В Костанайском политехническом высшем колледже 12 сентября впервые отпраздновали День программиста, отмечаемый в 256-й день года.
Число 256 считается почти священным в программировании: это количество различных значений, которые можно выразить с помощью восьмиразрядного байта. Также это максимальная целая степень числа 2, которая не превышает количества дней в году (365 или 366). В невисокосный год этот праздник выпадает на 13 сентября, в високосный – на 12 сентября.
Заместитель директора по информационным технологиям КПВК Ирина Храмей предложила отметить День программиста целой серией увлекательных мероприятий с участием первокурсников специальности «Программное обеспечение» и студентов прикладного бакалавриата. Для ребят была подготовлена интеллектуальная викторина «Своя игра», в которой студенты продемонстрировали свои знания в истории информатики, в информационных технологиях, логическое мышление и умение решать задачи.
Конкурс стартап-проектов был призван выявить у студентов 1 курса креативные способности и навыки командных действий. Пять команд из группы с госязыком обучения и пять команд из группы, обучающейся на русском языке, в течение ограниченного времени должны были не только придумать оригинальный технологичный продукт, но интересно презентовать его преподавателям Майре Уаисовой и Дулату Кенешову. Работы оценивались по критериям инновационности идеи, актуальности продукта и потребности в нём рынка. В итоге выбраны три лучших проекта. 1 место занял «Адамдарға көмек»: система с датчиком, встроенным в одежду, для людей с нарушениями зрения. Датчик определяет препятствия и предметы на пути, а также помогает при переходе на светофоре. 2 место отдано проекту «Skill shfere»: маркетплейс для фрилансеров, где они могут размещать свои услуги, а предприниматели и организации заказывать разработку программного обеспечения. Проект «RoentGen 2D» – двумерный игровой движок с нейросетевым помощником, предназначенный для обучения начинающих программистов в школьных центрах и высших учебных заведениях, заслужил 3 место.
Как отметила Майра Маликовна, жюри было приятно удивлено тем, что первокурсники – вчерашние ученики 9 классов школ – отлично ориентируются в общественной, социальной жизни региона, знают актуальные направления развития технологий и готовы их применять.
Один из призёров конкурса стартапов – Алибек Смагулов. Его команда разработала маркетплейс для фрилансеров.
- Например, есть люди, которым нужны рекламные видео, монтаж, программирование или любая другая услуга в сфере IT, они могут обратиться на наш сайт, где фрилансер откликнется и предложит свои услуги, – поясняет Алибек. – У меня самого уже есть опыт создания телеграм-ботов на заказ. Этим я занимался ещё во время учёбы в школе-лицее №1. Лет с 13 мне стали особенно интересны информационные технологии, начал углубляться и в итоге решил пойти в колледж на специальность «Программное обеспечение».
Мероприятия Дня программиста Алибеку пришлись по душе. Хоть и учатся ребята всего пару недель, но уже готовы проявлять свои способности. Как говорит Алибек, это хорошая возможность заявить о себе и двигаться к высоким результатам как в учёбе, так и в различных интеллектуальных состязаниях, которых впереди будет ещё немало.
Рустам Мухаметзянов увлёкся программированием на уроках информатики в своей школе №122. К тому же его старший брат учится на программиста в вузе и помогал осваивать это направление.
- Я занимался созданием сайтов для различных компаний. Но вообще мне интересно многое в IT, главное – освоить дело от и до, чтобы быть настоящим специалистом-универсалом, – такова цель Рустама. – В свободное время я прохожу курс по обучению основам языка программирования Python.
В конкурсе стартапов Рустам презентовал продажу спортивного питания. Он хоть и айтишник, но не домосед, со спортом дружен с ранних лет: серьёзно занимался и плаванием, и смешанными единоборствами, где завоевал немало наград.
- В эру высоких технологий люди стало мало двигаться, что влечёт проблемы со здоровьем. Своим проектом мы хотели напомнить о том, что надо заниматься спортом и правильно питаться, – говорит Рустам.
А на вопрос, почему для поступления выбрал Костанайский политехнический колледж, первокурсник отвечает, что главной мотивацией стал тот факт, что студенты КПВК успешно выступают на чемпионатах WorldSkills. Рустаму самому хотелось бы поучаствовать в этом движении и, возможно, одержать победу, чтобы в копилке достижений были не только спортивные медали.
Самым творческим был третий этап – конкурс «IT-модельер», в котором участники создавали образы с IT-элементами: футболки с кодами программ, кармашки с изображениями дисков и флешек. Призовые места в этом конкурсе заняли Рустам Мухамедзянов (он придумал и изготовил тематические принты на футболке, что и принесло ему 1 место), Никита Духонин – 2 место и Руслан Сафиканов – 3 место.
Весёлым и занимательным финалом стало посвящение в программисты «первашей», которое подготовили студенты бакалавриата. Конечно, ребятам нужно было пройти определённые испытания: ответить на непростые вопросы IT-викторины; выпить стакан солёной воды, символизирующей слёзы студентов, льющиеся над гранитом науки; разгрызть грецкий орех (орешек знаний); с помощью карандашей разрезать символическую ленту, открывающую путь вперёд. А каким окажется будущее студенческих групп, должно было показать гадание с закрытыми глазами: выбор книги говорит о том, что в группе будут одни отличники, портрет – значит, студенты не будут забывать и о личной жизни, а бутылка колы означала «от сессии до сессии живут студенты весело». Кстати, бутылку никто и не выбрал.
Ну а завершился праздник награждением победителей конкурсов дипломами и гравертонами, поздравлениями и добрыми пожеланиями преподавателей. Судя по тому, как ярко проявили себя первокурсники на первом же мероприятии в колледже, учиться им будет нескучно, и мы, наверняка, ещё услышим их имена в связи с хорошими достижениями.
Студенты-айтишники КПВК каждый год занимают первые и призовые места в региональном чемпионате WorldSkills, вместе с преподавателями занимаются интересными разработками в области информационных технологий. Сейчас у них большие перспективы для освоения искусственного интеллекта.
- Наши студенты не просто учатся, они создают будущее, реализуя проекты, в которых главными инструментами становятся нейросети и технологии искусственного интеллекта, – говорит Ирина Храмей. – Мастер-классы и обучающие сессии позволяют преподавателям и учащимся не просто следовать течению времени, а быть на передовой в области образования, готовясь к вызовам современного мира. Использование искусственного интеллекта в учебном процессе Костанайского политехнического высшего колледжа – это не просто следующий шаг в развитии образования, это билет в будущее, где знания и технологии идут рука об руку, открывая новые возможности для каждого студента.
Светлана ОФИЦЕРОВА,
фото автора
Не тот учитель, кто получает воспитание и образование учителя, а тот, у кого есть внутренняя уверенность в том, что он есть, должен быть и не может быть иным. Эта уверенность встречается редко и может быть доказана только жертвами, которые человек приносит своему призванию.
Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, он будет лучше того учителя, который прочёл все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он совершенный учитель.