На прошедшей неделе предметно-цикловой комиссии в Костанайском строительном колледже одним из самых необычных мероприятий стал мастер-класс преподавателя спецдисциплин Данияра Бурбаева, на котором он представил основы гончарного искусства.
Гончарная мастерская со всем необходимым оборудованием в колледже создана благодаря республиканской программе «Жас маман». И теперь Данияр Бурбаев будет обучать студентов не только скульптуре, но и гончарному ремеслу: созданию из глины горшочков, кувшинов, ваз… Впрочем, такое занятие имеет не только прикладной характер. В этом творческом направлении заложены самые разные задачи
.
- При использовании гончарных кругов мы учимся чувствовать материал – глину, учимся фокусировать внимание, концентрироваться на созидательном процессе, развиваем творческое мышление, воображение, - рассказывает Данияр Серикович. – В этом искусстве нет шаблонов, общих форм, как в академической скульптуре. Работая на гончарном круге, ты доверяешь своей фантазии, чутью, рукам, ведь какое именно получится изделие, понимаешь только в процессе. Конечно, есть изначальная цель, например, кувшин определённого размера. Но всё равно он будет уникальным, особенным. И вообще я не намерен ограничивать студентов какими-то рамками, пусть у них будет возможность реализовать себя. Работа с глиной на гончарном кругу более тонкая, многие говорят о её психологической пользе, то есть своего рода арт-терапия. Но при этом она заключает «обратную связь»: в итоге мы получаем реальное изделие, в котором сфокусированы наши чувства, энергия.
Конечно, вылепленное изделие не сразу становится готовым к применению. Сырой кувшинчик должен сначала просохнуть (на это уходит недели две-три), потом его ждёт обжиг в печи для превращения в керамику, а затем украшение декором, глазурью, красками. Глина не терпит суеты, как отметил Данияр Бурбаев, и это ещё один «тренинг» для гончара – вырабатывать в себе терпеливость и умение ждать. Саму глину перед началом работы с ней тоже нужно правильно подготовить: мастер её несколько раз фильтрует, просушивает, добавляет целлюлозу для пластичности, вымешивает…
На первое знакомство с гончарным искусством были приглашены партнёры колледжа. Гости с помощью Данияра Сериковича учились, как отцентровать ком глины на гончарном круге, как, понемногу добавляя воду, придать глине нужную форму: сначала сформировать цилиндр, затем осторожно растягивать его, делать углубление, обрабатывать края…
Будучи одной из участниц мастер-класса, я убедилась, что дело это вовсе не такое лёгкое, как кажется со стороны. Нужно и правильную скорость вращения круга выбрать, и глину должным образом увлажнить, и при этом действовать аккуратно, бережно, чтобы не сломать уже почти сформированный сосуд (что, собственно, и вышло в один момент). Однако процесс настолько увлекает, что хочется продолжать и продолжать, добиваясь желаемого результата. И про психологическую разгрузку правда. Сосредоточившись на вращении планшайбы и работе рук, погружаешься в особое медитативное состояние: есть только ты и податливая глина в центре гончарного круга, которая под пальцами превращается в пока ещё неведомое изделие…
Нечто сакральное заложено всё-таки в гончарное ремесло. Недаром оно одно из самых древних, и даже первый человек Адам был создан из глины, как говорится в священных писаниях. Демиург (ремесленник, мастер, творец) – одно из имён Создателя, в мифологии Демиург часто предстаёт таким персонажем, как гончар, кузнец. Казалось бы, что особого в изготовлении глиняной чаши или кувшина. Картина или скульптура требуют куда большего мастерства и таланта. Но тут дело даже не в конечном результате, а в магии процесса. Да и с философской точки зрения сосуд не так прост: кто знает, чем он будет наполнен и какую пользу принесёт…
А польза гончарной мастерской строительного колледжа уже ясна. Все участники мастер-класса были едины во мнении: работа за гончарным кругом – невероятно интересное, притягательное творческое дело, от которого трудно оторваться. Кстати, у всех, кто желает приобщиться к этому ремеслу, есть возможность посещать занятия у Данияра Бурбаева, он готов обучать не только студентов, но и школьников, взрослых.

- Я, курируя профориентационную работу в школе, очень рада партнёрству с Костанайским строительным колледжем, - говорит заместитель директора СШ №19 Динара Тайжанова, – преподаватели и студенты колледжа помогают нам в оформлении кабинетов, приглашают на свои мероприятия. Многие наши выпускники сейчас учатся в строительном колледже, в частности, на отделении архитектуры и дизайна, которое особо притягательно для креативных, творческих ребят. И мне очень приятно принять участие в этом мастер-классе, очень интересно познакомиться с гончарным искусством. Думаю, что и наши ученики будут рады посетить мастерскую Данияра Бурбаева.
Светлана ОФИЦЕРОВА,
фото автора и Марияш ШАХАНОВОЙ
«Адал азамат» бағдарламасы: балабақшадағы тәлім-тәрбие
Тарих пен тағылым тоғысқан күн
Сберечь природу в наших силах
Сила единства и результатов: итоги работы профсоюзных организаций Карасуского района
Маленькие исследователи
Учитель – это светоч нации. Ежедневным кропотливым трудом каждый из вас вносит неоценимый вклад в развитие страны. Вы сеете семена знаний в молодые сердца и растите мыслящую нацию. Ибрай Алтынсарин говорил: «Превыше всего я ценю хорошего учителя». Педагог – ключевая фигура в построении будущего страны, поэтому ему должно быть отведено достойное место в обществе.
Я спросил у посла Японии, каким образом его страна сумела так быстро достичь высокой степени развития, стала играть в мире столь важную роль? Мне очень понравился ответ посла: «Японцы верили, что единственный способ поднять страну – это дать своим детям лучшее образование, чем они имели сами, самым важным для них было уйти от своего положения крестьян и получить образование. Поэтому в семьях огромные усилия прикладывались к тому, чтобы поощрять детей хорошо учиться в школе, чтобы они могли чего-то достичь. Из-за этого стремления постоянно чему-то учиться, через систему образования распространялись новые идеи из внешнего мира. Это одна из причин быстрого развития Японии».