98 процентов детей любят школу

Выпуск - №000(000)   :   14.08.2021
200

Такой прекрасный показатель достигается слиянием профессионализма, творческого поиска и искренней любви к детям. Такое возможно в любой школе, но получается не у всех.

Трудно детям любить школу, в которой переполненные классы, нет возможности оставаться на дополнительные занятия по увлечениям, потому что поджимает вторая смена и не хватает помещений. Трудно учителям увлечь детей школьной жизнью и учёбой, найти подход к каждому, потому что планы, отчёты, , мониторинги, рейтинги… И всё надо быстро. 

В министерстве образования и науки РК не раз называли главные проблемные точки образования: нехватка ученических мест, трёхсменное обучение, что порождает перезагруженность школ. По прогнозам МОН, к 2025 году дефицит ученических мест составит 474 тысяч единиц. В этой связи в последние годы по всей стране новый импульс развития получили частные школы. Как отметила вице-министр образования и науки РК Бибигуль Асылова, бурное строительство частных школ стало возможным благодаря приходу в эту сферу бизнес-партнёров и подчеркнула, что без строительства частных школ с участием бизнеса имеющиеся проблемы не решить. Так, в 2019 году в стране было открыто 70 школ за счёт государственно-частного партнёрства, создано 20 тысяч ученических мест. На конец минувшего учебного года в Казахстане насчитывалось более 180 частных школ.

В Костанае на сегодняшний момент готовы к новому учебному году шесть частных организаций образования. Среди них – начальная школа образовательного центра «Ак ерке». Эта школа, созданная известным педагогом и общественным деятелем Еленой Венгерской почти двадцать лет назад, стала первой частной школой в нашем регионе. Разумеется, за эти годы наработан огромный опыт и понимание, что нужно частной школе для успешного развития, какие преимущества она может предложить детям и их родителям, и какие перспективы у образовательного бизнеса. Об этом и беседуем с Еленой Владимировной.

- Что послужило мотивацией для создания частной начальной школы, при том, что в начале 2000-х это было абсолютно новое и неосвоенное направление?
- У меня на тот момент уже года четыре работал детский сад «Ак ерке», где мы успешно внедряли перспективные инновации, интересные, эффективные методики и получали хорошие результаты с детьми. Амбиций расширения «сферы влияния», открытия школы у меня не было. Но родители воспитанников стали говорить о том, что после нашего детсада они хотят продолжения, хотят видеть такую же школу, ориентированную на семью, на детей, беспокоились о том, что в начальных классах некому будет заниматься с ребёнком. И так они потихоньку меня готовили к тому, что необходима частная начальная школа. Посеянные родителями зёрна мыслей и идей привели к тому, что захотелось попробовать себя. Я пошла в ГорОО и узнала, что нужно для открытия школы. Узнала, что нужно помещение, кадры, библиотека. Оказалось, что всё это есть. Мы получили лицензию и начали работать. 

С хорошей отдачей осваивали программу «Step by step». Практиковали родительские уроки, когда каждый из родителей учеников класса проводил для детей занятие по своему увлечению, хобби. Например, кто-то был увлечён творчеством Рериха, и у него были многочисленные альбомы, репродукции, материалы по этой теме. Кто-то занимался резьбой по дереву. Один папа так много знал о космосе, столько принёс работ, что негде даже было всё разместить. Другая мама пела, и вместе с ней пели все. Самое главное, что дети, которые не очень успешно учились или были тихонями в классе, после таких родительских уроков обретали уверенность в себе, родитель поднимал авторитет этого ребёнка. Совместные праздники, чаепития – это, конечно, хорошо. Но когда дети и родители работали вместе, в одной системе, получалось невероятно эффективно. Дети потом долго обсуждали увиденное, многие увлекались этим же. 

У нас продолжается традиция каждую неделю посвящать определённому автору. В течение недели каждый день дети читают стихи, басни, отрывки из рассказов вне школьной программы. Например, неделя Пушкина. И если ребёнок не просто пробубнил, а красиво, с выражением, чувством прочёл на аудиторию стихи – каждый день разные, то за это он получает сертификат на 2 тысячи тенге. Если старался – 1000, 500 тенге. Или шоколадка за желание. Это всё вручается на линейке по итогам недели. Вы бы видели гордость ребёнка, который получил эти две тысячи, когда отец пожал ему руку и сказал: «Спасибо! Это твой первый заработок»! Когда только начинали, было такое, что мамы возмущалась: «Сколько можно? Столько стихов заставляете учить!» А один мальчик сказал так: «Я хочу заработать деньги, чтобы маму отвести в кино!» Другой ребёнок сказал: «Я буду идти домой и куплю продукты». И такая гордость за этих детей! Аж до слёз. Сейчас эти недельные чтения расширяются, педагоги стремятся, чтобы дети больше узнавали об авторах, рассказывали биографию, делали портреты. 

Есть традиция конкурса «Лучше всех», как в одноименной телепрограмме. Есть традиция «Чудо-дневник»: нужно выучить пословицу на русском, казахском, английском (каждую неделю разные), а в конце недели решить логическую задачу. За это ставятся оценки, затем суммируются, а по итогам вручаются призы. Это всё и мотивация к учёбе детей, и нам, педагогам, мотивация искать новые формы работы, привносить в школьную жизнь больше любви и добра, потому что дети это очень тонко чувствуют. 

- О любви. Вы сказали, что в результате тестирования учеников выяснилось: 98 процентов детей любят школу. Как это получилось?
-  Чем мы заслужили такую любовь? А тут всё. И любовь к своему учителю, и к физруку, и к Вадиму Быкову, который ведёт арт-студию, и к пирожкам, которые у нас на завтрак, и к друзьям, с которыми дети проводят все дни. Конечно, такая оценка наших учеников очень греет душу и побуждает работать ещё больше и ещё лучше. Для этого, кстати, я и заказывала исследование, которое проводила группа психологов из Астаны. Эксперты тестировали педагогов, учеников, родителей, меня. Это была большая работа. Потом на собрании всё рассказывалось, объяснялось. Многие родители задумались, увидев своего ребёнка с другой стороны. Я увидела потенциал педагогов. Педагоги увидели для себя новые возможности. В результате были определены направления и методы командной работы, позволяющие строить преподавание и воспитание с большей эффективностью.

Главная наша парадигма – творчество. Конечно, все педагоги работают по обновлённой образовательной программе, все используют новые, современные методики. Но у каждого есть право выбирать способы, приёмы, формы работы с детьми. Это их творческий подход, их опыт, их креатив. Кто-то из педагогов выносит учебники на травку и там с детьми делает уроки. Кто-то любит учить таблицу умножения в спортзале. Я сама разрабатываю и нахожу интересные, эффективные программы и предлагаю их педагогам. У хорошего учителя работает всё. Ограничений в выборе методик нет. Главное достучаться до ребёнка, создать для него комфортную среду обучения и развития. 

Мы каждую неделю тестируем детей и видим воочию результаты по всем предметам: где подтянуть, где поработать над ошибками, где порадоваться успехам. Иной раз результаты тестирования становится открытием для родителей, которые даже не подозревают, как успешно развивается их ребёнок. 

- У начальной школы большая ответственность: это первые впечатления от учёбы, это первое умение работать, приобретать знания. От того, как это будет выстроено, во многом зависит и дальнейшее обучение детей. В чём вы видите здесь преимущество частной начальной школы?  
- Понимающие родители никогда не будут бегать из школы в школу, переводить ребенка из класса в класс. В 6-7 лет ребёнок переживает серьёзный кризис, и у него должен быт учитель, которому он верит, доверяет, который для него становится близким человеком. Наше  преимущество в том, что дети в школе весь день: с восьми утра до семи вечера. Даже если на уроке ребёнок что-то не понял, не успел, всегда есть возможность доучить, договорить. Здесь ребята делают домашние задания, занимаются в секциях дополнительного образования. Они здесь как дома: завтракают, обедают и ужинают, после уроков переодеваются и занимаются тем, что им нравится. Учителя, которые работают с детьми на протяжении всего дня, знают детей от и до, их интересы, проблемы, возможности. Тут и воспитательная работа, и творческое развитие, и коррекция при необходимости: для этого работают логопед, дефектолог, психолог. Для детей есть и музыкальные кружки, и вокал, и арт-студия, и футбол, и скорочтение, и шахматы… Мы учитываем желания каждого. 12-15 секций у нас занимают детей после уроков. Мы активно внедряем такую эффективную методику нейропсихологии, как «Буквограмма» Светланы Шишковой, которая позволяет заниматься с детьми от 4 до 14 лет и давать результаты, когда у ребёнка аутизм, дислексия, дисграфия, синдром дефицита внимания. Это часто встречающиеся проблемы, и именно эта методика позволяет их решать довольно успешно.

- Кстати, с чем вы связываете эту тревожную тенденцию? Многие специалисты обращают внимание на то, что дети в начальной школе плохо говорят, плохо читают, плохо усваивают информацию… Не связано ли это с пресловутыми гаджетами?
- Да это связано и с гаджетами, и с недостатком родительского общения с детьми: совместных чтения, разговоров, игр. В семьях, где всё построено на книгах, таких проблем, как правило, не встречается. А когда ребёнку подсовывают смартфон, чтобы не мешал, когда вместо разговоров по душам с родителями, он то и дело слышит, как они между собой выясняют отношения, то в итоге имеем такие сложности и в детском саду, и в школе, которые приходится решать с помощью специальных методик. У нас всех сейчас гонки, высокий темп жизни. И бывает, что родители не могут уделить детям должного времени не потому, что не хотят, а просто не успевают. И в этой ситуации наша школа приходит им на помощь. Вся жизнь семьи проходит перед нами. Есть мамы, которые после того, как их дети ходили в наш сад и школу, поступили в педагогический, есть те, кто пришли к нам работать. Понравилась свобода познания, творческая работа учителя. Есть мама, которая по нашему примеру создала такой же проект в Алматы. Есть наши выпускники, которые учатся в педагогическом. Сейчас у нас преподаёт девушка, которая когда-то ходила в наш детский сад. И вообще родители учатся у нас вместе с детьми, мы приглашаем психологов из Астаны, Новосибирска, Челябинска. У нас создались семейные клубы, где родители с помощью специалистов решали проблемы взаимоотношений с детьми, друг с другом, получали основы педагогических и психологических знаний. 

- Сакраментальный вопрос о «творческих планах»…
- Меня потихоньку побуждают развиваться дальше. Я вижу потребности детей и родителей. И в планах расширение дополнительного образования, чтобы было больше кружков, больше возможностей для детского творчества. Потому что несмотря на то, что есть в городе и ГШДТ, и дворовые клубы, и кружки при школах, всё равно многие дети остаются не заняты, а это чревато.                 

Светлана ОФИЦЕРОВА

Реклама

Не тот учитель, кто получает воспитание и образование учителя, а тот, у кого есть внутренняя уверенность в том, что он есть, должен быть и не может быть иным. Эта уверенность встречается редко и может быть доказана только жертвами, которые человек приносит своему призванию.
Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, он будет лучше того учителя, который прочёл все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он совершенный учитель.