Одним из ключевых индикаторов качества технического и профессионального образования является результативность участия студентов колледжей в чемпионатах WorldSkills, ведь данный конкурс рабочих профессий показывает уровень подготовленности будущих специалистов к эффективной трудовой деятельности.
Несомненно, чемпионат WorldSkills помогает будущим специалистам развивать способность к быстрой адаптации на рабочем месте, овладеть общими и профессиональными компетенциями, а также выработать устойчивую мотивацию к успешной профессиональной деятельности. Те студенты, которые нацелены на участие в таких конкурсах, заранее мотивированы к тому, чтобы в дальнейшем развиваться, продолжить профессиональное образование, найти хорошую работу и стать высококвалифицированным специалистом.
Профессионализм всегда был и остаётся одним из основополагающих преимуществ специалистов любой отрасли. С каждым годом в связи с технологическим развитием производств растёт необходимость именно в высококомпетентных специалистах. Сегодня получить нужную для разных отраслей рабочую специальность очень престижно. Современные производства ждут высококвалифицированных молодых специалистов, готовых каждый день мастерски выполнять своё дело, стараться в каждой мелочи демонстрировать профессионализм. Такая работа вызывает уважение и сейчас, и в будущем.
Профессионализм в современном контексте складывается не только из узких профессиональных навыков (hard skills ), приобретаемых в процессе обучения, но и универсальных гибких навыков (soft skills) – личных качеств и компетенций, необходимых человеку по жизни. Современный человек должен уметь учиться в течение всей жизни, переучиваться, менять профессию и сферу деятельности, превратить хобби в профессиональную деятельность и т.д.
Поэтому чемпионат WorldSkills нацелен на выявление будущих специалистов, владеющих не только конкретными профессиональными навыками, но и универсальными гибкими навыками. Какими же «мягкими навыками» должны владеть участники чемпионата рабочих профессий? Они должны владеть такими личными качествами и компетенциями, как коммуникабельность, умение менять роли, управление позиционированием, умение работать в команде, тайм- и стресс-менеджмент, саморефлексия, адаптивность к изменениям, эмоциональный интеллект, критическое и креативное мышление, бережливое производство (lean-менеджмент). Именно эти универсальные навыки включены в стандарты WorldSkills, ставшие уже и стандартами подготовки будущих специалистов.
В конце мая закончился очередной региональный чемпионат WorldSkills Kostanay-2022. Костанайский политехнический высший колледж был представлен командой из 22 участников по 13 компетенциям. Студенты высшего колледжа, а это будущие пекари и кондитеры, электромонтажники и лаборанты по оценке качества зерна, программисты, графические дизайнеры и бухгалтеры, в течение двух недель боролись за право быть признанными лучшими, демонстрируя не только профессиональные навыки, но и волю к победе, целеустремлённость и ответственность.
Интересно, что это состязание называется чемпионатом профессионального мастерства, хотя в нём участвуют студенты и молодые специалисты, которым по логике вещей должно быть далеко до мастерства. Но, вопреки всякой логике, на рабочих площадках компетенций шло нешуточное состязание именно молодых профессионалов. Задания состязаний как всегда были очень сложны и требовали от участников владения не только конкретными профессиональными навыками, приобретаемыми в колледже, но и универсальными гибкими качествами и компетенциями. Например, умением управлять временем и эмоциями, строить отношения с разными людьми, решать проблемы, прогнозировать и презентовать свою работу.
По итогам регионального чемпионата команда высшего колледжа завоевала 7 золотых, 3 серебряные, 1 бронзовую медали и 1 медальон. Среди победителей регионального чемпионата наши студенты: Сергей Мурзак («Веб-технологии»), Андрей Сливаев («Электромонтаж»), Роман Ткаченко («Графический дизайн»), Юрий Прокуратов («Кондитерское дело»), Ботагоз Бекишова («Пекарское дело»), Никита Ленский («Определение качества зерна и продуктов его переработки»), Александра Фельдман («Бухгалтерский учёт»). Серебряных медалей удостоены София Силадий и Оксана Швебель («Мобильная робототехника»), Болат Айсаринов («Определение качества зерна и продуктов его переработки»), Темирхан Тайаныш («Бухгалтерский учёт»). Обладателями бронзовой медали и медальона стали Алишер Болтай, Евгений Ермолин («Мобильная робототехника») и Александр Бездетный, Сергей Каплаух в этой же компетенции.
Для колледжа это показатель качественной подготовки будущих специалистов, подтверждение высокого уровня профессиональной компетентности педагогов, а для студентов – своего рода трамплин к успеху в будущей профессиональной деятельности.
Кусаин КАТКЕНОВ,
кандидат педагогических наук, директор Костанайского политехнического высшего колледжа
Не тот учитель, кто получает воспитание и образование учителя, а тот, у кого есть внутренняя уверенность в том, что он есть, должен быть и не может быть иным. Эта уверенность встречается редко и может быть доказана только жертвами, которые человек приносит своему призванию.
Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, он будет лучше того учителя, который прочёл все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он совершенный учитель.