Цель – развитие профессиональных навыков

Выпуск - №42(639)   :   23.10.2024
102

5


Важное событие для сферы образования состоялось на днях в рамках реализации Послания Президента Касым-Жомарта Токаева «Справедливое государство. Единая нация. Благополучное общество»: на базе Тогузакской общеобразовательной школы открылся областной Центр компетенций «Тьюторское сопровождение будущих педагогов».

1

Открытие Центра компетенций стало возможным благодаря сотрудничеству с образовательными учреждениями при прямом участии методического центра управления образования. В открытии приняли участие руководитель отдела образования Карабалыкского района Дильнара Сапанова, заместитель директора областного методического центра Татьяна Набатникова, заведующие РГМК, директора школ-участников проекта «Педагог в непрерывном образовании».

Модель тьюторского сопровождения – от ученика до магистра –  представила команда развития школы под моим руководством. В нашей школе коллектив педагогов на 86% состоит наших же выпускников. Участники мероприятия погрузились в методический контент «Эффективные стратегии: от цели до результата», проявили свои знания в лиге эрудитов «Профтайм». Также гостям были презентованы программы элективного курса «Будущий учитель» для 8-9 и 10-11 классов, разработанные методическим центром и творческой группой директоров школ проекта «Педагог в непрерывном образовании».

2

Миссия Центра заключается в трансляции опыта по сопровождению будущих педагогов посредством индивидуальной поддержки и развития профессиональных компетенций через тьюторство. Тема актуальная, но нестандартная, в нашем случае подкреплена многолетним практическим опытом с научным обоснованием, с выходом на определённый результат. Центр компетенций нацелен на развитие профессиональных навыков как будущих, так и действующих педагогов через индивидуальный подход и практическое взаимодействие с опытными наставниками-тьюторами. Задачи центра включают в себя не только академическую поддержку, но и психологическую, обеспечивая комфортную среду для обучения и роста в рамках развития твёрдых и мягких навыков.

Принято считать, что наставничество и тьюторство – одно и то же. Тем не менее, в сегодняшней педагогической практике функции тьютора и наставника различаются. Наставничество – шефство, где более опытный и компетентный участник образовательной деятельности помогает и направляет менее опытного участника при решении конкретных практических задач. Тьюторство – сопровождение, где происходит сотрудничество в разработке индивидуального образовательного маршрута. Тьютор не навязывает своё мнение, не учит, не наставляет и не подсказывает. Тьюторант делает всю работу сам, а тьютор создаёт ему условия для этой работы.

Система тьюторства имеет трёхступенчатый формат. Тьютор – педагог, который работает на основе принципа индивидуализации и сопровождает построение обучающимися траектории ориентации в учительской профессии. Первая ступень реализации тьюторского сопровождения в условиях педагогического отряда предполагает три этапа. Для начала – отбор обучающихся. В отряд берём абсолютно всех желающих, потому как желание у ребят отбивать не нужно, но параллельно с этим работаем в рамках определённых диагностик, этим занимаются психолог школы и классные руководители, руководитель отряда. Затем проводим собеседование с каждым ребёнком и плюс к этому привлекаем родителей. Это немаловажный фактор, если родитель понимает, куда может продвигаться его ребёнок.

Дальше начинается сопровождение членов педагогического отряда на протяжении семи лет обучения (с 5 по 11 классы) в школе и тьюторское сопровождение на этапе дальнейшего их обучения. У каждого ребёнка есть тьютор, а у каждого тьютора есть несколько подопечных, которые работают над составлением его маршрута. На первом этапе обучения 5-7 классы постигают азы активного взаимодействия, психологические аспекты деятельности, учатся активно и правильно взаимодействовать. 8-9 классы уже начинают определяться с выбором предметной области, здесь активно включается процесс профессиональных проб, но до этого этапа они знакомятся с педагогической терминологией, с азами построения современного урока, с различными приёмами и методами преподавания. В 10-11 классе они становятся полноправными участниками все методических мероприятий школы.

3

Вторая ступень развития – это студенты. В дальнейшем, когда педотрядовец поступает в колледж или вуз для профессионального обучения, школа для него становится площадкой педагогической практики, а тьюторство школьных учителей выходит на третью ступень сопровождения.

Структурно функциональная модель тьюторства школы связана с идеями распределённого лидерства и развитием таких навыков, которые нужны педагогу в профессиональной деятельности, то, чем он практически ежедневно занимается. Но не менее важным является и self skills – навыки заботы о себе, которые помогают в развитии личностного потенциала. Всё это находит отражение в программе «Навигатор карьеры», которая разделена на модули, согласно возрастным особенностям ребят, они являются полноправными участниками методического и педагогического процесса, где происходит развитие проактивности в рамках различных сообществ. Клуб ораторского мастерства, литературный клуб, методические туры, тимбилдинг, гейм-сессии, интеллектуальные квизы, тренинговые игры, настольные и трансформационные игры помогают в развитии целого спектра навыков. При помощи таких неформальных объединений создаются условия для максимальной реализации инновационного потенциала, происходит их активное развитие в рамках тьюторства.

Третья ступень – это непосредственно работа как с молодыми педагогами, так и с педагогами, имеющими категории, в плане их запросов и пожеланий. Здесь можно говорить о методической деятельности школы. Нельзя учителя посылать туда, не зная куда, принести то, не зная что. Тьюторство эффективно только тогда, когда содержит систему развития исследовательского потенциала учителей. Деятельность методической службы нашей школы направлена на обеспечение права выбора методической услуги, предоставление возможности реализации индивидуального образовательного маршрута саморазвития каждого педагога. Маршрут индивидуально отрабатывается командой развития и направляет каждого педагога. Это нужно для того, чтобы каждый педагог, ставя определённые цели на учебный год, чётко видел свои результаты.

4

Необходимость методического сопровождения педагогов требует постоянной трансформации. Наряду с методическими объединениями функционируют группы, которые предполагают расширенный спектр консалтинговых услуг, представленный интерактивными видами методической работы. Вот здесь и происходит активная коллаборация педагогов всех уровней и звеньев. Наши педагоги не варятся в «собственном котле» относительно методического саморазвития. Каждый имеет возможность продемонстрировать свой опыт. Каждая встреча – это новый формат, который решает проблемы повышения профессионального мастерства, а также способствует профилактике эмоционального выгорания и в целом общему развитию как ребят, так и педагогов-тьюторов.

Успешная работа в данном направлении находит отражение в достижениях ребят и педагогов, а также в целом школы. Сегодня коллектив Тогузакской ОШ уникальный, не побоюсь этого слова. Наши коллеги – выходцы из педагогического отряда – имеют мощную потребность в профессиональном развитии, они хотят быть востребованными и успешными. Наше наставничество в рамках тьюторского сопровождения даёт такие возможности.

Участники открытия Центра компетенций высоко оценили опыт сельской школы по развитию мотивации к выбору педагогической профессии. Деятельность Центра компетенций позволит решить задачу, поставленную Президентом страны.


Татьяна ЛЕВАНОВА,
директор Тогузакской ОШ, Карабалыкский район

Реклама

Не тот учитель, кто получает воспитание и образование учителя, а тот, у кого есть внутренняя уверенность в том, что он есть, должен быть и не может быть иным. Эта уверенность встречается редко и может быть доказана только жертвами, которые человек приносит своему призванию.
Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, он будет лучше того учителя, который прочёл все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он совершенный учитель.