Новый учебный год начался для руководителей и учителей малокомплектных школ шести регионов страны с участия в пилотном проекте, запущенном министерством просвещения. Уникальные курсы по цифровизации учебного процесса прошли более пяти тысяч педагогов Казахстана.
Под руководством учителя информатики Сауле Оспановой дети учатся азам программирования
Филиалом АО «НЦПК «Өрлеу» ИПР по Костанайской области соответствующими курсами были охвачены 745 педагогов из сельских школ, и сегодня они активно применяют полученные знания в своей деятельности. Обучение на курсах осуществлялось по двум образовательным программам: «Цифровые решения в управлении малокомплектной школой» для руководителей МКШ и «Использование цифровых ресурсов в преподавании предметов» для учителей таких же школ.
В Костанайской области в отличие от других регионов было принято решение завершить обучение педагогов до начала учебных занятий в школах. С 14 августа по 1 сентября курсы прошли 138 руководителей организаций образования и 607 педагогов малокомплектных школ. Стоит отметить, что образовательная программа курсов повышения квалификации педагогических кадров «Использование цифровых ресурсов в преподавании предметов» для педагогов малокомплектных школ с казахским и русским языками обучения была разработа ППС костанайского филиала «Өрлеу».
Учитель английского языка Татьяна Лобанова на каждом уроке применяет цифровые инструменты
Актуальность образовательной программы обусловлена модернизацией образовательного процесса в сельских малокомплектных школах, заключающейся во внедрении инновационных подходов в преподавание в соответствии с современными тенденциями цифровизации образования в Республике Казахстан. Как поясняет один из разработчиков программы старший преподаватель костанайского филиала «Өрлеу» Роман Худяков, программа направлена в первую очередь на совершенствование навыков преподавания педагогов сельских малокомплектных школ на основе современных педагогических технологий, в том числе и цифровых. По завершении обучения педагоги получают полный багаж знаний по методике преподавания в условиях МКШ с использованием цифровых технологий, развитию функциональной грамотности учащихся и построению учебного процесса с применением технологий перевёрнутого класса и смешанного обучения. Педагоги одновременно с изучением новых технологий и эффективных практик обучения разрабатывали урок в цифровом формате по своему предмету, который они смогут сразу опробовать после завершения обучения в своей школе.
Таким образом, учителя развивали навыки планирования занятий с использованием стратегий и приёмов цифрового или смешанного формата обучения, приёмов дифференции и индивидуализации, осваивали онлайн-коммуникации для установления обратной связи. В то же время руководители школ совершенствовали свои навыки в условиях трансформации образования, осваивали нормативно-правовые и теоретические основы диджитализации системы образования, учились адаптировать образовательную среду сельской школы для обновления подходов в преподавании предметов в условиях цифровых изменений.
Костанайским филиалом «Өрлеу» были созданы условия для обучения слушателей на местах. Выездные занятия проходили в 16 районах и г. Аркалыке. Насколько полезными оказались курсы цифровизации мы уже можем судить по произошедшим изменениям в малокомплектных школах.
Директор Юбилейной ОШ района им. Б.Майлина Айгуль Айтпаева рассказывает, что благодаря курсам приобрела навыки чёткого планирования развития своей школы в направлении информатизации.
- Необходимость создания единой информационно-образовательной среды в школе – это веление времени. Безусловно, передо мной как руководителем стоят определённые задачи: автоматизация управленческой деятельности, информатизация образовательного процесса, создание условий для сопровождения профессиональной компетентности учителя в области ИКТ, – говорит Айгуль Сабиржановна. – Мы изучили облачные технологии, познакомились со множеством цифровых платформ, разработали свои программы развития школы. С началом учебного года я внесла коррективы в общешкольный план работы, создали фокус-группу из пяти учителей
В ОШ им. А.Нурманова учебный процесс стал более увлекательным
В школе открыли кружок «Юный программист», который с удовольствием посещают школьники 5-7 классов. Под руководством учителя информатики Сауле Оспановой дети учатся азам программирования. К примеру, они изучают визуальный язык программирования Scratch, позволяющий создавать собственные интерактивные истории, игры и анимацию. Кроме этого Юбилейная ОШ является опорной для магнитных школ, и уже в планах провести для них серию мастер-классов «Цифровой учитель».
Шесть педагогов Степановской ОШ Мендыкаринского района также прошли курсы по цифровизации. Замдиректора по учебно-методической работе Светлана Литау уже сегодня применяет в своей работе программы, которые помогают систематизировать большое количество данных – это инструменты Google. Учитель физики Дамир Казбеков использует много программ для тестирования учащихся, с помощью интерактивной доски проводит виртуальные лабораторные работы. Ну а между заданиями на уроках ребята полюбили проходить викторины в Kahoot, связанные с изучаемыми темами. Интересно учащимся и использование смартфонов, с помощью QR-кода они быстро получают доступ к новым заданиям.
Значимые изменения после прохождения курсов произошли и в ОШ им. А.Нурманова Амангельдинского района. По словам заведующей по информатизации Дины Тургановой, курсы «Цифровые решения в управлении малокомплектной школой» позволили повысить управленческие навыки, освоить современные цифровые платформы, благодаря чему в разы облегчились сбор и обработка данных.
- В школе проведён семинар с педагогами на тему «Управление цифровым образовательным процессом». С этого учебного года учителя активно используют различные порталы: Qazmath, проверка ответов на тесты – zipgrade, для составления заданий – learningapps.org и многие другие, – отмечает Дина Сабденовна.
Ещё одной радостью стало то, что в этом году школу оснастили кабинетом робототехники для начальных классов и интерактивной доской. Учебный процесс для школьников стал ещё более увлекательным.
Учитель физики Дамир Казбеков проводит виртуальные лабораторные работы
После прошедших курсов почти каждый урок применяет цифровые решения и учитель английского языка Майкольской ОШ Костанайского района Татьяна Лобанова. В частой практике ресурс Jamboard, который позволяет работать в неограниченном количестве фреймов (интерактивная доска), в индивидуальном и групповом формате. Так учитель со своего рабочего места может отслеживать процесс работы учеников, делать комментарии, пометки, исправления. Учащиеся работают на своих планшетах, либо в смартфонах, могут выделять слова световым пером, работать на стикерах, либо делают кластеры в своих фреймах. Свою работу они могут продолжать и дома, учитель после проверяет дистанционно. В старших классах Татьяна Сергеевна использует доску Padlet. Здесь много места для полёта фантазии: можно добавлять текст, ссылки, делать большие проекты. Для изучения новых слов используются платформы wordwall, bingo. А фаворитом у ребят является выполнение заданий в игровой платформе «Кто хочет стать миллионером?» через цифровой ресурс learningapps.
Подводя итоги участия нашей области в пилотном проекте, следует отметить, что при организации повышения квалификации педагогов малокомплектных школ костанайским филиалом «Өрлеу» были созданы благоприятные условия для развития их цифровых компетенций и дальнейшего совершенствования профессиональной деятельности. Этот проект дополнил мероприятия, направленные на сокращение разрыва в качестве образования между городскими и сельскими школами. Педагогами был изучен и мировой опыт цифровизации. Здесь каждый осознал, что государство прилагает большие усилия для цифровизации школ и обеспечения подрастающего поколения качественным образованием на основне современных технологий.
Зарина ЖИЛКИБАЕВА,
главный специалист – PR, SMM
ФАО «НЦПК «Өрлеу» ИПР по Костанайской области»
Не тот учитель, кто получает воспитание и образование учителя, а тот, у кого есть внутренняя уверенность в том, что он есть, должен быть и не может быть иным. Эта уверенность встречается редко и может быть доказана только жертвами, которые человек приносит своему призванию.
Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, он будет лучше того учителя, который прочёл все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он совершенный учитель.