Условия формирования поликультурной личности

Выпуск - №44 (541)   :   09.11.2022
357

Поликультурное образование в Республике Казахстан на сегодняшний момент является одним из главных направлений в системе образования. Именно образование является важнейшим этапом в процессе формирования и развития поликультурной личности, этапом, когда осознанно формируются основные ценности и жизненные принципы. 

Трёхъязычие – это веление времени, оно помогает людям расширять свои знания, навыки, и развивать взаимопонимание между людьми, а степень владения языками – один из его основных критериев. Знание нескольких языков, по существу, открывает окно в большой глобальный мир с его колоссальным потоком информации и инноваций. Министр просвещения Асхат Аймагамбетов считает, что реализация трёхъязычия в образовании должна идти поэтапно. В 1 и 2 классах дети изучают родной язык, а с 3 класса внедряется преподавание иностранного языка. 

В колледже «Зерек» также реализуется программа трёхъязычия. Для студентов специальности «Начальное образование» разработан базовый модуль «Применение профессиональной лексики в профессиональной деятельности», в который входят дисциплины «Делопроизводство на государственном языке», «Профессиональный иностранный язык», «Профессиональный казахский язык», организованы предметные кружки для всех студентов «Сөз мергені» (казахский язык), «Юный оратор» (русский язык), «English Club» (английский язык), при разработке поурочных планов учтен компонент трёхъязычия. В план работы по воспитательному направлению включены мероприятия по реализации программы «Рухани жангыру». Проводятся общественные, воспитательные и спортивные мероприятия, направленные на формирование поликультурной личности.

По направлению научно-методической работы был проведён областной круглый стол «Современные языковые тенденции в образовании: мастерская опыта», посвященный 150-летию со дня рождения Ахмета Байтурсынова. Своим опытом поделились более 30 педагогов Костанайской области. В ходе работы круглого стола рассмотрены проблемы сопряженности языков, эффективные и жизнеспособные программы в области языков по консолидации общества в формировании казахстанского патриотизма и гражданской активности, популяризованы идеи полиязычного общества, пути сохранения самобытности этносов, проживающих в Казахстане, меры повышения духовно-образовательного и интеллектуально-культурного потенциала подрастающего поколения в формировании казахстанского патриотизма и гражданской активности.

Нарзангуль НУРГАЛИЕВА, 
замдиректора по НМР колледжа «Зерек», г. Костанай

Реклама

Трогательное суеверие заключается в том, будто благодаря знанию всё большего числа фактов человек приходит к знанию действительности. Сотни разбросанных, не связанных друг с другом фактов вбиваются в головы учеников; их время и энергия заняты заучиванием всё большего и большего числа фактов, так что для мышления остается мало времени и сил. Несомненно, мышление без знания фактов остаётся пустой фикцией; однако одна только «информация» может оказаться таким же препятствием для мышления, как и её отсутствие.

Я никогда не учу своих учеников, я пытаюсь только обеспечить условия, в которых они смогут учиться. Учителю необходимо узнать об интересах ученика, увидеть в нём потенциал и бросить все силы на его развитие. Причём сделать это так, чтобы ребёнок хотел учиться и мог это делать.