Современные образовательные технологии в колледже

Выпуск - №48(596)   :   22.12.2023
349

Модульно-компетентностное обучение, применяемое в Костанайском колледже автомобильного транспорта, является одним из основных условий для качественного образования и формирования компетентных специалистов.

Главная идея этой технологии заключается в создании условий для достижения высоких и прочных результатов обучения студентов, а также для развития их творческого потенциала. Постоянное отслеживание уровня достижений студентов и балльно-рейтинговое оценивание являются средством формирования базовых и профессиональных компетенций будущих специалистов. 

Принципиально новым направлением является коучинговый подход в обучении, который приводит к росту уверенности и мотивации обучаемого, повышению его ответственности, а значит – к увеличению эффективности и результативности учебно-воспитательного процесса. Доказательство эффективности коучинг-подхода – ежегодное участие в международных, национальных и региональных чемпионатах WorldSkills, на которых студенты колледжа завоёвывают золото, серебро и бронзу. Подготовка и участие в таких мероприятиях расширяют возможности студентов: во-первых, они не только побеждают, но и привлекают внимание работодателей, во-вторых, молодые люди, выигравшие соревнование, получают путёвку на чемпионат мира, открывающий большие перспективы. 

Личностно-ориентированное обучение в ККАТ применяется на учебных занятиях и в рамках проведения ежегодных декад цикловых комиссий. В колледже 10 цикловых комиссий, в которых работают около 100 педагогов. Личностно-ориентированное обучение предполагает использование разнообразных форм и методов организации учебной деятельности. На открытых учебных занятиях педагоги создают атмосферу заинтересованности каждого студента, стимулируют обучающихся к высказываниям, использованию различных способов выполнения заданий, создают педагогические ситуации общения, позволяющие каждому студенту проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность в способах работы.

Дифференцированный подход к обучению, используемый в рамках учебных занятий, как нельзя лучше способствует осуществлению личностного развития студентов. Основная задача – раскрыть индивидуальность, помочь ей развиться, устояться, проявиться, обрести избирательность и устойчивость к социальным воздействиям. Дифференцированное обучение сводится к выявлению и к максимальному развитию способностей каждого учащегося. С одной стороны эта технология учитывает уровень умственного развития, психологические особенности студентов, с другой стороны – во внимание принимаются индивидуальные запросы личности, её возможности и интересы в конкретной образовательной области.

Среди разнообразных направлений современных педагогических технологий наиболее соответствующей целям и универсальной является технология обучения в сотрудничестве. Она основана на коллективном способе обучения. Педагоги колледжа используют технологию обучения в сотрудничестве, разбивая группы на малые подгруппы. Главным преимуществом является повышение ответственности за результат коллективной работы, развиваются навыки мыслительной деятельности, совершенствуются навыки логического мышления, актуализируются опыт и знания.

Метод проектов не является принципиально новым в педагогике, однако суть его остаётся прежней – стимулировать интерес обучающихся к определённым проблемам, развивать критическое мышление. Это комплексный метод обучения, позволяющий строить учебный процесс, исходя из интересов студентов, дающий им возможность проявить самостоятельность в планировании, организации и контроле своей учебно-познавательной деятельности. Участие в республиканских и областных мероприятиях «Я – предприниматель», «Конкурс научных проектов», «Конкурс Startap» всегда ориентирован на самостоятельную работу (индивидуальную, парную, групповую), которую студенты выполняют в течение определённого отрезка времени. Этот метод органично сочетается с методом обучения в сотрудничестве, проблемным и исследовательским методом обучения. Наши студенты ежегодно занимают призовые места и приносят победы в копилку колледжа, при этом реализуя свой творческий потенциал.

Игровые технологии стали всё чаще использоваться педагогами колледжа, что активизирует познавательную деятельность учащихся. Традиционно в колледже организуются интеллектуальные игры как среди педагогов и студентов, так и среди представителей социальных партнёров, в нашем случае – автомобильный завод «Allur». В октябре выпускники ККАИТ Жаслан Джусупеков и Расул Итимгенов заняли 1 место в международной интеллектуальной игре из 30 команд России. 

Одной из новых форм эффективных технологий обучения является проблемно-ситуативное обучение с использованием кейсов. Внедрение учебных кейсов в практику колледжа в настоящее время является весьма актуальной задачей. Использование кейсов практикуется не только на учебных занятиях, но и на педагогических и методических советах, на различных заседаниях и совещаниях колледжа.

Использование информационно-коммуникационных технологий осуществляется в колледже с 2009 года через систему электронного обучения «Moodle». Эта платформа содержит более 300 дистанционных курсов обучения.  Учебно-методические комплексы содержат обучающие программы, компьютерные модели, виртуальные лабораторные работы, мультимедийные презентации, видеоматериалы, практические задания и многое друге. Это поднимает деятельность участников образовательного процесса на качественно новую ступень, позволяя привлечь к совместной деятельности и тех, кто по тем или иным причинам лишён возможности непосредственного участия в работе. Быстрый доступ к разнообразной информации, использование всех мультимедийных возможностей позволяют реализовать самые смелые идеи. 

Современные педагогические технологии в сочетании с IT могут существенно повысить эффективность образовательного процесса, решить стоящие перед  организациями образования задачи воспитания всесторонне развитой, творчески свободной личности. Поэтому главным профессиональным качеством педагога становится умение учиться и внедрять инновации. 

Виктория БИБИК,
замдиректора по научно-методической работе ККАТ 

Реклама

Не тот учитель, кто получает воспитание и образование учителя, а тот, у кого есть внутренняя уверенность в том, что он есть, должен быть и не может быть иным. Эта уверенность встречается редко и может быть доказана только жертвами, которые человек приносит своему призванию.
Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, он будет лучше того учителя, который прочёл все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он совершенный учитель.