Профориентация: до и во время дистанционного обучения

Выпуск - №19(415)   :   07.05.2020
437

Основная цель любой профориентационной работы – выполнение государственного заказа по набору выпускников школ в профессиональные колледжи. В деятельности Рудненского горно-технологического колледжа профориентация занимает особое место, в том числе и в условиях дистанционного обучения.

Всем известно, что от правильно организованной профориентационной работы зависит набор на следующий учебный год. Конечно, вся работа колледжа строится в соответствии с утверждённым планом, а также в соответствии с программой непрерывной профориентационной ориентации детей и молодёжи Костанайской области. 

Любая деятельность начинается с диагностического этапа. Изучаем рынок труда. Работаем с социальными партнёрами, определяем их запросы, потребности региона. В итоге – определяем, по каким специальностям будет вестись набор (приблизительно). Собираем информацию по выпускникам 9 классов города, области.

Второй этап – информационный, результатом работы которого является «мозговой штурм» в виде всевозможной информации о колледже и о специальностях, по которым ведётся набор. С этой целью в начале года были образованны кустовые группы школ для проведения профориентационной работы. За каждой группой были закреплены ответственные из администрации колледжа, а за каждой школой – мастера производственного обучения и преподаватели РГТК. Были созданы два рекламных ролика о колледже, которые мы использовали при посещении школ. В районы Костанайской области эти ролики отправили по электронной почте.

Конечно, все отделы образования материал получили, но как узнать дошла информация до родителей, девятиклассников? Для этого необходимо работать точечно с классными руководителями, что и было сделано. И уже информационная кампания пошла быстрее и эффективнее. Тем самым налажена отличная обратная связь. И мы узнали, что наши ролики все посмотрели на классных часах. 

Также в течение всего года стараемся выкладывать всю необходимую информацию на сайт колледжа. Огромное значение имеет и работа со СМИ по поднятию имиджа колледжа. Здесь хочется отдать должное сотрудничеству с «Учительской плюс».

Для реализации таких направлений, как «Профессиональное определение», «Профи-старт» с сентября в колледже начали свою работу технические кружки для учеников 9 классов школ Рудного по квалификациям «токарь», «слесарь-ремонтник», «электрослесарь/электромонтёр». Проведён День открытых дверей для учеников выпускных классов школ города и области. С октября в колледже организована агитбригада из числа студентов: выступление «Парад профессий» всегда проходило в школах на ура.


 
 

Большое мероприятие колледжа – круглый стол «Роль профессионального образования в Казахстане» с приглашением социальных партнёров – представителей подразделений АО «ССГПО» и учеников 9 классов пяти школ города. 

С марта все перешли на дистанционное обучение и привычные формы профориентационной работы (участие в классных часах, родительских собраниях, индивидуальные беседы, профессиональные пробы, Дни открытых дверей, раздаточный материал) стало невозможно осуществлять. Нужно было быстро перестраиваться, менять всю систему: корректировать план, формы работы, а главное – не потерять связь со школами, учениками и их родителями. Как донести информацию? Работа только в устной форме дает всего лишь 10 % результата. Посылка информации через любые соцсети дает 90% результата. Эффективность любой деятельности возможна через её осознание. Такой метод дает 100% результат. Именно информация через соцсети для нас стала актуальной. 

   
Чтобы не терять связь со школами, объявили конкурс видеороликов «Поступай учиться в РГТК!». А главное – выпускники школ смотрели сайт для получения дополнительной информации, знакомились с историей колледжа и с теми специальностями, по которым ведётся обучение. Эксперимент оказался очень удачным, рекордное количество просмотров (30273) было в период проведения конкурса. Ведь победитель определялся по количеству набранных голосов. Надо отметить, что голосовали не только из Костанайской области, но и из Акмолинской. Этот факт заставил нас обратить внимание на школы других областей. И уже в феврале и марте по материалам колледжа прошли классные часы в школах Акмолинской области: г.Есиля и Есильского района, г. Державинска. Да, возможно только несколько человек захотят приехать к нам учиться, но ведь и это уже результат. На следующий учебный год узнают и приедут больше, и так информация о колледже дойдёт до самых отдалённых уголков.

В апреле мы объявили футбольную викторину «Угадай матч –получи приз!», основная задача которой – по предложенному видеоотрывку и дополнительным вопросам определять футбольные команды, принимавшие участие в игре, счёт матча.

И конкурс видеороликов, и футбольная викторина направлены на совместную деятельность РГТК и школ области, пропаганда рабочих профессий для самоопределения девятиклассников. А в апреле мы развернули масштабную акцию в соцсетях «РГТК в моём сердце!», чтобы привлечь всех, кто когда-то учился или работал в ГПТУ-149, ПТШ-11, РГТК, и кто сегодня учится и работает в колледже. Нельзя сказать, что вся работа держится на ком-то одном. Это работа команды, в которую входят все: от директора до каждого члена педагогического коллектива. Мастера п/о и преподаватели распределили все районы, все школы, знают номера телефонов заместителей директора: обзванивают, объясняют, отвечают на все интересующие вопросы. 

Конечно, не всё получается, есть и проблемы. Трудно перестроить работу в период дистанционного обучения, и нам, педагогам, нужно перестроить свое мышление и представление о новых, непривычных формах работы. Не все умеют работать в команде: необходимо правильно распределять обязанности всех участников. Трудно ломать старые устои и начинать по-новому.

Но работа по профориентации не имеет определённых сроков, поэтому и должна быть постоянно в «текущем моменте», постоянно обновляться и перестраиваться, не теряя при этом эффективности. И для всего этого требуется только одно – желание пробовать и искать пути успеха! 

Татьяна ДОЗОРЦЕВА, 
замдиректора по УПР
Ирина РЯБОВА,
методист РГТК

Реклама

Учитель – это светоч нации. Ежедневным кропотливым трудом каждый из вас вносит неоценимый вклад в развитие страны. Вы сеете семена знаний в молодые сердца и растите мыслящую нацию. Ибрай Алтынсарин говорил: «Превыше всего я ценю хорошего учителя». Педагог – ключевая фигура в построении будущего страны, поэтому ему должно быть отведено достойное место в обществе.

Я спросил у посла Японии, каким образом его страна сумела так быстро достичь высокой степени развития, стала играть в мире столь важную роль? Мне очень понравился ответ посла: «Японцы верили, что единственный способ поднять страну – это дать своим детям лучшее образование, чем они имели сами, самым важным для них было уйти от своего положения крестьян и получить образование. Поэтому в семьях огромные усилия прикладывались к тому, чтобы поощрять детей хорошо учиться в школе, чтобы они могли чего-то достичь. Из-за этого стремления постоянно чему-то учиться, через систему образования распространялись новые идеи из внешнего мира. Это одна из причин быстрого развития Японии».