Преподавателям и студентам Костанайского педагогического колледжа новый организационный этап учебно-воспитательной работы показал, что «не Боги горшки обжигают». В который раз коллектив единомышленников занял определённую позицию в вопросах обеспечения качества образования.
Мельников Ростислав, студент 2 курса
Современная технология дистанционного обучения предполагает самостоятельное освоение студентом в интерактивном режиме необходимых учебно-методических материалов на протяжении определённого промежутка времени. Учащийся может самостоятельно выбирать последовательность и темп изучения материала. Во время учёбы студенты виртуальной группы взаимодействуют при помощи программ «Скайп», «ZOOM». «Платонус», форумов. В начале дистанционного обучения студенты и преподаватели получили свои логин и пароль, с помощью которых они выходят на сайт, пользуются учебными материалами, пособиями, а также общаются друг с другом в виртуальном пространстве. Для большинства участников учебно-воспитательного процесса платформа «Платонус» стала эффективным массовым средством интеллектуальной деятельности.
Для внутренней оценки ресурсов дистанционного обучения в колледже проведено анкетирование студентов 1-4 курсов по теме «Дистанционное обучение: обратная связь», в котором приняли участие 92% ребят. Цели анкетирования: создание условий для развития дистанционного обучения, определение проблем в учебной деятельности студентов, оказание им психолого-педагогической поддержки, выработка рекомендаций для студентов и преподавателей.
Например, из ответов на вопрос «Назовите, какие из перечисленных критериев дистанционного обучения наиболее актуальны для вас» выявлено, что студенты определили для себя приоритеты в следующем порядке: 52,5% – повышение уровня самостоятельной работы в освоении учебного материала; 37,4% – доступность информации вне зависимости от времени и расстояния; 34,9% – опыт использования новых образовательных технологий; 25,6% – удобство получения знаний с помощью дистанционной формы обучения; 22,4 % – стимулирование личностного развития и др.; 21,3% – возможность регулирования темпа получения знаний.
Таким образом, дистанционное обучение занимает четвёртую позицию в рейтинге приоритетов, что свидетельствует о необходимости повышения и возможностей электронных носителей у участников учебно-воспитательного процесса (персональный компьютер, ноутбук, планшет), культуры труда при работе на платформе «Платонус», оптимизации учебно-методического комплекса преподавателя. Всегда есть над чем работать преподавателю и студенту.
Для нас важно было узнать, как учащиеся оценивают в целом технологию дистанционного обучения. Поэтому на вопрос «Оцените организацию учебного процесса в форме дистанционного обучения?» ответы распределились в таком порядке: 618 участников анкетирования (73,4%) оценивают работу от 4 до 5 баллов, оценки «отлично» поставили 257 (30,7%), «хорошо» - 361 (43,2%) студентов, «удовлетворительно» – 160 (19,1%), а «неудовлетворительно» - 58 (7%), что свидетельствует с одной стороны о высокой мотивации студентов, с другой – об определённых требованиях к получению качественного образования.
Психологическая служба колледжа разработала рекомендации для участников учебно-воспитательного процесса, направленные на индивидуальную работу со студентами, испытывающими затруднения при выполнении домашних заданий, снижение перенапряжения и чувства безысходности. Рациональное дозирование домашних заданий так, чтобы ребята могли выполнять работу без ущерба для своего физического и психологического здоровья. Развитие корпоративной культуры при выполнении различных форм обучения (индивидуальная, коллективная, парная, фронтальная) и воспитание в себе уважение к профессиональному труду педагога.
Учебно-методическая служба колледжа, работая в виртуальном режиме, накапливает опыт конструирования урока, определяет ключевые позиции в вопросах профессионального становления будущих специалистов. Здесь важно применять и опыт преподавателей, которые являются сторонниками традиционной системы, и инновационный опыт новаторов, чтобы в полной мере обеспечить качество образования. В период внедрения технологии дистанционного обучения студенты выпускных групп проходили учебно-производственную практику, умелая работа методистов колледжа способствовала освоению ими практических навыков.
Мы преодолевали трудности и при работе с различными электронными носителями, к сожалению, не у каждого студента есть современные средства связи. Родители создают условия, чтобы в каждой семье были персональные компьютеры, планшеты, ноутбуки, телефоны, но техника также устаревает и требует обновления. Здесь особенно актуальна фраза из произведения классика Николая Чернышевского: «Люди довольно скоро умнеют, когда замечают, что им выгодно стало поумнеть, в чем прежде не замечалась ими надобность».
Возможно, что и нам всем пришлось научиться сразу и всему, чтобы задать свою траекторию движения в вопросах применения дистанционной формы обучения. Кураторы групп стали главной организаторской силой, которая объединила вопросы образования и воспитания. Для нас важно было донести до студентов и родителей, что не только овладение знаниями во время учебных занятий является главным, но и воспитание, а именно проведение профилактических мероприятий в условиях чрезвычайного положения.
В целях обеспечения сохранности жизни и здоровья граждан, а также предупреждения распространения коронавирусной инфекции в период пандемии, мы организовывали виртуальные флешмобы «Мы вместе!», «Танцуй вместе с нами!», «Мы – молодёжь Костаная», «В здоровом теле здоровый дух», «Самоизоляция – ключ к здоровью» и другие. В преддверии знаменательной даты Дня Победы в студенческих группах организована работа, посвящённая памяти героев. Сейчас мы готовимся к педагогическому совету «Нравственный пример преподавателя в организации духовно-нравственного образования будущего специалиста» и общему родительскому собранию по вопросам организации и проведения промежуточной и итоговой аттестации. Для студентов-активистов актуальны проведение традиционных праздников «Последний звонок», «Премия Костанайского педагогического колледжа», выпускного вечера.
Конечно, за столь небольшой период времени сложно определить все плюсы и минусы дистанционного обучения, но мы увидели для себя, что его необходимо внедрять с использованием современных информационных технологий и средств связи, а также самостоятельной работы по поиску необходимой информации. Нельзя исключать и развитие активной жизненной позиции, включение студентов и преподавателей в жизнь социума.
Светлана МОРОЗЕНКО,
замдиректора по УВР КПК
Не тот учитель, кто получает воспитание и образование учителя, а тот, у кого есть внутренняя уверенность в том, что он есть, должен быть и не может быть иным. Эта уверенность встречается редко и может быть доказана только жертвами, которые человек приносит своему призванию.
Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, он будет лучше того учителя, который прочёл все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он совершенный учитель.