Способ интерактивного взаимодействия

Выпуск - №21(417)   :   24.05.2020
317

Использование телекоммуникаций и сетевых технологий позволяет проводить обучение дистанционно, когда преподаватель и учащийся разделены значительным расстоянием. А с введением в стране чрезвычайного положения проблема осуществления дистанционного обучения для всех организаций образования стала особенно актуальной.

Бибик В.В

Малых Е.А.


    
На наш взгляд, наиболее перспективной и универсальной системой, разработанной специально для дистанционного обучения, является свободно распространяемая платформа Moodle. Она предоставляет широкий спектр возможностей для полноценной поддержки процесса обучения, предлагает разнообразные способы представления учебного материала, проверки знаний и контроля успеваемости.

Отличительной особенностью дистанционного обучения в системе Moodle является интерактивность, что создаёт комфортную образовательную среду для преподавателя и студентов. Для этого используются различные форумы и чаты, где студенты и преподаватели обмениваются сообщениями. Каждый дистанционный курс в системе Moodle максимально стимулирует интерактивное взаимодействие между студентами и преподавателями, между самими студентами, а также между студентами и учебным материалом для повышения качества обучения и мотивации.

Система Moodle хорошо известна в учебных заведениях разных стран. Костанайский колледж автомобильного транспорта активно работает с этой системой с 2009 года. На сегодняшний день в системе Moodle колледжа создана огромная база электронных учебно-методических комплексов по всем дисциплинам. Все эти комплексы содержат рабочую учебную программу, календарно-тематический план;

тексты лекций или учебное пособие, разработанное преподавателем, с мультимедийным сопровождением занятий; практические задания в виде рабочих тетрадей и задания с возможностью загрузки файлов на сервер; материалы для организации самостоятельных и контрольных работ; контрольно-измерительные средства обучения; методические указания по дисциплине, выполнению курсовых и дипломных работ; экзаменационные материалы; программы практик.

Каждый электронный курс, размещённый в Moodle, реализует круглосуточный доступ студентов и преподавателей к учебному контенту по изучаемым дисциплинам; поддержку общения преподавателя и студента в режимах on-line (чат, видеоконференции) и off-line (форум, отзывы на выполненные задания, обмен сообщениями по внутренней почте Moodle); осуществление текущего и рубежного контроля знаний посредством автоматизированных тестирующих комплексов, проверки и оценки индивидуальных заданий.

Для организации учебного процесса были разработаны таблицы в Google формах: расписание занятий с заданиями, график онлайн-уроков, электронный журнал оценок, график консультаций и совещаний и др. В колледже всегда уделяется большое внимание формированию IT-знаний педагогов. Для этого на протяжении многих лет функционирует «Школа компьютерной грамотности», где педагоги осваивают систему Moodle и знакомятся с её новыми возможностями: как создавать свои учебно-методические материалы, измерители обученности, готовить электронные портфолио, проводить видеоконференции   и многое другое. Благодаря такой подготовке переход на дистанционное обучение в колледже был осуществлён безболезненно.

С переходом на дистанционное обучение в связи с чрезвычайным положением возможности Moodle стали использоваться практически на 100%. Каждый преподаватель создал на своём электронном курсе видеоконференцию, на которой общаясь со студентами даёт четкие указания по изучению темы, выполнению домашних и контрольных заданий, описывает критерии оценки, используя при этом презентации, видеоуроки, интерактивные плакаты, веб-сайты и многое другое. Благодаря проведению онлайн-занятий сохраняется возможность живого общения между преподавателем и студентами. В день в колледже проводится до 60 онлайн-уроков. Вместе с этим, методическая служба колледжа осуществляет постоянный контроль, анализирует качество проведения онлайн-занятий. 

Одним из наиболее сложных методических моментов дистанционного обучения является осуществление контроля знаний. Наиболее распространёнными формами контроля являются тесты, задания, упражнения, рефераты, конспекты и т.д. Оценка знаний в дистанционном обучении наиболее эффективна при помощи модульно-рейтинговой системы, которая позволяет более объективно оценивать знания учащихся, стимулирует их к самостоятельному поиску материалов. В организации модульно-рейтинговой системы оценки каждый педагог доводит до студентов градации оценок, сроки сдачи работ, перевод баллов в итоговую оценку. Каждый студент имеет открытый доступ для просмотра журнала оценок.

Одной из самых распространённых форм контроля знаний является тестирование. В системе Moodle быстро и легко можно получить результаты студентов. После прохождения теста студент получает свой результат, возможность просмотреть свои ответы и сравнить их с правильными. Выполненное задание студент загружает на сервер, преподаватель проверяет его и либо оценивает, либо отправляет на доработку, комментирует и делает выводы об эффективности проведённого обучения. 

Через систему Moodle администрация колледжа осуществляет управление, мониторинг и контроль за деятельностью студентов, педагогов, решает возникающие проблемы, которые у них возникают. Статистика образовательного портала показывает, что ежедневно его посещают до 100 педагогов и до 1000 студентов. Проводятся видеоконференции, заседания ЦК, где обсуждаются текущие вопросы организации учебно-воспитательного процесса.   

Для успешной реализации дистанционного обучения в ККАТ используются  и другие информационные системы и платформы: Cisco Webex Meetings, OutlookExpress, ОBS-студия, WhatsApp. Через программу Cisco Webex Meetings в режиме онлайн проходят консультации, совещания, советы. Так, в марте был организован педагогический совет, в апреле – научно-методический совет, а также советы классных руководителей, родительские конференции. Преимущества данной программы в том, что участников может быть до 100 человек и время совещания не ограничено.

Методической службой проведены дистанционные конкурсы среди педагогов «Лучшая разработка открытого урока», «Лучшая разработка воспитательного мероприятия», «Лучшее учебно-методическое пособие», «Лучшая статья» с целью исследования, изучения, обобщения и распространения положительного педагогического опыта. По итогам конкурсов победителям были направлены грамоты в электронном варианте с помощью программы OutlookExpress.

10 преподавателей колледжа прошли дистанционные курсы повышения квалификации в Институте дополнительного образования «Даму», где успешно сдали итоговые экзамены и получили сертификаты в электронном виде. В соответствии с методическими рекомендациями МОН РК по организации учебного процесса с использованием дистанционной образовательной технологии в организациях ТиПО на период пандемии с помощью программы «ОBS-студия» педагоги создают видеоуроки, которые еженедельно направляются в управление образования и размещаются на сайте.

С помощью облачных технологий и группы в WhatsApp «Коллеги ККАТ» методическая служба доводит до всего педагогического коллектива приказы МОН РК и управления образования; материалы для обобщения передового педагогического опыта и прохождения аттестации по новым правилам присвоения (подтверждения) квалификационных категорий педагогам и многое другое.

Внедрение дистанционного обучения имеет и некоторые сложности: в основном это технические возможности (не все студенты имеют доступ к качественному интернету, компьютеры и т.д.). В данном случае администрация, преподаватели подходят индивидуально к решению проблем. В процессе работы мы убедились, что у педагогов колледжа сформированы такие качества, как инициативность, инновационность, гибкость, динамизм, конструктивность и мобильность. 

Виктория БИБИК,
замдиректора по НМР,
Елена МАЛЫХ,
методист Костанайского колледжа автомобильного транспорта

Реклама

Трогательное суеверие заключается в том, будто благодаря знанию всё большего числа фактов человек приходит к знанию действительности. Сотни разбросанных, не связанных друг с другом фактов вбиваются в головы учеников; их время и энергия заняты заучиванием всё большего и большего числа фактов, так что для мышления остается мало времени и сил. Несомненно, мышление без знания фактов остаётся пустой фикцией; однако одна только «информация» может оказаться таким же препятствием для мышления, как и её отсутствие.

Я никогда не учу своих учеников, я пытаюсь только обеспечить условия, в которых они смогут учиться. Учителю необходимо узнать об интересах ученика, увидеть в нём потенциал и бросить все силы на его развитие. Причём сделать это так, чтобы ребёнок хотел учиться и мог это делать.