«Жас ғалым.kst»: симбиоз науки и предпринимательства

Выпуск - №21(468)   :   30.05.2021
266

В соответствии с Посланием Президента РК Касыма-Жомарта Токаева «Конструктивный общественный диалог – основа стабильности и процветания Казахстана», в котором уделяется особое внимания науке, и с целью выполнения задач Государственной программы развития образования и науки Республики Казахстан на 2020-2025 годы в Костанайской области реализуется проект «Жас ғалым.kst», цель которого – поддержка юных учёных, разработка и практическая реализация наиболее актуальных научных тенденций.



Проект «Жас ғалым.kst» включает в себя семь основных мероприятий, которые позволяют охватить наибольшую категорию участников с целью стимулирования научно-исследовательских инициатив молодых учёных, ориентированных на улучшение социально-экономического благосостояния общества. Создание условий востребованности научных инициатив со стороны индустрии и бизнеса станут важным элементом данного проекта.
С этой целью в знаменательный день для науки и научных работников – 12 апреля состоялась диалоговая площадка «К успеху через инновации и партнёрство». Участниками диалоговой площадки стали победители конкурсов научных и стартап-проектов, директор школы информационных технологий «Озат» Рамазан Раисов, руководитель службы GR ТОО «СарыаркаАвтопром» Ерлан Тулетаев. Участники ознакомились с актуальными научными тенденциями и потребностями регионального бизнеса.
Стоит отметить, что костанйские студенты следуют велениям времени и представляют востребованные инициативы. К примеру, победитель областного конкурса стартап- и бизнес-проектов среди колледжей Костанайской области, студент Житикаринского политехнического колледжа Иван Базаркин разработал авторский сервис «Baılanys» для организации видеоконференций. Несомненно, подобные проекты найдут своего потребителя и будут реализованы.
Мы надеемся, что диалоговая площадка «К успеху через инновации и партнёрство» станет отправной точкой в дальнейшем установлении симбиоза юных учёных, которые делают свои первые шаги в науке, и предпринимательства, нуждающегося в научных инициативах. Только подобное сотрудничество науки и бизнеса может дать результат, при котором идея превратится в востребованную технологию или продукт. Это должны понимать молодые таланты, которые только начинают свой путь в науке.



Ежегодно методический кабинет технического и профессионального образования Управления образования акимата Костанайской области организует региональные научно-практические конференции «Декабрьские чтения» и «Жас ғалым», которые позволяют представлять лучшие научные идеи студентов, раскрывающих перспективные направления научно-практических поисков для решения актуальных проблем современного общества. Стоит отметить, что заинтересованность молодёжи в научно-технической и инновационной деятельности с каждым годом только растёт.
Кроме этого, лучшие проекты студентов организаций технического и профессионального, послесреднего образования 31 марта были представлены на областном конкурсе старптап- и бизнес-проектов среди обучающихся колледжей. Такие проекты, как «Экотренд: биоразлагаемая посуда», «Разработка и сборка станка с числовым программным управлением из мехатронных модулей» и другие, предоставляют возможность реализовать студентам идеи на практике и получить бесценный опыт предпринимательской активности. Формирование умения принимать осознанные решения, оценивать риски, брать на себя ответственность и другие ключевые компетенции, необходимых для предпринимателя, станут значимым результатом для будущих специалистов.
Казахстан вступил в индустриально-инновационную фазу развития экономики, что характеризуется адаптацией сферы науки к современным экономическим условиям, выставка социально-научных инициатив раскрывает возможности развития и поддержки инновационного научно-исследовательского потенциала юных дарований. В октябре этого года планируется проведение областного фестиваля социально-научных инициатив «Kostanay Project», результатом которой станет создание открытого информационного пространства для демонстрации творческих, проектных, исследовательских работ юных учёных. К слову, у школьников и студентов колледжей есть возможность принять участие в фестивале и подать заявку на участие.
Применение и освоение новаторских средств и методов обучения неизменно требует внедрения современного школьного лабораторного и демонстрационного оборудования для их разработок. Каждая идея требует доскональной и тщательной проверки, хорошей доказательной базы, а это возможно только после проведения экспериментов на специальном оборудовании в опытно-экспериментальных и научно-творческих лабораториях. 
С этой целью запланировано и уже началось оснащение кабинетов химии, физики, открытие научно-творческих лабораторий, востребованных и актуальных направлений: «Робототехника», «MakerSpace» в организации образования, которая на протяжении многих лет выпускает победителей республиканских и престижных международных научных и интеллектуальных соревнований – лицее-интернате «Білім-Инновация» для одарённых детей. Лицей уже получил одну из запланированных STEM-лабораторию, что поможет в подготовке и реализации новых научно-исследовательских и творческих идей учеников и педагогов.
Отметим, что развитие исследовательских компетенций, экспериментальных навыков школьников, усовершенствование ИКТ-компетенций обучающихся и педагогов являются основными направлениями деятельности работы с одаренными школьниками. В настоящее время в странах, занимающих лидирующие позиции в мире, наблюдается всё более интенсивное внедрение IT-изобретений, разработанных молодёжью. Стремительное развитие научных знаний в IT-направлениях требуют новых подходов в исследовательской деятельности. Для реализации этой задачи запланирован уникальный проект для нашей области «Летняя академия «Озат». Интенсивное обучение школьников через практику и прикладные исследования на базе специализированной школы-лицея-интерната информационных технологий «Озат» позволит учащимся получать новые знания и развивать свои способности. 
Школа «Озат» - единственная организация образования в Костанайской области, чья образовательная деятельность направлена на повышение уровня знаний в области IT-знаний. В Летней академии смогут принять участие мотивированные учащиеся из городских и сельских школ. Кроме того, уже налажено сотрудничество с приграничными областями Российской Федерации: заключен меморандум о взаимодействии с Курганской областью. 
В целом проект «Жас ғалым.kst» позволит привлекать молодёжь в научно-техническую и инновационную деятельность, способствующую улучшению благосостояния общества, развивать предпринимательские навыки.
Независимо от того, где рождаются идеи изобретательства: будь то школа или инженерная лаборатория, инновации — это процесс, который начинается с идеи и может привести к тенденциям, стимулирующим экономическое развитие страны.

Методический кабинет технического 
и профессионального образования 
управления образования 
акимата Костанайской области

Реклама

Учитель – это светоч нации. Ежедневным кропотливым трудом каждый из вас вносит неоценимый вклад в развитие страны. Вы сеете семена знаний в молодые сердца и растите мыслящую нацию. Ибрай Алтынсарин говорил: «Превыше всего я ценю хорошего учителя». Педагог – ключевая фигура в построении будущего страны, поэтому ему должно быть отведено достойное место в обществе.

Я спросил у посла Японии, каким образом его страна сумела так быстро достичь высокой степени развития, стала играть в мире столь важную роль? Мне очень понравился ответ посла: «Японцы верили, что единственный способ поднять страну – это дать своим детям лучшее образование, чем они имели сами, самым важным для них было уйти от своего положения крестьян и получить образование. Поэтому в семьях огромные усилия прикладывались к тому, чтобы поощрять детей хорошо учиться в школе, чтобы они могли чего-то достичь. Из-за этого стремления постоянно чему-то учиться, через систему образования распространялись новые идеи из внешнего мира. Это одна из причин быстрого развития Японии».