В Костанайском политехническом высшем колледже 12 сентября впервые отпраздновали День программиста, отмечаемый в 256-й день года.
Число 256 считается почти священным в программировании: это количество различных значений, которые можно выразить с помощью восьмиразрядного байта. Также это максимальная целая степень числа 2, которая не превышает количества дней в году (365 или 366). В невисокосный год этот праздник выпадает на 13 сентября, в високосный – на 12 сентября.
Заместитель директора по информационным технологиям КПВК Ирина Храмей предложила отметить День программиста целой серией увлекательных мероприятий с участием первокурсников специальности «Программное обеспечение» и студентов прикладного бакалавриата. Для ребят была подготовлена интеллектуальная викторина «Своя игра», в которой студенты продемонстрировали свои знания в истории информатики, в информационных технологиях, логическое мышление и умение решать задачи.
Конкурс стартап-проектов был призван выявить у студентов 1 курса креативные способности и навыки командных действий. Пять команд из группы с госязыком обучения и пять команд из группы, обучающейся на русском языке, в течение ограниченного времени должны были не только придумать оригинальный технологичный продукт, но интересно презентовать его преподавателям Майре Уаисовой и Дулату Кенешову. Работы оценивались по критериям инновационности идеи, актуальности продукта и потребности в нём рынка. В итоге выбраны три лучших проекта. 1 место занял «Адамдарға көмек»: система с датчиком, встроенным в одежду, для людей с нарушениями зрения. Датчик определяет препятствия и предметы на пути, а также помогает при переходе на светофоре. 2 место отдано проекту «Skill shfere»: маркетплейс для фрилансеров, где они могут размещать свои услуги, а предприниматели и организации заказывать разработку программного обеспечения. Проект «RoentGen 2D» – двумерный игровой движок с нейросетевым помощником, предназначенный для обучения начинающих программистов в школьных центрах и высших учебных заведениях, заслужил 3 место.
Как отметила Майра Маликовна, жюри было приятно удивлено тем, что первокурсники – вчерашние ученики 9 классов школ – отлично ориентируются в общественной, социальной жизни региона, знают актуальные направления развития технологий и готовы их применять.
Один из призёров конкурса стартапов – Алибек Смагулов. Его команда разработала маркетплейс для фрилансеров.
- Например, есть люди, которым нужны рекламные видео, монтаж, программирование или любая другая услуга в сфере IT, они могут обратиться на наш сайт, где фрилансер откликнется и предложит свои услуги, – поясняет Алибек. – У меня самого уже есть опыт создания телеграм-ботов на заказ. Этим я занимался ещё во время учёбы в школе-лицее №1. Лет с 13 мне стали особенно интересны информационные технологии, начал углубляться и в итоге решил пойти в колледж на специальность «Программное обеспечение».
Мероприятия Дня программиста Алибеку пришлись по душе. Хоть и учатся ребята всего пару недель, но уже готовы проявлять свои способности. Как говорит Алибек, это хорошая возможность заявить о себе и двигаться к высоким результатам как в учёбе, так и в различных интеллектуальных состязаниях, которых впереди будет ещё немало.
Рустам Мухаметзянов увлёкся программированием на уроках информатики в своей школе №122. К тому же его старший брат учится на программиста в вузе и помогал осваивать это направление.
- Я занимался созданием сайтов для различных компаний. Но вообще мне интересно многое в IT, главное – освоить дело от и до, чтобы быть настоящим специалистом-универсалом, – такова цель Рустама. – В свободное время я прохожу курс по обучению основам языка программирования Python.
В конкурсе стартапов Рустам презентовал продажу спортивного питания. Он хоть и айтишник, но не домосед, со спортом дружен с ранних лет: серьёзно занимался и плаванием, и смешанными единоборствами, где завоевал немало наград.
- В эру высоких технологий люди стало мало двигаться, что влечёт проблемы со здоровьем. Своим проектом мы хотели напомнить о том, что надо заниматься спортом и правильно питаться, – говорит Рустам.
А на вопрос, почему для поступления выбрал Костанайский политехнический колледж, первокурсник отвечает, что главной мотивацией стал тот факт, что студенты КПВК успешно выступают на чемпионатах WorldSkills. Рустаму самому хотелось бы поучаствовать в этом движении и, возможно, одержать победу, чтобы в копилке достижений были не только спортивные медали.
Самым творческим был третий этап – конкурс «IT-модельер», в котором участники создавали образы с IT-элементами: футболки с кодами программ, кармашки с изображениями дисков и флешек. Призовые места в этом конкурсе заняли Рустам Мухамедзянов (он придумал и изготовил тематические принты на футболке, что и принесло ему 1 место), Никита Духонин – 2 место и Руслан Сафиканов – 3 место.
Весёлым и занимательным финалом стало посвящение в программисты «первашей», которое подготовили студенты бакалавриата. Конечно, ребятам нужно было пройти определённые испытания: ответить на непростые вопросы IT-викторины; выпить стакан солёной воды, символизирующей слёзы студентов, льющиеся над гранитом науки; разгрызть грецкий орех (орешек знаний); с помощью карандашей разрезать символическую ленту, открывающую путь вперёд. А каким окажется будущее студенческих групп, должно было показать гадание с закрытыми глазами: выбор книги говорит о том, что в группе будут одни отличники, портрет – значит, студенты не будут забывать и о личной жизни, а бутылка колы означала «от сессии до сессии живут студенты весело». Кстати, бутылку никто и не выбрал.
Ну а завершился праздник награждением победителей конкурсов дипломами и гравертонами, поздравлениями и добрыми пожеланиями преподавателей. Судя по тому, как ярко проявили себя первокурсники на первом же мероприятии в колледже, учиться им будет нескучно, и мы, наверняка, ещё услышим их имена в связи с хорошими достижениями.
Студенты-айтишники КПВК каждый год занимают первые и призовые места в региональном чемпионате WorldSkills, вместе с преподавателями занимаются интересными разработками в области информационных технологий. Сейчас у них большие перспективы для освоения искусственного интеллекта.
- Наши студенты не просто учатся, они создают будущее, реализуя проекты, в которых главными инструментами становятся нейросети и технологии искусственного интеллекта, – говорит Ирина Храмей. – Мастер-классы и обучающие сессии позволяют преподавателям и учащимся не просто следовать течению времени, а быть на передовой в области образования, готовясь к вызовам современного мира. Использование искусственного интеллекта в учебном процессе Костанайского политехнического высшего колледжа – это не просто следующий шаг в развитии образования, это билет в будущее, где знания и технологии идут рука об руку, открывая новые возможности для каждого студента.
Светлана ОФИЦЕРОВА,
фото автора
Я спросил у посла Японии, каким образом его страна сумела так быстро достичь высокой степени развития, стала играть в мире столь важную роль? Мне очень понравился ответ посла: «Японцы верили, что единственный способ поднять страну – это дать своим детям лучшее образование, чем они имели сами, самым важным для них было уйти от своего положения крестьян и получить образование. Поэтому в семьях огромные усилия прикладывались к тому, чтобы поощрять детей хорошо учиться в школе, чтобы они могли чего-то достичь. Из-за этого стремления постоянно чему-то учиться, через систему образования распространялись новые идеи из внешнего мира. Это одна из причин быстрого развития Японии».
Всевозможные разновидности книги как объекта не изменили ни её назначения, ни её синтаксиса за более чем пять веков.
Книга – как ложка, молоток, колесо или ножницы. После того, как они были изобретены, ничего лучшего уже не придумаешь. Вы не сделаете ложку лучше, чем она есть…
В XVI веке венецианскому печатнику Альду Мануцию пришла в голову великая идея сделать книгу карманного формата, которую гораздо легче возить с собой. Насколько я знаю, более эффективного способа перемещения информации так и не было изобретено. Даже компьютер со всеми его гигабайтами должен быть включен в сеть. С книгой таких проблем нет. Повторяю: книга – как колесо.