Профессиональное становление молодых педагогов

Выпуск - №1(598)   :   14.01.2024
254

В целях реализации приказа министра просвещения РК «Учебно-методическая и научно-методическая работа в организациях образования, реализующих образовательные программы технического и профессионального, послесреднего образования» в Костанайском индустриально-педагогическом колледже для педагогов, впервые приступивших к профессиональной деятельности или вновь принятых на работу, функционирует Школа начинающего педагога.


В 2023-2024 учебном году ШНП состоит из 16 преподавателей, в том числе семь – не имеющие стажа работы, пятеро со стажем один год, четверо имеют стаж более двух лет. За каждым членом ШНП назначен наставник из числа опытных преподавателей. Каждый молодой преподаватель, получая всестороннюю методическую поддержку, внедряет имеющиеся теоретические знания и умения в практическую деятельность, так как постоянный профессиональный рост очень важен.

На занятиях ШНП преподаватели определяют smart -цель занятий, овладевают теорией современных образовательных технологий, апробируют иновационные и личностно-дифференцированный подходы в учебном процессе, осмысливают принципы профессиональной этики и обучаются навыкам преодолевания трудностей в общении с коллегами, студентами и их родителями. Молодые педагоги открыты для новых знаний и готовы учиться – это надежда и прогрессивный ресурс индустриально-педагогического колледжа, способный привнести в образовательный процесс иновационные идеи и решения.

В первом полугодии 2023-2024 учебного года шесть молодых преподавателей прошли курсы повышения квалификации в НАО «Talap» по теме «Развитие профессиональной компетентности педагогов технического и профессионального, послесреднего образования». Из числа преподавателей, вновь принятых на работу, один прошёл обучение в Центре педагогического мастерства АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы».

Останется ли начинающий педагог в профессии или покинет её, во многом зависит от впечатлений первого года работы. Очень важно своевременно оказать помощь в выборе траектории личного развития педагога через тему самообразования. Мастер производственного обучения Мадина Кенжибаева делает первые шаги в профессии и для самообразования выбрала тему «Использование информационно- коммуникационных технологий на уроках специальных дисциплин как способ повышения мотивации к изучению предмета». Устойчивую мотивацию к изучению профессиональных модулей преподаватель прививает через элементы занимательности, презентации, видеоуроки, которые воздействуют на студентом намного сильнее, чем традиционные методы обучения.

Молодые педагоги Александра Черенева и Гульмира Алиева используют сетевое взаимодействие как способ повышения эфективности производственного обучения. Их студенты получают глубокие знания в области технологии приготовления блюд, а для углубления знаний выполняют нестандартные задания: находят сведения об истории блюд, интересные старинные кулинарные рецепты, происхождение названий блюд, традиции, обряды, связанные с ними.

Преподаватель специальных дисциплин Шынар Досмагамбетова работает над темой самообразования «Повышение интереса обучающихся к предмету с помощью активных методов». Формы занятий молодого преподавателя способствуют развитию интереса к изучению истории, применяемые активные методы обучения формируют у обучающихся патриотизм, уважительное отношение к государственным символам, к историческому прошлому, традициям народа Казахстана.

Лилия Кудрявцева в КИПК работает первый год преподавателем специальных дисциплин в группах будущих мастеров производственного обучения. Преподаватель на занятиях акцентирует внимание студентов на том, что будущие мастера производственного обучения должны иметь знания не только в предметной области, а также в педагогике. Поэтому преподаватель успешно обучает техников, техников-технологов умению находить контакт со студентами, быть терпеливыми, коммуникабельными, стрессоустойчивыми, готовыми разрешать любые конфликтные ситуации, опираясь на теоретические и практические знания в области педагогики и психологии.

В текущем учебном году в КИПК из состава преподавателей физической культуры четверо состоят в ШНП. Александр Ситников работает в колледже первый год. Отличается совершенным владением казахским языком, так как окончил школу и университет с обучением на государственном языке. В КИПК он преподаёт физическую культуру на двух языках, а также является руководителем группы с государственным языком обучения. Со студентами и их родителями свободно общается на двух языках. Преподаватель на занятиях развивает физические качества студентов, а во внеурочное время уделяет должное внимание воспитанию патриотизма, любви к Родине, истории, культуре и яыку государства. Личность преподавателя является примером для студентов.

Евгений Петриков в 2021 году закончил КРУ им. А.Байтурсынова, после прохождения воинской службы впервые приступил к преподавательской деятельности. С 2017 по 2021 год был в составе сборной команды Костанайской области по волейболу. Преподаватель продолжает самосовершенствоваться в данном направлении, обучает и прививает студентам интерес к волейболу.

Екатерина Чумбарева работает в колледже второй год в сотрудничестве с опытным наставником Гульмирой Ержановой. Молодой педагог владеет методикой преподавания дисциплины, занимается самообразованием, поддерживает физическую форму, проводит внеурочную деятельность по спорту, является руководителем группы, предоставляет в срок запрашиваемые аналитические справки, отчеты по своей деятельности.

Дмитрий Огнев, окончив КИПК, начал трудовую деятельность в качестве учителя физической культуры. Молодой специалист обучается педагогическому мастерству у своих коллег. Учитель физкультуры относится к профессиям «повышенной ответственности». Преподаватели систематически работают над развитием собственной профессиональной речи, умением квалифицированно владеть техникой физических упражнений, приёмами помощи и страховки обучающихся. Молодые педагоги непрерывно совершенствуются, обучаются на курсах повышения квалификации, участвуют в тренингах, соревнованиях, поддерживают хорошую физическую форму, сохраняют физические качества и двигательные навыки.

Особого внимания заслуживает работа молодых преподавателей в области информационно-коммуникационных технологий. Константин Ляпин – преподаватель специальных дисциплин, стаж работы один год, тема самообразования «Формирование УМК в moodle по дисциплине «Телекоммуникационная работа». Для повышения профессиональной компетенции молодой специалист прошёл обучение по теме «Интенсивное обучение программированию в 1С», также принял участие в научно-практической конференции, а по итогам обучения сдал сертификационный экзамен «Профессионал на знание основных механизмов платформы 1С: Предприятие 8.3». Для повышения цифровой компетентности Константин Ляпин прошёл курс «Повышение цифровых компетенций учителей».

Молодой преподавател, активно занимаясь самообразованием, проводит индивидуальную работу с успешными студентами, готовит их к различным конкурсам, научным и практическим конференциям, соревнованиям, олимпиадам:

* региональный чемпионат WorldSkills (1 место у студента  Данияра Жумангали),

* областная олимпиады по 1С совместно с Г.Абдулиной (Данияр Жумангали занял 1 место),

* республиканская олимпиада по 1С (4 место у Данияра Жумангали),

* международная научно-практическая конференция (студент Михаил Котов отмечен в номинации «Научная новизна»),

* внутриколледжная научно-практическая конференция (Михаил Котов занял 1 место),

* республиканский чемпионат WorldSkills Kazahstan – 2023 в качестве эксперта-компатриота (студента Рустем Компышев занял 2 место).

В настоящее время Константин Сергеевич принимает участие в инновационном международном проекте HP IDEA по теме «Геймификация учебного процесса» по результатам которого будут разработаны методические рекомендации по этапам учебных занятий в форме игры, для повышения заинтересованности студентов.Также он принял участие в научно-практической конференции «Nobel Fest «Digital upgrade», посвящённой искусственному интеллекту и нейронным сетям, которая проходила в г. Астане. Опытный наставник Г.Б. Абдулина своей активной жизненной позицией и личным профессиональным примером способствовала достижению молодым педагогом высоких результатов.

Асылхан Сулейменов работает над темой «Видеоуроки как одна из форм самостоятельной работы со студентами». Молодой преподаватель стимулирует обучающихся к самостоятельной деятельности, творческому мышлению и развитию их уникальных талантов. В процессе преподавания дисциплины не останавливается на достигнутом, постоянно занимается самообразованием и саморазвитием. Асылхан Аузханович принял участие в республиканском конкурсе профессионального мастерства по IT-направлению. Заняв 1 место, подтвердил свои знания, способность к инновациям и креативному мышлению в области веб-технологий, преданность искусству программирования. Асылхан Сулейменов считает: «Это золото – не только моя победа, но и победа коллектива, который меня поддерживал и вдохновлял на пути к этому великолепному достижению. Смотря в будущее, я намерен продолжать применять свои знания и творческий подход для развития новых инновационных проектов и способствования прогрессу в области веб-разработок. С нетерпением жду новых вызовов!».

Переступив порог Костанайского педагогического колледжа, молодые и вновь принятые на работу специалисты стали членами педагогического коллектива колледжа. Каждому педагогу в учебно-воспитательном процессе приходится сталкиваться с трудностями, связанными с отсутствием профессиональных компетенций в тех или иных аспектах. Самообразование, прохождение курсовой переподготовки, участие в различных конкурсах и мероприятиях, обмен опытом работы – необходимые составляющие педагогического успеха. Молодые педагоги, приступив к педагогической деятельности, не должны забывать, что их миссия – не только обучать наукам, а также личным примером прививать подрастающему поколению морально-нравственные принципы.

Реклама

Литературе вообще нельзя научить, а в школе – особенно. Когда преподаёшь в школе, скажем, Толстого, главное, на мой взгляд, чтобы твой ученик не возненавидел великого классика и его героев, едва прикоснувшись к ним, не потерял их для себя на долгие годы. Для того чтобы действительно узнать Толстого, надо быть уже взрослым человеком. А пока надо постараться, чтобы от встречи с Толстым у молодого человека осталось по крайней мере радостное впечатление, ощущение чего-то светлого и во многом непонятного, к чему хотелось бы вновь и вновь возвращаться в дальнейшем… Самое страшное, что может сделать педагог – это заставлять из-под палки читать великого художника. Это профессиональное преступление.