В рамках проекта «Новое гуманитарное знание. 100 новых учебников на казахском языке» библиотекой Костанайского инженерно-экономического университета им. М.Дулатова получены 54 новых учебника.
Проект является одним из направлений программы модернизации общественного сознания «Рухани жаңғыру», реализуемой общественным фондом «Национальное бюро переводов» по заказу министерства образования и науки Республики Казахстан.
В читальном зале библиотеки КИнЭУ им. М.Дулатова в абсолютно свободном доступе появились лучшие пособия по религиоведению, социальной психологии, антропологии, менеджменту и многим другим дисциплинам. Прочитать их на государственном языке – это по-настоящему уникальная возможность. Предметники не первый год изучают эти учебники. С 2018 года они внедряются в учебный процесс. Отличительная особенность этих книг –практическая направленность. Например, в учебниках по экономике студентам даётся мало теории, зато много практики. Поэтому они будут интересны всем читателям.
- Надеемся, что внедрение в образовательную программу новых учебников, изданных за три года, внесёт ощутимый вклад в развитие потенциала нашего вуза, - говорит проректор по академическому развитию Гульнар Дюзельбаева. – Новые учебники охватывают широкий круг знаний в области всемирной истории, теории литературы, международного права, педагогики, интернет-психологии, стратегического менеджмента, маркетинга, медиа- и деловых коммуникаций, дипломатии и искусствоведения.
В частности, учебник «Панорама: всемирная история» в двух томах от издательства McGrawHill представляет масштабный обзор развития человечества. Методика изложения материала даёт широкое представление об историческом процессе.
Серия книг «Теория литературы», состоящая из введения и четырёх томов антологии, расширяет представление о литературе, связывая её с другими областями знаний. Раскрываются понятия формализма, структурализма, постструктурализма, феноменологии и психоанализа в литературе.
Двухтомник «Международное право» Малкольма Шо, авторитетного юриста и известного учёного, является одной из лучших книг, посвящённых этой отрасли. В учебнике рассматриваются различные аспекты международного права, сравниваются правовые системы и практики разных стран.
В числе учебников, необходимых для подготовки учителей нового поколения представлены такие книги, как «Теория обучения: горизонты образования», «Переосмысление педагогики для цифровой эпохи: дизайн обучения в XXI веке», а также книга «Интернет-психология», изданная Кембриджским университетом, которая будет интересна широкому кругу читателей.
С целью расширения серии учебников в области экономики и предпринимательства были переведены работы ряда известных специалистов этой области знаний. Это «Основы стратегического управления» группы авторов во главе с Джоном Гэмблом, «Введение в HR-менеджмент» Ника Уилтона, «Организационное поведение» Стивена Робинса, «Международный бизнес: конкуренция на глобальном рынке» Чарльза Хилла, «Международное бизнес-право и законодательная среда2 Ларри Ди Маттео. В этом ряду особо выделяется учебник основателя теории современного маркетинга Филипа Котлера «Принципы маркетинга» (17 издание). И здесь хочется отметить, что не только ППС университета, но и преподаватели колледжа предпринимательства КИнЭУ с удовольствием используют эти учебники на занятиях.
Заместитель директора колледжа С.Жолдыбаева отметила:
- Книги имеют очень широкую аудиторию. У каждой есть свои цели и задачи. Ими могут пользоваться не только студенты, учащиеся, но и подростки, работающие люди, люди старшего поколения. Например, в книге «Предпринимательство» поднимаются такие аспекты, как передача бизнеса по наследству. В советской практике было мало таких случаев, и они не были описаны в советской литературе, тогда как в США бизнесмены очень опытны в этом вопросе. Поэтому эти знания будут полезны студентам, молодым предпринимателям и не только. Кроме того, в этой книге рассказывается, как найти свою бизнес-идею и даже какой образ жизни нужно поддерживать бизнесмену.
Отдельного внимания также заслуживает «История искусств» Эрнста Гомбриха (16 издание). Этот учебник известен как один из основных в области искусствоведения, он охватывает все этапы развития мирового искусства, начиная от наскальных рисунков до современности. Также переведены монографии отдельных авторов, которые оказали заметное влияние на развитие гуманитарной науки. В их числе такие труды, как «Семиосфера» Юрия Лотмана, «Язык как инстинкт» Стивена Пинкера, «Ориентализм» Эдварда Саида.
Все эти известные работы были переведены на десятки языков мира и способствовали развитию мирового гуманитарного образования. Перевод и издание этих книг на казахском языке представляет собой значительный вклад в развитие казахстанского высшего образования и укрепление науки, а также имеет большое значение для развития казахского языка. Электронные версии данных учебников можно найти на портале 100 кітар.kz. Так что все желающие могут воспользоваться ими в свободном доступе.
В библиотеке состоялась презентация новых учебников спецпроекта «Новое гуманитарное знание. 100 новых учебников на казахском языке», в читальном зале библиотеки оформлена книжно-иллюстрированная выставка «100 новых учебников – веление времени». Практически во всех группах провели презентацию новых учебников.
По инициативе декана экономического факультета КИнЭУ им. М.Дулатова Т.Остряниной оформлен методический уголок, в котором подчёркнута особая роль проекта в деле просвещения молодого поколения. Кроме того, она отметила, что книги такого уровня, бесспорно, способствуют модернизации общественного сознания, а проект «Новое гуманитарное знание. 100 новых книг на казахском языке» будет повышать уровень подготовки отечественных кадров и утверждать в казахстанском обществе духовные ценности.
Уркия РЫЩАНОВА,
Почётный деятель культуры РК, заведующая библиотекой КИнЭУ им. М. Дулатова
Не тот учитель, кто получает воспитание и образование учителя, а тот, у кого есть внутренняя уверенность в том, что он есть, должен быть и не может быть иным. Эта уверенность встречается редко и может быть доказана только жертвами, которые человек приносит своему призванию.
Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, он будет лучше того учителя, который прочёл все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он совершенный учитель.