Синергия образования и производства, как ключевой фактор развития машиностроения

Выпуск - №33(681)   :   03.09.2025
151

На республиканской августовской конференции Президент Касым-Жомарт Токаев сказал: «Мир вступил в новый технологический период, который приводит к быстрому развитию инноваций и внедрению искусственного интеллекта. Поэтому понятия «прогрессивная нация» и «технологическая нация» сегодня являются тождественными.
Еще в XIX веке Ибрай Алтынсарин особое внимание уделял обучению молодых людей ремёслам. И сегодня система ТиПО играет ключевую роль в подготовке квалифицированных специалистов для экономики страны. В условиях стремительно меняющегося рынка труда и технологического прогресса колледжи должны оперативно адаптировать учебные программы, обеспечивая выпускников актуальными знаниями и востребованными компетенциями.

Whats-App-Image-2025-03-11-at-12-52-25


Год рабочих профессий, объявленный Главой государства, демонстрирует последовательный курс на развитие технического и профессионального образования. Ежегодное увеличение государственного образовательного заказа по востребованным специальностям подтверждает высокую значимость подготовки квалифицированных кадров для экономики страны.
Костанайский колледж автомобильного транспорта обучает более 1400 студентов по 13 востребованным в регионе специальностям. Особенно отрадно, что всё больше молодежи выбирает технические и рабочие профессии, например в наш колледж второй год подряд на первый курс поступают 500 человек. Это свидетельствует о растущем доверии абитуриентов и их родителей к качеству технического образования, которое мы предоставляем.

image


Важную роль в повышении качества подготовки специалистов играет сотрудничество колледжей с предприятиями. Дуальное обучение, участие работодателей в обновлении материально-технической базы и привлечение специалистов от предприятий в образовательный процесс способствуют формированию конкурентоспособных кадров.
Традиционно Костанайская область считается аграрной. Но за последние несколько лет наш регион стал аграрно-индустриальным. Ежегодно открываются новые предприятия и расширяется номенклатура выпускаемой продукции. Увеличивается производство на заводах «Allur», «АгромашХолдинг», построены современные инновационные предприятия ТОО «КamLitKZ», строится автомобильный завод KIA и локализационный центр по производству автокомпонентов.

SERG-136


Поэтому мы заранее в колледже в течение четырёх лет открыли семь новых машиностроительных специальностей. В итоге, когда открывается новое производство или на предприятии готовится к запуску новая линия, наш колледж синхронно уже готовит необходимых специалистов.
В 2025 году колледж получил две новые лицензии на обучение по специальностям «Системы информационной безопасности» и «Вычислительная техника и информационные сети». Наш колледж является базовым учебным заведением по подготовке специалистов для машиностроения и автомобилестроения региона. Мы активно развиваем дуальное обучение, которое позволяет студентам получать знания не только в аудиториях, но и на производстве.
На сегодняшний день мы готовим специалистов по семи специальностям и девяти квалификациям именно в дуальном формате. Направления взаимодействия колледжа и предприятий в рамках дуального образования следующие: участие специалистов предприятия в квалификационных экзаменах, защите дипломов, демонстрационных экзаменах, стажировки преподавателей на производстве; оплачиваемые практики студентов, предоставление бесплатного питания и проезда, организация совместных корпоративных и спортивных мероприятий.

Whats-App-Image-2025-03-11-at-12-52-25-1


В соответствии с потребностями наших работодателей мы провели актуализацию образовательных программ, в которые включили компетенции, необходимые предприятиям. В 2023 году совместно с автозаводом «Allur» для групп с государственным языком обучения создан словарь машиностроительных терминов.
Одной из важных форм взаимодействие между колледжем и предприятием является целевая подготовка. Сотрудники предприятий участвуют в собеседовании при приёме абитуриентов, в течение всего периода обучения курируют работу групп, участвуют в заключительных экзаменах и гарантируют трудоустройство студентов. Всего в целевых группах обучается 390 студентов.
Огромное значение в деле подготовки специалистов имеет материально-техническая база колледжей. Благодаря республиканскому проекту «Жас маман» (270 млн тенге) и областному бюджету (219,3 млн тенге), созданы восемь современных лабораторий.
Предприятия, взявшие шефство над колледжем, также участвуют в обновлении материально-технической базы. К примеру, благодаря заводу «КamLitKZ» созданы две современные лаборатории: литья металлов и механической обработки (два станка с ЧПУ) на общую сумму 62,2 млн тг. Автомобильная компания «Allur» оснастила читальный зал библиотеки и конференц-зал (на сумму 12 млн тг.), построила футбольное, волейбольное и баскетбольное поля на 26,6 млн тенге.

IMG-9649


Совместно с автозаводом в колледже создан Центр компетенций автомобилестроения «Allur», в котором студенты изучают весь процесс мелкоузлового производства автомобиля. Обучение проводят специалисты автозавода. Полученные студентами навыки и компетенции позволяют им быстрее адаптироваться на реальном производстве.
Особое место в нашей работе занимает сотрудничество с компанией KIA Kazakhstan. В мае 2024 года между ТОО «KIA Kazakhstan» и нашим колледжем был подписан меморандум о сотрудничестве в сфере подготовки кадров для автомобилестроения. Уже сегодня в рамках социального партнёрства ведётся подготовка кадров для будущего производства, модернизируется учебная база колледжей, внедряются передовые технологии и формы дуального обучения.
Мы уверены: будущее технического и профессионального образования – в тесном взаимодействии с производством, в практикоориентированном обучении и формировании компетентных специалистов, востребованных в отрасли.

Дмитрий ПАВЛЕНКО,
директор Костанайского колледж автомобильного транспорта

Актуально

Реклама

Учитель – это светоч нации. Ежедневным кропотливым трудом каждый из вас вносит неоценимый вклад в развитие страны. Вы сеете семена знаний в молодые сердца и растите мыслящую нацию. Ибрай Алтынсарин говорил: «Превыше всего я ценю хорошего учителя». Педагог – ключевая фигура в построении будущего страны, поэтому ему должно быть отведено достойное место в обществе.

Я спросил у посла Японии, каким образом его страна сумела так быстро достичь высокой степени развития, стала играть в мире столь важную роль? Мне очень понравился ответ посла: «Японцы верили, что единственный способ поднять страну – это дать своим детям лучшее образование, чем они имели сами, самым важным для них было уйти от своего положения крестьян и получить образование. Поэтому в семьях огромные усилия прикладывались к тому, чтобы поощрять детей хорошо учиться в школе, чтобы они могли чего-то достичь. Из-за этого стремления постоянно чему-то учиться, через систему образования распространялись новые идеи из внешнего мира. Это одна из причин быстрого развития Японии».