Использование телекоммуникаций и сетевых технологий позволяет проводить обучение дистанционно, когда преподаватель и учащийся разделены значительным расстоянием. А с введением в стране чрезвычайного положения проблема осуществления дистанционного обучения для всех организаций образования стала особенно актуальной.
Бибик В.В
Малых Е.А.
На наш взгляд, наиболее перспективной и универсальной системой, разработанной специально для дистанционного обучения, является свободно распространяемая платформа Moodle. Она предоставляет широкий спектр возможностей для полноценной поддержки процесса обучения, предлагает разнообразные способы представления учебного материала, проверки знаний и контроля успеваемости.
Отличительной особенностью дистанционного обучения в системе Moodle является интерактивность, что создаёт комфортную образовательную среду для преподавателя и студентов. Для этого используются различные форумы и чаты, где студенты и преподаватели обмениваются сообщениями. Каждый дистанционный курс в системе Moodle максимально стимулирует интерактивное взаимодействие между студентами и преподавателями, между самими студентами, а также между студентами и учебным материалом для повышения качества обучения и мотивации.
Система Moodle хорошо известна в учебных заведениях разных стран. Костанайский колледж автомобильного транспорта активно работает с этой системой с 2009 года. На сегодняшний день в системе Moodle колледжа создана огромная база электронных учебно-методических комплексов по всем дисциплинам. Все эти комплексы содержат рабочую учебную программу, календарно-тематический план;
тексты лекций или учебное пособие, разработанное преподавателем, с мультимедийным сопровождением занятий; практические задания в виде рабочих тетрадей и задания с возможностью загрузки файлов на сервер; материалы для организации самостоятельных и контрольных работ; контрольно-измерительные средства обучения; методические указания по дисциплине, выполнению курсовых и дипломных работ; экзаменационные материалы; программы практик.
Каждый электронный курс, размещённый в Moodle, реализует круглосуточный доступ студентов и преподавателей к учебному контенту по изучаемым дисциплинам; поддержку общения преподавателя и студента в режимах on-line (чат, видеоконференции) и off-line (форум, отзывы на выполненные задания, обмен сообщениями по внутренней почте Moodle); осуществление текущего и рубежного контроля знаний посредством автоматизированных тестирующих комплексов, проверки и оценки индивидуальных заданий.
Для организации учебного процесса были разработаны таблицы в Google формах: расписание занятий с заданиями, график онлайн-уроков, электронный журнал оценок, график консультаций и совещаний и др. В колледже всегда уделяется большое внимание формированию IT-знаний педагогов. Для этого на протяжении многих лет функционирует «Школа компьютерной грамотности», где педагоги осваивают систему Moodle и знакомятся с её новыми возможностями: как создавать свои учебно-методические материалы, измерители обученности, готовить электронные портфолио, проводить видеоконференции и многое другое. Благодаря такой подготовке переход на дистанционное обучение в колледже был осуществлён безболезненно.
С переходом на дистанционное обучение в связи с чрезвычайным положением возможности Moodle стали использоваться практически на 100%. Каждый преподаватель создал на своём электронном курсе видеоконференцию, на которой общаясь со студентами даёт четкие указания по изучению темы, выполнению домашних и контрольных заданий, описывает критерии оценки, используя при этом презентации, видеоуроки, интерактивные плакаты, веб-сайты и многое другое. Благодаря проведению онлайн-занятий сохраняется возможность живого общения между преподавателем и студентами. В день в колледже проводится до 60 онлайн-уроков. Вместе с этим, методическая служба колледжа осуществляет постоянный контроль, анализирует качество проведения онлайн-занятий.
Одним из наиболее сложных методических моментов дистанционного обучения является осуществление контроля знаний. Наиболее распространёнными формами контроля являются тесты, задания, упражнения, рефераты, конспекты и т.д. Оценка знаний в дистанционном обучении наиболее эффективна при помощи модульно-рейтинговой системы, которая позволяет более объективно оценивать знания учащихся, стимулирует их к самостоятельному поиску материалов. В организации модульно-рейтинговой системы оценки каждый педагог доводит до студентов градации оценок, сроки сдачи работ, перевод баллов в итоговую оценку. Каждый студент имеет открытый доступ для просмотра журнала оценок.
Одной из самых распространённых форм контроля знаний является тестирование. В системе Moodle быстро и легко можно получить результаты студентов. После прохождения теста студент получает свой результат, возможность просмотреть свои ответы и сравнить их с правильными. Выполненное задание студент загружает на сервер, преподаватель проверяет его и либо оценивает, либо отправляет на доработку, комментирует и делает выводы об эффективности проведённого обучения.
Через систему Moodle администрация колледжа осуществляет управление, мониторинг и контроль за деятельностью студентов, педагогов, решает возникающие проблемы, которые у них возникают. Статистика образовательного портала показывает, что ежедневно его посещают до 100 педагогов и до 1000 студентов. Проводятся видеоконференции, заседания ЦК, где обсуждаются текущие вопросы организации учебно-воспитательного процесса.
Для успешной реализации дистанционного обучения в ККАТ используются и другие информационные системы и платформы: Cisco Webex Meetings, OutlookExpress, ОBS-студия, WhatsApp. Через программу Cisco Webex Meetings в режиме онлайн проходят консультации, совещания, советы. Так, в марте был организован педагогический совет, в апреле – научно-методический совет, а также советы классных руководителей, родительские конференции. Преимущества данной программы в том, что участников может быть до 100 человек и время совещания не ограничено.
Методической службой проведены дистанционные конкурсы среди педагогов «Лучшая разработка открытого урока», «Лучшая разработка воспитательного мероприятия», «Лучшее учебно-методическое пособие», «Лучшая статья» с целью исследования, изучения, обобщения и распространения положительного педагогического опыта. По итогам конкурсов победителям были направлены грамоты в электронном варианте с помощью программы OutlookExpress.
10 преподавателей колледжа прошли дистанционные курсы повышения квалификации в Институте дополнительного образования «Даму», где успешно сдали итоговые экзамены и получили сертификаты в электронном виде. В соответствии с методическими рекомендациями МОН РК по организации учебного процесса с использованием дистанционной образовательной технологии в организациях ТиПО на период пандемии с помощью программы «ОBS-студия» педагоги создают видеоуроки, которые еженедельно направляются в управление образования и размещаются на сайте.
С помощью облачных технологий и группы в WhatsApp «Коллеги ККАТ» методическая служба доводит до всего педагогического коллектива приказы МОН РК и управления образования; материалы для обобщения передового педагогического опыта и прохождения аттестации по новым правилам присвоения (подтверждения) квалификационных категорий педагогам и многое другое.
Внедрение дистанционного обучения имеет и некоторые сложности: в основном это технические возможности (не все студенты имеют доступ к качественному интернету, компьютеры и т.д.). В данном случае администрация, преподаватели подходят индивидуально к решению проблем. В процессе работы мы убедились, что у педагогов колледжа сформированы такие качества, как инициативность, инновационность, гибкость, динамизм, конструктивность и мобильность.
Виктория БИБИК,
замдиректора по НМР,
Елена МАЛЫХ,
методист Костанайского колледжа автомобильного транспорта
Я спросил у посла Японии, каким образом его страна сумела так быстро достичь высокой степени развития, стала играть в мире столь важную роль? Мне очень понравился ответ посла: «Японцы верили, что единственный способ поднять страну – это дать своим детям лучшее образование, чем они имели сами, самым важным для них было уйти от своего положения крестьян и получить образование. Поэтому в семьях огромные усилия прикладывались к тому, чтобы поощрять детей хорошо учиться в школе, чтобы они могли чего-то достичь. Из-за этого стремления постоянно чему-то учиться, через систему образования распространялись новые идеи из внешнего мира. Это одна из причин быстрого развития Японии».
Всевозможные разновидности книги как объекта не изменили ни её назначения, ни её синтаксиса за более чем пять веков.
Книга – как ложка, молоток, колесо или ножницы. После того, как они были изобретены, ничего лучшего уже не придумаешь. Вы не сделаете ложку лучше, чем она есть…
В XVI веке венецианскому печатнику Альду Мануцию пришла в голову великая идея сделать книгу карманного формата, которую гораздо легче возить с собой. Насколько я знаю, более эффективного способа перемещения информации так и не было изобретено. Даже компьютер со всеми его гигабайтами должен быть включен в сеть. С книгой таких проблем нет. Повторяю: книга – как колесо.