Основная цель любой профориентационной работы – выполнение государственного заказа по набору выпускников школ в профессиональные колледжи. В деятельности Рудненского горно-технологического колледжа профориентация занимает особое место, в том числе и в условиях дистанционного обучения.
Всем известно, что от правильно организованной профориентационной работы зависит набор на следующий учебный год. Конечно, вся работа колледжа строится в соответствии с утверждённым планом, а также в соответствии с программой непрерывной профориентационной ориентации детей и молодёжи Костанайской области.
Любая деятельность начинается с диагностического этапа. Изучаем рынок труда. Работаем с социальными партнёрами, определяем их запросы, потребности региона. В итоге – определяем, по каким специальностям будет вестись набор (приблизительно). Собираем информацию по выпускникам 9 классов города, области.
Второй этап – информационный, результатом работы которого является «мозговой штурм» в виде всевозможной информации о колледже и о специальностях, по которым ведётся набор. С этой целью в начале года были образованны кустовые группы школ для проведения профориентационной работы. За каждой группой были закреплены ответственные из администрации колледжа, а за каждой школой – мастера производственного обучения и преподаватели РГТК. Были созданы два рекламных ролика о колледже, которые мы использовали при посещении школ. В районы Костанайской области эти ролики отправили по электронной почте.
Конечно, все отделы образования материал получили, но как узнать дошла информация до родителей, девятиклассников? Для этого необходимо работать точечно с классными руководителями, что и было сделано. И уже информационная кампания пошла быстрее и эффективнее. Тем самым налажена отличная обратная связь. И мы узнали, что наши ролики все посмотрели на классных часах.
Также в течение всего года стараемся выкладывать всю необходимую информацию на сайт колледжа. Огромное значение имеет и работа со СМИ по поднятию имиджа колледжа. Здесь хочется отдать должное сотрудничеству с «Учительской плюс».
Для реализации таких направлений, как «Профессиональное определение», «Профи-старт» с сентября в колледже начали свою работу технические кружки для учеников 9 классов школ Рудного по квалификациям «токарь», «слесарь-ремонтник», «электрослесарь/электромонтёр». Проведён День открытых дверей для учеников выпускных классов школ города и области. С октября в колледже организована агитбригада из числа студентов: выступление «Парад профессий» всегда проходило в школах на ура.
Большое мероприятие колледжа – круглый стол «Роль профессионального образования в Казахстане» с приглашением социальных партнёров – представителей подразделений АО «ССГПО» и учеников 9 классов пяти школ города.
С марта все перешли на дистанционное обучение и привычные формы профориентационной работы (участие в классных часах, родительских собраниях, индивидуальные беседы, профессиональные пробы, Дни открытых дверей, раздаточный материал) стало невозможно осуществлять. Нужно было быстро перестраиваться, менять всю систему: корректировать план, формы работы, а главное – не потерять связь со школами, учениками и их родителями. Как донести информацию? Работа только в устной форме дает всего лишь 10 % результата. Посылка информации через любые соцсети дает 90% результата. Эффективность любой деятельности возможна через её осознание. Такой метод дает 100% результат. Именно информация через соцсети для нас стала актуальной.
Чтобы не терять связь со школами, объявили конкурс видеороликов «Поступай учиться в РГТК!». А главное – выпускники школ смотрели сайт для получения дополнительной информации, знакомились с историей колледжа и с теми специальностями, по которым ведётся обучение. Эксперимент оказался очень удачным, рекордное количество просмотров (30273) было в период проведения конкурса. Ведь победитель определялся по количеству набранных голосов. Надо отметить, что голосовали не только из Костанайской области, но и из Акмолинской. Этот факт заставил нас обратить внимание на школы других областей. И уже в феврале и марте по материалам колледжа прошли классные часы в школах Акмолинской области: г.Есиля и Есильского района, г. Державинска. Да, возможно только несколько человек захотят приехать к нам учиться, но ведь и это уже результат. На следующий учебный год узнают и приедут больше, и так информация о колледже дойдёт до самых отдалённых уголков.
В апреле мы объявили футбольную викторину «Угадай матч –получи приз!», основная задача которой – по предложенному видеоотрывку и дополнительным вопросам определять футбольные команды, принимавшие участие в игре, счёт матча.
И конкурс видеороликов, и футбольная викторина направлены на совместную деятельность РГТК и школ области, пропаганда рабочих профессий для самоопределения девятиклассников. А в апреле мы развернули масштабную акцию в соцсетях «РГТК в моём сердце!», чтобы привлечь всех, кто когда-то учился или работал в ГПТУ-149, ПТШ-11, РГТК, и кто сегодня учится и работает в колледже. Нельзя сказать, что вся работа держится на ком-то одном. Это работа команды, в которую входят все: от директора до каждого члена педагогического коллектива. Мастера п/о и преподаватели распределили все районы, все школы, знают номера телефонов заместителей директора: обзванивают, объясняют, отвечают на все интересующие вопросы.
Конечно, не всё получается, есть и проблемы. Трудно перестроить работу в период дистанционного обучения, и нам, педагогам, нужно перестроить свое мышление и представление о новых, непривычных формах работы. Не все умеют работать в команде: необходимо правильно распределять обязанности всех участников. Трудно ломать старые устои и начинать по-новому.
Но работа по профориентации не имеет определённых сроков, поэтому и должна быть постоянно в «текущем моменте», постоянно обновляться и перестраиваться, не теряя при этом эффективности. И для всего этого требуется только одно – желание пробовать и искать пути успеха!
Татьяна ДОЗОРЦЕВА,
замдиректора по УПР
Ирина РЯБОВА,
методист РГТК
Не тот учитель, кто получает воспитание и образование учителя, а тот, у кого есть внутренняя уверенность в том, что он есть, должен быть и не может быть иным. Эта уверенность встречается редко и может быть доказана только жертвами, которые человек приносит своему призванию.
Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, он будет лучше того учителя, который прочёл все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он совершенный учитель.