Вопрос адаптации студентов к условиям обучения в колледже имеет большое значение в дальнейшей студенческой жизни. От гармонизации этого процесса зависит то, как сложится учебная деятельность, прохождение практики, а также дальнейшее трудоустройство.
В важный период жизни каждого студента большое значение имеет партнёрство между семьёй и образовательным учреждением. Семья играет ключевую роль в процессе адаптации студентов к колледжу. Переход в новое учебное заведение, особенно для первокурсников, – это значительный стресс, требующий изменений не только в учебной деятельности, но и в социальной и личной жизни. Семья может стать важной опорой и ресурсом для успешной адаптации. Опыт работы Костанайского высшего педагогического колледжа в данном направлении определяет несколько позиций, которых необходимо придерживаться семье.
1. Эмоциональная поддержка. Адаптация в колледже часто сопровождается стрессом, беспокойством и ощущением одиночества. Семья может сыграть важную роль в поддержании эмоционального состояния студента, давая ему чувство уверенности и безопасности. Родители могут быть готовым выслушать переживания студента, помочь ему справиться с тревогой, связанной с переменами; сохранять стабильность и эмоциональное равновесие в жизни студента, что помогает ему легче справляться с новыми вызовами.
2. Помощь в решении бытовых вопросов. Первые месяцы учёбы могут быть сложными не только из-за учебной нагрузки, но и из-за необходимости решать множество бытовых вопросов: организация времени, бюджет, покупка необходимых вещей, решение проблем с жильём. Семья может помогать студенту с организацией быта, особенно если он переезжает в другой город; обеспечить практическую поддержку в повседневных вопросах (например, помощь с поиском жилья или транспорта).
3. Мотивация и поддержка учебной активности. Семья может служить источником мотивации для студента, поддерживая его в учебной деятельности. Это особенно важно в переходный период, когда студент может испытывать трудности с усвоением учебного материала. Родители могут поддерживать студента в учебном процессе, оказывая моральную поддержку и проявляя заинтересованность в его успеха; обсуждать цели и стремления студента, поддерживать его стремление к обучению.
4. Психологическая помощь и подготовка к переменам. Переход в колледж требует от студента изменений в личной и социальной жизни. Психологическая подготовка к этому шагу, обсуждение возможных проблем и стратегий их преодоления – важная роль семьи. Родители могут помогать студенту справляться с тревожностью, связанной с новыми требованиями и социальными взаимодействиями; способствовать развитию навыков саморегуляции и самоорганизации, необходимых в колледже.
5. Формирование социальной уверенности. Когда студент сталкивается с новой социальной средой, поддержка семьи может помочь ему чувствовать себя уверенно. Семья может помочь в разговоре о социальных навыках, необходимых для успешной интеграции в новую среду; размышлении о здоровых отношениях и конструктивном взаимодействии с коллегами и преподавателями.
6. Роль семьи в решении кризисных ситуаций. Не всегда процесс адаптации проходит гладко, и иногда студент сталкивается с кризисными ситуациями (например, академическими трудностями, проблемами с коллегами или личными переживаниями). В такие моменты важно, чтобы семья была рядом, помогала разобраться в проблемах и искала пути их решения. Родители могут быть первыми, кто заметит признаки стресса или депрессии у ребёнка и предложит помощь в нужный момент. Семья может поддержать студента в поиске профессиональной помощи, если это необходимо (например, обратиться к психологу или консультанту в колледже).
7. Обсуждение академических и карьерных целей. Когда студент адаптируется к жизни в колледже, важно поддерживать его в осознании важности академической и профессиональной карьеры. Семья может помогать студенту ставить реалистичные цели на учебный год, обсуждать его карьерные интересы и помогать разрабатывать долгосрочную стратегию; направлять его на ресурсы колледжа, которые помогут в карьерном развитии.
8. Создание устойчивого фундамента для долгосрочного успеха. Регулярная поддержка и участие семьи помогают студенту не только успешно адаптироваться, но и развить навыки, которые пригодятся ему на протяжении всей жизни. Это может включать формирование здоровых привычек саморегуляции; поощрение стремления к личностному росту и учебным достижениям.
В Костанайском высшем педагогическом колледжа существует кейс действий по организации взаимодействия с семьёй: психологическая и академическая поддержка студентов в период адаптации и после, создание комфортной и дружественной образовательной среды. Успешное сотрудничество обеспечивается через механизмы взаимодействия семьи и колледжа: создание каналов коммуникации между преподавателями, кураторами и родителями; регулярные встречи, консультации и информационные сессии для родителей: взаимодействие с психологами колледжа, помощь в решении личных и академических проблем.
Радмила КИМ,
заведующая школьным отделением,
Юлия НИКОЛАЕВА,
преподаватель специальных дисциплин КВПК
Сберечь природу в наших силах
Сила единства и результатов: итоги работы профсоюзных организаций Карасуского района
Маленькие исследователи
Праздник профессионализма: выбраны лучшие педагоги-психологи области
Обмен опытом и расширение возможностей
Учитель – это светоч нации. Ежедневным кропотливым трудом каждый из вас вносит неоценимый вклад в развитие страны. Вы сеете семена знаний в молодые сердца и растите мыслящую нацию. Ибрай Алтынсарин говорил: «Превыше всего я ценю хорошего учителя». Педагог – ключевая фигура в построении будущего страны, поэтому ему должно быть отведено достойное место в обществе.
Я спросил у посла Японии, каким образом его страна сумела так быстро достичь высокой степени развития, стала играть в мире столь важную роль? Мне очень понравился ответ посла: «Японцы верили, что единственный способ поднять страну – это дать своим детям лучшее образование, чем они имели сами, самым важным для них было уйти от своего положения крестьян и получить образование. Поэтому в семьях огромные усилия прикладывались к тому, чтобы поощрять детей хорошо учиться в школе, чтобы они могли чего-то достичь. Из-за этого стремления постоянно чему-то учиться, через систему образования распространялись новые идеи из внешнего мира. Это одна из причин быстрого развития Японии».