Славный путь служения музыке

Выпуск - №30-31(627-628)   :   15.08.2024
1490

image

Музыкальное образование детей в Костанайской области представлено музыкальными школами городов и районов. А профессиональные кадры готовят в педагогическом институте им. У.Султангазина и, вот уже 60 лет, в Рудненском музыкальном колледже.

image

Во главе оркестра - директор Рудненского музыкального колледжа Радик Закиров


Вклад музыкального колледжа в обучение специалистов, в обеспечение кадрами творческих организаций Костанайской области и за её пределами, огромный. Ещё в 1963 году было решено открыть музыкальное училище. Подходящее здание для этого быстро нашлось в молодом, строящемся Рудном, там и открылось это образовательное заведение. Первым директором музучилища стал Станислав Михайлович Гагарин.
В 1971 году я поступила на фортепианное отделение училища. Директором тогда уже был Евгений Иванович Казьмин, благодаря усилиям и стараниям которого о Рудненском музыкальном училище говорили по всей республике. Все, кто знал его, уверены, что Евгений Иванович был лучшим из директоров. Выпускник «гнесинки» по классу русской домры, он был образцом руководителя творческого колллектива. Никогда не видели его раздражённым, разговаривающим на повышенных тонах, внутренняя интеллигентность, сдержанность были его отличительными качествами. К нему можно было подойти в любое время по любому вопросу. Заглянешь к нему на урок – приветливо уделит одну-две минуты, сказав студенту: «Поиграй пока». Если пришёл с какой-то идеей, то обязательно запишет в настольный календарь и обговорит встречу.
В 1 корпусе училища по улице Строительной шли индивидуальные занятия. В первом классе работала Нина Васильевна Иванова – выпускница Киевской консерватории. Во втором классе вела уроки по классу фортепиано мой педагог Эмилия Сергеевна Гапоян – выпускница Саратовской консерватории.
Это стараниями директора наши преподаватели были с консерваторским образованием, он приглашал их отовсюду. На отделении струнных инструментов работал выпускник Московской консерватории по классу скрипки. На дирижёрско-хоровом отделении – выпускник Рижской консерватории Эдвин Михайлович Фалкс, Роза Николаевна Сизова. В 1972 году приехали работать семейные пары: Л.В. Огарёва (дирижёр-хоровик) и С.А. Огарёв (альт), В.Д. Левченко и Л.Ф. Левченко – выпускники дирижёрско-хорового факультета Алма-Атинской консерватории.
Со дня открытия училища работали наши корифеи: Александр Гаврилович Семёнов (труба), Евгений Павлович Деев (кларнет), Валентина Ивановна Калинина (вокал). В 1967 году в горняцкий город приехали А.М. Томиндарова (фортепиано), Е.П. Даньшина (теория музыки), К.В. Сашина (дирижёр-хоровик). Нина Васильевна Сашина руководила женским хором. Благодаря ей была открыта детская хоровая студия при музыкальном училище. Екатерина Павловна Даньшина-Чередниченко открыла отделение «Теория музыки», много лет была его заведующей.

IMG-0003


На отделении народных инструментов по классу баяна работали Ю.П. Яковлев, братья Г.Э. и К.Э. Рейхерты – выпускники Свердловской консерватории. Народное отделение вообще было самым большим. Здесь работали педагоги-баянисты В.Д. Гнедышев, В.Л. Макаров, А.А. Ильин, В.Н. Кирьянов.
В прекрасном тандеме с директором работал завуч – Борис Николаевич Стародубов, приехавший из Подмосковья. В 1979 году оркестр русских народных инструментов, руководимый Б.Н. Стародубовым стал лауреатом первой премии на республиканском конкурсе.
Во 2 корпусе по улице Горняков проводились групповые занятия. Занятия по сольфеджио, теорию музыки вела Альбина Эдуардовна Рейхерт-Лобас –  выпускница Новосибирской консерватории. Зарубежную музыкальную литературу преподавала Виктория Павловна Эренбург-Шашина, племянница писателя Ильи Эренбурга. Виктория Павловна окончила Алма-Атинскую консерваторию. На всех исполнительских отделениях предмет «Гармония» вела Людмила Марковна Яковлева. Она не только была полной тёзкой актрисы Гурченко, но и очень похожа на неё внешне. Она буквально влюбляла студентов в свой предмет. Народное творчество вёл аксакал училища Александр Гаврилович Семёнов, за плечами которого был Московский институт военных дирижёров. А его выпускник Александр Борисович Каримов много лет преподавал по классу трубы.

image

В годы работы в Рудненском музузыкальном колледже


Предмет «Клубное дело» на отделении народных инструментов вёл первый директор музыкального училища Станислав Михайлович. Гагарин Интеллигентный, галантный – таким он запомнился.
В этом корпусе был маленький концертный зал. Небольшая сцена с двумя роялями. Но скольких музыкантов международного уровня мы, студенты, прослушали! На моей памяти концерт молодого тогда «листианца» Глеба Аксельрода. Видеть виртуозное исполнение рапсодий Листа с первого ряда мало кому удаётся. И ещё один концерт запомнился мне – скрипача Игоря Безродного. Его дочь Светлана Безродная много лет руководила камерным оркестром г. Москвы. Неизгладимое впечатление оставили выступление и мастер-классы пианиста Валерия Камышова, лауреата IV международного конкурса им. П.И. Чайковского.
В 1974 году музыкальное училище переехало в новое здание по улице Ленина, 30, где и находится по сей день. В этом же году приехала работать выпускница Алма-Атинской консерватории Наталья Ильинична Буртовая (фортепиано).
В студенческие годы свела судьба со старейшим педагогом по вокалу –Валентиной Ивановной Калининой, которая работала со дня открытия музыкального училища. Государственный экзамен по концертмейстерскому классу, где Валентина Ивановна была иллюстратором, мы сдали на отлично. Романс П.И. Чайковского «День ли царит» на многие годы стал для меня торжеством радости!
Со второго курса лучшим пианистам разрешали проходить практику концертмейстера. Это была ощутимая надбавка к стипендии. Наш мудрый директор Казьмин разрешал работать ночным сторожем своему ученику, воспитаннику детского дома Ануару Кулахметову. Впоследствии он стал солистом оркестра им. Курмангазы.
В 1981 году после окончания консерватории Евгений Иванович принял меня на работу преподавателем по классу специального фортепиано вместо уехавших в Одессу пианистов Баскаковых. К этому времени коллектив увеличился, пополнился специалистами из бывших выпускников музыкального училища. Фортепианное отделение было ведущим. Много лет заведующей была А.М. Томиндарова, проработавшая в музучилище более 50 лет. К моему приходу на отделении работали Т.Г. Петина (Уфимский институт искусств), Е.И. Гогель (Свердловская консерватория), С.А. Синёва и С.А. Хлыстова – первые выпускницы Рудненского музыкального училища. Хлыстова была бессменным концертмейстером старшего хора.
В разные годы на отделении работали А.А. Басовец (выпускник Минской консерватории), С.В. Темнякова (Воронежский институт искусств). Из музыкальной школы г. Рудного перешла в колледж Л.В. Владимирцева, Т.В. Ивнова – выпускница Алма-Атинской консерватории. Из этой же консерватории приехала семейная пара Зуевых. Большое количество выпускников фортепианного отделения продолжили учёбу в консерватории. Перечислю только тех, кто работал в Рудненском колледже: О.Э. Кулаева-Живцова (проработала на отделении много лет, Н.А. Щёголева, А.Манабаева, которые работали и продолжают работать в колледже.
Отделение «Теория музыки» открыла Е.П. Даньшина. На отделении работали Л.В. Булатова (сольфеджио), С.В. Гвоздева (гармония, зарубежная музыкальная литература), Н.В. Саулина (полифония), С.В. Мартынова (казахская музыкальная литература), Е.Л. Чибирева и В.Р. Чибирева (зарубежная музыкальная литература), О.Г. Мирошник (выпускница Уфимского института искусств).
Вокального отделения не было, но на дирижёрско-хоровом отделении вокал был обязательным предметом. Приглашались педагоги-вокалисты. Много лет в училище преподавала В.Б. Есенева – выпускница Алма-Атинской консерватории. Немного позднее и много лет проработала также выпускница нашей консерватории Л.Ю. Тарапанова (лирическое сопрано).

image

Колледж рудный


Дирижерско-хоровое отделение было самым многочисленным. Наряду с корифеями в отделение влился новый свежий поток творческой энергии. Это мои однокурсники по училищу С.Н. Можейко-Москвина, Н.П. Сахарова, а также выпускницы Алма-Атинской консерватории Л.С. Филилеева, Н.В.  Отраднова, Г.В. Козлова, Л.И. Хрипченко-Крамчанина, Ф.Г. Смольникова. Несколько позднее присоединились выпускники консерваторий А.Н. Курильченко и А.А. Христиани. В 1983 году хор Рудненского музыкального училища одержал победу в республиканском конкурсе.
Отделение народных инструментов также пополнялось кадрами из бывших выпускников колледжа. Это В.Н. Задановский (баян), Б.Омаров (балалайка) – выпускник Астраханской консерватории.
Особо хочется отметить два момента в истории отделения. Это победа в 1979 году на республиканском конкурсе. А в 90-е годы несмотря на трудности было открыто отделение казахских народных инструментов.
На отделении струнных инструментов с 1972 года на отделении работали С.А. Огарёв (альт), Н.А. Коломийцева (виолончель). Оба выпускники Алма-Атинской консерватории. В более позднее время работали Л.П. Герасимова (скрипка), Т.И. Орт (альт), И.Ярмухамбетов. В конце 80-х годов Н.А. Коломийцева создала камерный оркестр.
На отделении духовых и ударных инструментов наряду с Е.П. Деевым работали А.Б. Каримов (труба), М.И. Досмагамбетов (флейта), Ю.Н. Орт (валторна), П.Канопский (фагот).
В 1984 году неожиданно для коллектива Евгения Казьмина переводят директором Карагандинского музыкального колледжа. Самое лучшее время осталось позади… Далее был долгий период назначения. В 1986 году из Рудненского педагогического колледжа пришёл на должность директора мой сокурсник Д.Д. Гартунг. А С.Н. Можейко и В.В. Скибинская-Каримова (тоже однокурсники) стали завучами.
Добавлю, что на отделении «Общее фортепиано» работали преподавателями и концертмейстерами наши бывшие выпускники. Был дружный, слаженный коллектив. Концерты отделений, музыкальный лекторий, выездные концерты – всё это в памяти коллег, студентов, зрителей.
Особо хочется отметить работу выпускника Астраханской консерватории Александра Михайловича Гребенщикова (русская домра). Он преподавал и гитару, делал прекрасные аранжировки для оркестра русских народных инструментов. Прекрасный человек, скромный, отзывчивый. Его супруга Татьяна Николаевна работала завучем, заведующей отделением.
На сегодняшний день третье-четвертое поколение выпускников работает в Рудненском музыкальном колледже. Они хранят, развивают и передают новым поколениям тот высокий уровень музыкальной культуры и профессионализма, который был задан первыми педагогами-мастерами. Л.Кин (дирижёр-хоровик), Е.Литовко (теория музыки), Е.Михальцова, Г.Андрющенко-Колесникова, А.Манабаева (фортепиано), нынешний директор колледжа Радик Закиров – все они выпускники РМК и продолжают славное дело служения музыке. Пожелаю творческих успехов коллективу!

Татьяна НУРМАГАМБЕТ,
ветеран труда

Реклама

Литературе вообще нельзя научить, а в школе – особенно. Когда преподаёшь в школе, скажем, Толстого, главное, на мой взгляд, чтобы твой ученик не возненавидел великого классика и его героев, едва прикоснувшись к ним, не потерял их для себя на долгие годы. Для того чтобы действительно узнать Толстого, надо быть уже взрослым человеком. А пока надо постараться, чтобы от встречи с Толстым у молодого человека осталось по крайней мере радостное впечатление, ощущение чего-то светлого и во многом непонятного, к чему хотелось бы вновь и вновь возвращаться в дальнейшем… Самое страшное, что может сделать педагог – это заставлять из-под палки читать великого художника. Это профессиональное преступление.