Семейный клуб – одна из форм взаимодействия семьи и колледжа

Выпуск - №7(504)   :   17.02.2022
281

Сотрудничество с семьями студентов позволяет лучше узнать и понять друг друга, объединить усилия в достижении главной цели, сформулированной известным педагогом Антоном Макаренко: «Всё человеческое в человеке должно быть воспитано, а обучение мотивированно». 

При поддержке Регионального центра психологической поддержки и дополнительного образования с 2019 года в Костанайском педагогическом колледже был внедрён проект «Семейный клуб», участниками которого стали родители студентов, представители попечительского совета колледжа, здравоохранения, культуры, общественных организаций, инспекторы полиции. Семейный клуб помог объединить усилия семьи и колледжа в воспитании таких духовно-нравственных ценностей, как патриотизм, толерантность, терпение и упорство в решении нелёгких задач на пути взросления. 

Для достижения поставленных целей мы использовали многообразие форм  работы с родителями, стремясь находить нетрадиционные, неформальные пути взаимодействия, основанные на взаимопонимании и доверии. В рамках проекта родители приняли активное участие в мероприятиях колледжа «Студенческая лига КВН», «Масленица», в диалоговых площадках по вопросам воспитания патриота и гражданина. Для педагогов и родителей проведён семинар «Разнополые дети в семье: проблемы и пути их решения». Представители родительской общественности отметили, что важная роль в образовании и воспитании принадлежит семье, которая помогает кураторам готовить к жизни и труду будущих специалистов. Анализ мероприятий показал, что семейное воспитание для студентов, которые сами в скором времени будут формировать у детей семейные ценности, является весьма важным направлением в деятельности педагогического коллектива.

Онлайн-встречи «Гостиная для родителей – шаг навстречу», «Малая Родина – семейный очаг», «Взаимодействие и общение несовершеннолетних детей с родителями», «Родительские переживания – подростковые страхи» помогли научиться понимать внутренние мотивы ребёнка, оказали помощь в построении взаимопонимания родителей и учащихся, выявили условия для воспитания бесконфликтной дисциплины.

В педколледже в формате онлайн психологическая служба провела семинар для родителей студентов 1 курса по теме «Консультативно-психологическая помощь родителям обучающихся первого курса по вопросам адаптации в колледже». Следуя мудрым словам Василия Сухомлинского «Проникнуть в духовный мир ребёнка», был определён список рекомендаций, направленных на создание условий адаптации личности, обозначены приоритеты при работе в данном направлении совместно с родителями и педагогами колледжа.

На методическом совете в рамках семейного воспитания общечеловеческих ценностей были озвучены вопросы по теме «Интеграция программы нравственно-духовного образования «Самопознание» в учебно-воспитательный процесс колледжа», что подразумевает более глубокое введение нравственно-духовных ценностей в содержание образовательно-воспитательной деятельности по всем направлениям: научно-методическая, учебно-практическая, общественно-полезная, работа с родителями, информационно-практическая, воспитательная работа. 

Все великие учителя человечества говорили то, что думали, и делали то, о чём говорили. Единство мысли, слова и дела, как высший педагогический идеал учителя, является труднодостижимым, но если учителя поймут и примут его в качестве направляющего принципа своего внутреннего развития, то смогут изменить целое поколение студентов.

16 февраля в педколледже прошло единое областное собрание для родителей несовершеннолетних 1-2 курсов по профилактике суицидального поведения и бытового насилия в онлайн-формате с прямой трансляцией на студенческом YouTube-канале «QPK LIFE» с целью повышения психологической грамотности родителей в воспитании несовершеннолетних детей в веке высоких технологий. Социальные сети стали неотъемлемой частью жизни детей, влияющей на их поведение и коммуникацию, нарушая принципы духовно-нравственного воспитания семьи. В работе с родителями представители общественности руководствовались методическими рекомендациями специалистов Регионального центра психологической поддержки и дополнительного образования, следуя опыту «увидел – помог – перенаправил». Главной задачей встречи стало укрепление детско-родительских отношений посредством общественности, обращая внимания на возрастные особенности несовершеннолетних, чрезмерное использование интернет-ресурсов, нехватку внимания со стороны взрослых. По завершении родительская общественность согласилась с тем, что следует больше внимания уделять таким мелочам, как объятия, похвала, живое общение и самое главное – внимание. Ведь ребёнок – это «зеркало нравственной жизни родителей».

В колледже при подготовке будущих специалистов особое внимание уделяется развитию дополнительного образования: в колледже действуют клубы дебатёров «Алаш болашағы», скаутов, «Жас сарбаз», спортивные секции, педагогический отряд «Баланс», кружки «Мәнерлеп оқу», «Живое слово», «Кукольный театр», «Изобразительное искусство», вокальные группы «Журек дауысы», «Новое поколение», хореографический ансамбль «Magic Jump». Структура дополнительного образования включает также творческие лаборатории, факультативы, научное студенческое общество, ассоциации, хобби-центры.

В «Семейном клубе» первая встреча с родителями начинается с рассказа о колледже, традициях, о его победах в различных конкурсах, об участии в образовательных программах, о перспективах развития. В дальнейшем идет самопредставление куратора группы: образование, опыт работы, достижения предыдущих учебных групп, озвучиваются цели и задачи, которые ставятся на первый год обучения. Рассказывается о мероприятиях, проводимых в колледже, в которых могут принять участие родители. Под запись родителям доводится информация о графике учебного процесса, об экзаменах и зачётах, курсовых работах, рассказывается о требованиях, которые выдвигаются педагогами для успешного оценивания знаний. На регулярной основе проводятся заседания попечительского совета колледжа по защите социально уязвимых семей, где особое внимание уделяется реализации законных прав получателей социальных услуг и созданию благоприятных условий для жизни и деятельности студентов колледжа: обеспечение бесплатного питания и предметами первой необходимости. По результатам анкетирования родителей сделан вывод, что качественное предоставление образовательных услуг, материальной помощи социально уязвимым студентам способствуют повышению адаптации, раскрытию внутреннего потенциала детей по правому и учебно-воспитательному процессу. 

Родительское собрание – основная форма работы с родителями, где обсуждаются проблемы жизни учебного коллектива. Родительские собрания сближают куратора группы и родителей, помогают определить наиболее оптимальные пути воспитания. Собрания не должны сводиться только к монологу куратора, им следует принимать характер беседы, взаимного обмена мнениями, идеями, совместного поиска. Один из эффективных способов повышения творческой активности участников собрания – включение их в совместную исследовательскую деятельность. Так, например, родителям предлагается провести наблюдение за поведением детей, а полученными результатами и изменениями поделиться на следующем собрании. На основе этого куратор группы и родители определяют, как построить совместную работу по преодолению выявленных недостатков, закреплению положительного опыта.

Выработка педагогических умений достигается лишь при активном участии родителей в разнообразных делах и занятиях, связанных с воспитанием и образованием студентов. Установить с родителями необходимый контакт, добиться взаимопонимания куратор может в том случае, если он целенаправленно строит общение. Куратор должен найти подход к родителям. В ходе налаженного контакта создаются все условия для профессионального, интеллектуального и нравственного развития студентов. В процессе обучения сознание студента непрерывно меняется и развивается от подросткового к зрелому, способствуя формированию молодого специалиста, готового стать полноценным членом общества. Работа с родителями студентов направлена на создание благоприятных условий для освоения образовательных профессиональных программ в колледже и предусматривает следующие формы взаимодействия: общее собрание для родителей, родительские собрания в группах, индивидуальная работа с родителями (беседы, консультации), привлечение родителей к организации внеклассных мероприятий в группах. 


 

Анара ЯНЮК, 
педагог-психолог КПК

Реклама

Не тот учитель, кто получает воспитание и образование учителя, а тот, у кого есть внутренняя уверенность в том, что он есть, должен быть и не может быть иным. Эта уверенность встречается редко и может быть доказана только жертвами, которые человек приносит своему призванию.
Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, он будет лучше того учителя, который прочёл все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он совершенный учитель.