылки для получения непрерывного образования с помощью дистанционного образования в течение всей жизни.

Жанар КУБЖАСАРОВА, 
замдиректора по информационным технологиям КПК 

Реклама

Не тот учитель, кто получает воспитание и образование учителя, а тот, у кого есть внутренняя уверенность в том, что он есть, должен быть и не может быть иным. Эта уверенность встречается редко и может быть доказана только жертвами, которые человек приносит своему призванию.
Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, он будет лучше того учителя, который прочёл все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он совершенный учитель.