Для Аулиекольской школы-гимназии имени Султана Баймагамбетова наступил особенный год: 125 лет отметит эта школа, одна из старейших в регионе.
Участники проекта «Достық шаңырағы»
На современном этапе школа-гимназия им. С.Баймагамбетова – яркий пример организации образования инновационного типа. А 125 лет назад именно с этой школы начиналась история народного просвещения села Аулиеколя, и тогда она была тоже в числе инновационных. Для распространения просвещения в Кустанайской волости по инициативе казахского просветителя Ибрая Алтынсарина в 1897 году на базе Аулиекольского волостного русско-казахского училища была открыта первая Аулиекольская русско-казахская школа. На северо-западном берегу озера Учительское было построено деревянное здание, которое сохранилось по сей день, став историко-архитектурным памятником.
В двадцатых годах прошлого столетия школа продолжила свое развитие как школа первой ступени из трёх классов, затем стала неполной школой из семи классов. Следует отметить, что в эти годы в школе учительствовал Ахмет Байтурсынов – общественно-политический деятель, учёный-лингвист, автор учебников для детей начальной школы. В июне 1937 года неполную семилетнюю школу окончил Султан Баймагамбетов. В тот же год 1 сентября учебное заведение было преобразовано в Семиозёрную русскую среднюю школу №1, в числе первых выпускников которой был Илья Сьянов.
В февраля 1965 года школе было присвоено имя ее выпускника, Героя Советского Союза Султана Баймагамбетова. С января 1968 года наша школа изменила своё местоположение, переехав в новое трёхэтажное здание в центре села. Постановлением акимата Аулиекольского района №123 от 30 августа 2004 года Аулиекольской средней школе №1 имени С.Баймагамбетова присвоен статус «школа-гимназия». Будучи свидетелем истории трёх столетий, пройдя реформы народного просвещения, наша школа стала образцом воспитания подрастающего поколения разных лет.
В этом году ещё одна немаловажная дата: 85 лет как наша школа предоставляет полное среднее образование.
Первым директором был Пётр Крутий, который с небольшими перерывами руководил школой с 1937 по 1942 г. С дочерью Петра Кирилловича школа поддерживает тесную связь. Безусловно, руководить школой – ответственная работа во все времена, а тем более руководить одной из ведущих школ области. Как подтверждают архивные данные, директорами средней школы №1 были Сергей Ершов (1940-1941 г.), Е.Депутатова (1942-1943 г.), Василий Крысин (1943-1944 г.), Мария Токарева (1944-1946 г.), Алексей Мурзаев (1946-1953 г.), Тамара Ленская (1953-1961 г.), Алексей Хохлов (1961-1964 г.), Юрий Соболев (1964-1989 г.), Елена Никулина (1989-1991 г.), Раиса Шинкаренко (1991-1996 г.), Владимир Лыфарь (1996-2000 г.), Елизавета Бойко (2000-2007 г). Надо отметить, что каждый из руководителей школы внёс неоценимую лепту в развитие образовательного учреждения. Алексей Максимович Мурзаев – основатель краеведческого движения в районе. По этой теме он выступал с лекциями в республиканском институте повышения квалификации работников образования г. Алматы, организовал в школе поисковую работу по увековечиванию бессмертного подвига Героя Советского Союза Султана Баймагамбетова. Юрий Леонтьевич Соболев – инициатор присвоения школе имени героя и открытия мемориального музея Султана Баймагамбетова.
Экскурсия в мемориальном музее Героя Советского Союза Султана Баймагамбетова
В 2004 году школа получила статус организации образования инновационного типа. В образовательном пространстве Аулиекольского района как школа-гимназия мы были первыми. В структуре школы общеобразовательные классы и классы, реализующие гимназический компонент, ведущее направление гуманитарное. В школе-гимназии созданы оптимальные условия для качественного усвоения программ углублённого изучения казахского языка и литературы, русского языка и литературы, английского языка, истории.
По результатам рейтинговой оценки деятельности организаций образования района, которые подводятся на ежегодных августовских совещаниях, Аулиекольская школа-гимназия им. С.Баймагамбетова занимает лидирующие позиции. Это высокая оценка деятельности наших педагогов. Неотъемлемой составляющей успешного образовательного процесса является стабильный и сплочённый коллектив. Педагоги школы-гимназии – это творческая, слаженная, высокопрофессиональная команда единомышленников. В коллективе работает 66 педагогов, среди которых Почётные работники образования Республики Казахстан: учитель казахского языка и литературы Ш.С. Махметова, учитель самопознания Р.Т. Кабденова. 30% коллектива составляют педагоги-исследователи, 23% – педагоги-эксперты, восемь педагогов имеют две педагогические специальности, два педагога – степень магистра, четверо продолжают учёбу в магистратуре. 40% педагогов школы – наши выпускники разных лет.
Педагогический коллектив школы-гимназии
Я уверена, что качественный состав коллектива способствует достижению высоких результатов. Свидетельством конкурентоспособности школы-гимназии в образовательном пространстве Костанайской области стала победа в республиканском конкурсе «Лучшая организация среднего образования-2020».
Около 30 молодых специалистов, работающих в нашей школы, стали участниками государственной программы «С дипломом в село», которая способствует притоку новой смены. Методическую помощь в становлении и профессиональном росте учителя осуществляет Школа начинающего специалиста, а также институт наставничества из числа опытных педагогов. Продолжая разговор о привлечении кадров в школу, нельзя не сказать о том, что с января 2022 года с перспективой увеличения количества выпускников школы, мотивированных на получение педагогической специальности, школа-гимназия включилась в областной эксперимент «Педагогом я бы стал…».
За 125 лет деятельности школы из её стен вышло немало выпускников, чьи имена известны за пределами района, области, страны. Нам есть кем гордиться и о ком рассказать. Нашу школу в разные годы окончили Герои Советского Союза С.Баймагамбетов и И.Сьянов, государственные и общественно-политические деятели Е.Асанбаев, Н.Исингарин, У.Мухамеджанов, Н.Даненов; учеёные А.Белов, П.Волобуев, С.Колдыбаев, М.Исекеев, Л.Кельм, В.Семейкин, Г.Туфатулин; представители бизнес-структур А.Корчинский, Ю.Заикин, Б.Койшибаев, Т.Оразов; работники сферы образования Х.Исхакова, Р.Куанышбаева, Т.Вебер, Т.Вернер, К.Жусупова, Л.Вербецкая, Е.Галухина, Г.Дандыбаева, В.Цымбалюк; работники сферы здравоохранения З.Бондаренко, В.Шморгунова, К.Рахимова, М.Байкасова, Н.Морковина, А.Сачко и другие.
В традициях нашей школы особое внимание патриотическому воспитанию. Выпускники школы разных лет с честью идут служить Родине, выбирая это благородное дело своей профессией. Среди них А.Мирманов, К.Маканов, Б.Досмагамбетов, А.Кравченко, братья Галимжановы, братья Ахметовы, Р.Мусапыров, Е.Абильдинов, Ж.Мустафин, А.Ахмет, Д.Исхаков, З.Назаров. О связи поколений наших выдающихся выпускников и новой смены, подающей надежды, рассказывает целая экспозиция в музее истории школы.
Подписание договора о сотрудничестве между участниками МКОП
Современное образовательное пространство Аулиекольской школы-гимназии – это место развития успешности ученика и профессиональной компетентности учителя. Для нас, педагогов, инновация, эффективно внедрённая в учебно-воспитательный процесс сегодня, завтра становится традицией, гармоничной составляющей содержания образования. В числе перспективных инноваций мы активно внедряем проектную деятельность, дающую возможность раннего формирования у ребят навыков и умений, необходимых для последующего образования и качества жизни. Наши проекты различны по срокам реализации, по количеству участников, по уровню – от школьного до международного. Назову некоторые из них. Обладателем звания «Ученик года» одноименного школьного проекта, итоги которого подводятся на педагогическом совете, становится победитель или призёр предметных олимпиад, интеллектуальных и творческих конкурсов, спортивных состязаний. Целью творческого проекта «Славные женщины Аулиекольского района» является профориентационная поддержка и профессиональное самоопределение учащихся. Герои проекта – представительницы разных сфер деятельности, внёсшие значимый вклад в социально-экономическое развитие района. Международный образовательный проект «Малые баймагамбетовские чтения «Мы патриоты своей Родины!» нацелен на повышение интереса школьников Казахстана, Беларуси и России к истории, объединяющей наши страны. Этот проект представляет собой диалоговую площадку педагогов трёх стран для решения актуальных проблем современного образования. Опыт школы по реализации культурно-образовательного проекта «Школьная ассамблея «Достық шанырағы – Юрта дружбы» был обобщён на областном уровне и признан участниками МКОП «Вместе навсегда!»
Аулиекольская школа-гимназия имени Султана Баймагамбетова – это уникальный проект, который создан коллективом учеников, учителей и родителей.
Салтанат МАКСЮТОВА,
директор Аулиекольской ШГ им. С.Баймагамбетова, Почётный работник образования РК
Я спросил у посла Японии, каким образом его страна сумела так быстро достичь высокой степени развития, стала играть в мире столь важную роль? Мне очень понравился ответ посла: «Японцы верили, что единственный способ поднять страну – это дать своим детям лучшее образование, чем они имели сами, самым важным для них было уйти от своего положения крестьян и получить образование. Поэтому в семьях огромные усилия прикладывались к тому, чтобы поощрять детей хорошо учиться в школе, чтобы они могли чего-то достичь. Из-за этого стремления постоянно чему-то учиться, через систему образования распространялись новые идеи из внешнего мира. Это одна из причин быстрого развития Японии».
Всевозможные разновидности книги как объекта не изменили ни её назначения, ни её синтаксиса за более чем пять веков.
Книга – как ложка, молоток, колесо или ножницы. После того, как они были изобретены, ничего лучшего уже не придумаешь. Вы не сделаете ложку лучше, чем она есть…
В XVI веке венецианскому печатнику Альду Мануцию пришла в голову великая идея сделать книгу карманного формата, которую гораздо легче возить с собой. Насколько я знаю, более эффективного способа перемещения информации так и не было изобретено. Даже компьютер со всеми его гигабайтами должен быть включен в сеть. С книгой таких проблем нет. Повторяю: книга – как колесо.