Дистанционному формату работы пришлось учиться всем организациям образования. Но сложнее всего оказалось тем педагогам, чья работа предполагает частое и активное взаимодействие с учащимися. Это, как правило, творческая деятельность. Самое творческое отделение Костанайского строительного колледжа – архитектуры и дизайна – не только приспособилось к новым условиям, но и добилось новых успехов.
В уже завершающемся учебном году, конечно, было немного нервно: то красная зона, то зелёная, то всем выйти «из сумрака», то снова по домам… Студенты и преподаватели отделения архитектуры и дизайна много работают над различными проектами, которые требуют мастерских, специального оборудования, требуют личных контактов… Разумеется, приходилось ломать привычные схемы, находить приемлемые способы действий. И они находились. Креатива педагогам этого отделения не занимать.
- Год для нас не был закрытым. Мы работали как всегда ярко, творчески, плодотворно, – говорит заведующая отделением архитектуры и дизайна КСК Гульсара Шартакбаева. – Участвовали в конкурсах, семинарах, организовывали мастер-классы и выставки. В частности, в самом колледже были размещены персональные выставки наших преподавателей Лианы Бадажковой, Дархана Жунуса и Александра Захарченкова. Лиана Бадажкова, Дархан Жунус и Данияр Бурбаев лицензировали своё методическое пособие по основам рисунка и живописи. Преподаватель Татьяна Ловягина получила свидетельство книжной палаты на свою работу по архитектурному проектированию. Таких методических работ вообще крайне мало, они просто как воздух нужны студентам для выполнения курсовых и дипломных проектов. Все поставленные задачи нами выполнены. Впереди выпуск студентов, и мы уже предвкушаем интереснейшие дипломные проекты. Кстати, уже сейчас на следующий учебный год для старшекурсников запланированы проекты дизайна библиотеки и музеев для школ Карасуского района. Наши студенты востребованы в такой мере, что ещё до окончания колледжа сотрудничают с работодателями, их курсовые и дипломные проекты воплощаются в жизнь и в городе, и вне его. А те, кто хочет получить высшее образование, успешно поступают в престижные вузы Казахстана, России, Европы.
Дипломные работы студенты выпускного курса готовят под руководством преподавателя архитектурного проектирования Татьяны Ловягиной. И, как не раз отмечалось коллегами из других колледжей и вузов, эти проекты отличаются очень высоким уровнем, их даже сравнивают с магистерскими.
Студенческие живописные копии известных полотен неспециалисту порой трудно отличить от оригинала
- Несмотря на дистанционное обучение мы с ребятами занимались не только проектированием в рамках учебной программы, но и научной работой, - рассказывает Татьяна Владимировна. – С этими научными проектами успешно, с хорошими результатами участвуем в разных конкурсах, выходя далеко за пределы Казахстана. Конечно, их авторы – студенты 3-4 курсов уже уверены в своей будущей профессии архитекторов, наверняка мы скоро услышим их имена. Мне это приятно как преподавателю и, конечно, служит для рейтинга колледжа. При подготовке к дипломному проектированию темы часто выходят за те пределы, которые подобают колледжу: не просто жилые дома, а комплексы, не просто общественные здания, а целые торговые, развлекательные, спортивные центры, клиники и многое другое. Замечу, что наши ребята умеют делать то, что не делают в проектных организациях. К примеру, 3D-визуализацию, чертежи, макеты. Сейчас много новых технологий, новых материалов, которые наши будущие проектировщики стараются применить. Мы выполняем много проектов, которые используются в городских объектах: наши разработки есть на набережной, в оформлении фасадов жилых домов, их претворяют в жизнь наши социальные партнёры, чтобы улучшить, осовременить то архитектурное пространство, которое нас окружает.
Преподаватель спецдисциплин Ирина Иманова добавляет:
- На удалённой работе нам, конечно, в этом учебном году было непросто. Но при этом студенты выполняют много хорошей работы, интересных проектов. Самый серьёзный проект мы сделали для колледжа автомобильного транспорта, разрабатывая интерьеры студенческого общежития. Над этим работали преподаватели Айнур Жаинбаева, Айгерим Садыкова, я и талантливые студенты специальности «архитектура». Это был дизайн холла, столовой-кафетерия и жилых комнат. И хочу отметить, что студенты показали очень хорошие результаты, несмотря на то, что сроки были очень сжатыми. Сейчас будущие дизайнеры 3 курса в рамках производственной практики заканчивают проект для школы №1 г. Тобыла по оформлению музея.
Своё профессиональное мастерство студенты строительного колледжа ежегодно с успехом демонстрируют на чемпионате WorldSkills, как регионального, так и республиканского, международного уровня. Будущие архитекторы и дизайнеры второй раз реализуют свои способности в компетенции «Визуальный мерчендайзинг. Витринистика», площадка которой была в прошлом году впервые открыта в КСК.
Эти витрины - работы участников чемпионата WorldSkills
- В этом году на нашей площадке было уже больше участников, и задания стали сложнее, интереснее, – отмечает преподаватель спецдисциплин Айнур Жаинбаева. – Участвовали Костанайский высший экономический колледж, Рудненский колледж технологии и сервиса и наш строительный колледж. В числе независимых экспертов были те специалисты, которые непосредственно занимаются мерчендайзингом, дизайнеры. Задания были рассчитаны на три конкурсных дня, ребята выполняли пять модулей – от изготовления реквизита до выкладки товара и завершения экспозиции витрины. Очень радуют результаты наших студенток: Полина Ли заняла 1 место, а Валерия Косак 3 место. Эта компетенция входит в республиканский чемпионат, поэтому Полина Ли в ноябре примет в нём участие и, надеюсь, достойно представит нашу область.
Во время чемпионата «WorldSkills Kostanay-2021» впервые был проведён демонстрационный конкурс по гончарному делу. Этому искусству с начала учебного года студентов начал обучать Данияр Бурбаев.
- Компетенции по гончарному делу пока нет, но мы решили показать наши возможности, чтобы на следующий год собрать необходимые документы и ввести это направление в региональный чемпионат, - поясняет Данияр Серикович. – Надо отметить, что в рамках национального чемпионата WorldSkills эта компетенция пока тоже не представлена, так что наши участники получат возможность сразу попасть на международный чемпионат.
У студентов масса возможностей творить, выдумывать и пробовать под началом преподавателей, которые не просто обучают их рисунку, живописи, скульптуре, декоративно-прикладному искусству, но и подают личный пример.
Преподаватель Татьяна Карева раскрывает студентам секреты создания декоративных панно из специально подготовленных цветов
- В этом году у нас состоялись две большие выставки творческих работ преподавателей отделения: одна в библиотеке им. Л.Толстого, вторая в областной картинной галерее, - рассказывает преподаватель Лиана Бадажкова. – В галерее нам впервые предложили выставиться, и это ново не только для нашего колледжа, но и для колледжей области вообще. Кроме того, персональные выставки преподавателей проходили в самом колледже. Техники самые разные: живопись акварелью, маслом, графика, витраж и флюид-арт – новое направление интерьерной живописи. Выставочная деятельность очень важна и для нас, преподавателей, для развития, творческого самовыражения, и для наших студентов, чтобы они увидели мастерство своих наставников, могли опираться на наш опыт. В этом есть ещё момент профориентации: наша творческая деятельность может стать интересной для потенциальных абитуриентов. Студенты второго курса также работали над творческим проектом, который стал уже традиционным в нашем колледже, – ребята писали маслом копии картин известных художников. Сейчас эти работы также представлены на выставке.
Судя по обилию творческих проектов, Костанайскому строительному колледжу пора обзавестись собственной галереей, чтобы все желающие могли прийти и посмотреть уникальные, необычные, новаторские работы студентов и преподавателей. Ведь их с каждым годом становится всё больше.
Точная копия казахского театра драмы им. И.Омарова теперь украсит его музей
- Работы наших студентов есть в костанайских школах, где они служат для оформления учебных классов. Многие из идей ребят воплощены в самом колледже, - говорит преподаватель Светлана Щербина. – Например, одним из творческих заданий у студентов было выполнение арт-объектов. Теперь оригинально оформленные зеркала и настенные часы украшают кабинеты. Для музея казахского театра драмы им. И.Омарова наши студенты сделали замечательный макет здания театра. А самым трогательным моментом стал визит студентов 3-4 курса вместе с преподавателем в детский интернат. Эта встреча произвела большое впечатление на ребят, потому что они впервые увидели, как живут дети с серьёзными проблемами здоровья, от которых отказались родители. Но и сами воспитанники интерната были очень рады гостям, им не хватает общения и ярких красок жизни. А наши студенты принесли им в подарок большие картины для украшения комнат, созданные в проекте графического дизайна «Алиса в стране чудес», и макеты жилых домов с интерьерами: все дети любят кукольные домики, и такие макеты им, конечно же, очень интересно рассматривать.
Самое интересное, что студенты отделения архитектуры и дизайна помимо основной учёбы и творческой деятельности успевают вести активную общественную жизнь.
- В моей группе третьекурсников особенно много спортсменов, активистов, волонтёров, – делится куратор группы, преподаватель русского языка Анар Мырзахмет. – Ребята успевают всё, несмотря на насыщенную учебную программу. Именно эта группа уже не первый раз признаётся лучшей в рейтинге колледжа.
Это говорит о том, что ни карантин, ни ограничения, ни удалёнка не могут помешать студентам и преподавателям делать свою работу красиво, вдохновенно, успешно, когда для этого есть светлые головы и умелые руки.
Светлана ОФИЦЕРОВА
Не тот учитель, кто получает воспитание и образование учителя, а тот, у кого есть внутренняя уверенность в том, что он есть, должен быть и не может быть иным. Эта уверенность встречается редко и может быть доказана только жертвами, которые человек приносит своему призванию.
Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, он будет лучше того учителя, который прочёл все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он совершенный учитель.