В современных реалиях сместился вектор с обучения на приобретение знаний, где помощниками выступают различные образовательные платформы, контенты, мобильные приложения. И школа должна быть союзником, заинтересованной стороной развития этого процесса.
С целью включения в процесс обучения учащихся, занятых в спортивных секциях, которые много времени проводят на различных соревнованиях, учащихся на домашнем обучении, детей, не усвоивших материал на уроке, и учеников, которые хотят повторить материал и подготовиться к СОР и СОЧ самостоятельно, разработан проект «Школьный цифровой учитель». Цель проекта – создание качественной цифровой среды для учащихся, повышение качества обучения через использование цифровых ресурсов не только на уроках, но и самостоятельно учеником или при помощи родителей.
Проект «Школьный цифровой учитель» начал реализовываться через следующие направления. Маршрутизатор «Будь в теме»: учителя-предметники составляют маршрутный лист с ссылками на лучшие обучающие материалы по темам четверти. «Путеводитель по сложным темам»: мы все понимаем, что в учебной программе есть сложные темы, которые нужно понять «от и до». Каждый ребёнок воспринимает материал в силу своих возможностей. И «Путеводитель по сложным темам» как раз поможет ученику самостоятельно разобрать непонятные моменты и восстановить пробелы в знаниях. Учителя-предметники по своим дисциплинам создают документ с ссылками на лучшие видеоуроки по сложным темам.
Всем очевиден быстро растущий интерес современных детей к социальной сети TikTok. Безусловно, TikTok – это не образовательная платформа, но здесь тоже можно узнавать много нового, полезного и интересного в лёгком, коротком и нескучном edutainment-формате. Понимая это, многие педагоги страны и мира стали популяризировать свой предмет в TikTok. Снимали видео-объяснение для многомиллионной аудитории, стараясь объяснить сложное простым и доступным языком. Особенно в период пандемии такие полезные контенты – видеоролики набирали миллионы просмотров. Так почему бы популярную платформу не использовать в нужном, правильном русле. Чтобы минимизировать время поиска учащимися полезного контента на этой платформе, мы продумали направление, которое называется «Тик-Ток в помощь». Педагоги-предметники по своему предмету создают документ со ссылками на лучшие аккаунты.
YouTube является одним из таких компонентов интернета, который позволяет учителям выполнять свою работу с невиданным ранее уровнем удобства и эффективности. Честно говоря, во время дистанционного обучения для учителя создание канала на YouTube было необходимостью, а не просто удобством. Это потому что и они, и их ученики получили неизмеримую пользу от материалов на этих каналах. Поэтому направление «Зайди на мой YouTube-канал» сейчас дало учащимся следующие преимущества: смотреть уроки своего учителя, готовиться к СОР и СОЧ самостоятельно. Популярностью среди наших учеников пользуется канал учителя математики Станислава Высочина (https://youtube.com/@user-yi3ok2cu5e) и учителя английского языка Александры Унгур (https://youtu.be/8-e31BOGDSw).
Мобильные приложения, геймификация являются важнейшей составляющей современного образования, обладающей значительным потенциалом для повышения качества преподавания и обучения. Популярность мобильного обучения непрерывно растёт, по этой причине преподаватели начинают внедрять и использовать эти приложения в таких областях образования как математика, физика, химия, география, чтобы демонстрировать, добавлять дополнительную информацию к теме урока или создавать нетрадиционный формат учебного процесса. Это помогает улучшить арифметические навыки, навыки решения определённых задач и любые другие навыки, необходимые для этих предметов. А если говорить об использовании мобильных приложений и геймификации в преподавании и изучении языков, важно отметить, что ученики узнают не только значение слова, но и произношение, идиомы, словосочетания, предложения с этими словами. И развитие направления «Фишки мобильных приложений по моему предмету» даст детям возможность изучать предмет, играя на любимых мобильных приложениях и в игры. Мобильные фишки по предметам, которые нашли отклик у учащихся: математика – Operation Math, «Математика против Zombies», «Средневековая математика VR». А приложение Geeksmath было востребовано выпускниками, так как отличается от других наличием теории, которая помогает лучше разобраться в том, как решить ту или иную задачу. После каждого раздела теории следуют задачи, которые помогают закрепить пройденный материал. В изучении физики – Big Bang AR, VoltLab, Atom.Phys, Khan Academy; химии – Chemistry Lab, Сhemistry Quiz; географии – World Geography, Seterra Geography, «География: страны, столицы и флаги мира»; казахского языка – Soyle, Til-Qural, Aity; английского языка – Words, LinguaLeo, Duolingo, «Английские слова с ReWord», Quizlet.
Педагоги используют не только готовые материалы, но и создают свои разработки. Так в 2022-2023 учебном году я как учитель казахского языка и литературы, пройдя обучающий курс-тренинг «Геймификация в образовании», с группой педагогов школ города составили игру «Ойна да, сөйле». Работа прошла областной учебно-методический совет.
В последние годы Chat GPT (Generative Pre-trained Transformer) стал одним из самых популярных и эффективных инструментов в области искусственного интеллекта и обработки естественного языка. Использование этой технологии позволяет автоматизировать ряд процессов, включая создание текстов, ответы на вопросы и генерацию контента. Одним из применений Chat GPT на уроке является создание систем автоматической оценки и анализа текстовых работ учеников. С помощью этой технологии можно анализировать тексты на наличие ошибок, определять уровень знаний ученика и предлагать рекомендации по улучшению его навыков. Кроме того, нейронная сеть используется педагогами для создания персонализированных заданий, которые лучше всего подходят для каждого конкретного ученика. Используя данные об учениках, модель может автоматически составлять уникальные программы обучения, учитывающие потребности каждого ученика. Это позволяет обучать каждого ребёнка в соответствии с его уровнем знаний и особенностями, позволяет повысить эффективность обучения и улучшить результаты учащихся. Также искусственный интеллект используется преподавателями школы для создания краткосрочного учебного плана.
Какие возможности дало создание проекта «Школьный цифровой учитель» в школе-гимназии №10? Во-первых, сформированы цифровые компетенции педагогов в области цифровизации образования, обобщение опыта по использованию цифровых образовательных программ.
Во-вторых, дана возможность учащимся всесторонне готовиться к олимпиадам, пополнять свои знания различными источниками, приложениями. Примером того является 3 место в республиканской Президентской олимпиаде по предметам ЕМЦ Фёдора Погорова; в областной олимпиаде по общеобразовательным предметам 7-8 классов школу-гимназию представляли две ученицы, восьмиклассница Эмилия Гартунг принесла в копилку школы 2 место по русскому языку и литературе; по общеобразовательным предметам 8-11 классов нашу школу представила команда из четырёх человек, победных мест три: 3 место заняла Полины Пыхтина по предмету «русский язык и литература», 3 место у Фёдора Погорова по химии, 2 место завоевала Кристина Паутова по предмету «Основы права». Ученики школы-гимназии №10 проявляют большой интерес к участию в олимпиадах и конкурсах, проводимых Региональным научно-практическим центром «Костанай дарыны» и являются не только активными участниками, но и победителями, призёрами. По рейтингу РНПЦ «Костанай дарыны» по итогам дистанционных олимпиад за 2022 год школа-гимназия №10 заняла 1 место среди школ области.
В-третьих, не стоит забывать что «десяточка» города Рудного всегда славилась своими спортивными достижениями. Поэтому очень важно включение в процесс обучения учащихся, занятых профессионально в спортивных секциях, которые долгое время находятся на выездных тренировках и соревнованиях. Например, результаты только за этот учебный год по Президентскому многоборью: 3 место у Ивана Шарковского, 1 место у Карины Шариповой, она же заняла 3 место на чемпионате Казахстана, Савелий Баратаев, Анна Церковникова – победители чемпионата Казахстана, у Анны также 3 место на чемпионате мира, Ясмин Лотфалля заняла 1 место на чемпионате Казахстана и 2 место на чемпионате мира. Дарья Коваль – призёр и чемпион РК по бильярду. София Симакова – чемпион РК по конькобежному спорту. Безусловно, проект «Школьный цифровой учитель» помог этим ребятам не отстать от учебного процесса и завершить учебный год на «4» и «5».
В-четвёртых, приучение к самостоятельности. Система образования будущего построена в основном на самостоятельной работе, поэтому детей с детства нужно приучать стремиться к знаниям. Такая воспитательная база делает характер человека более твёрдым и целеустремлённым, позволяет добиться более высоких результатов в интересующей сфере.
В-пятых, это шаг в будущее. Цифровизация образования –существенный этап к внедрению интернет-технологий. Сейчас все направления науки развиваются с огромной скоростью. Ежесекундно появляется новая информация и новые структуры. Цифровое образование поможет всем желающим получить знания, быстрее и удобнее ориентироваться в обилии данных.
Школа-гимназия №10 в текущем учебном году планирует продолжить работу в реализации проекта «Школьный цифровой учитель», так как цифровой мир движется, развивается и появляется много новых интересных приложений, технологий.
Алия МУНТАЕВА,
директор школы-гимназии №10, г. Рудный
Не тот учитель, кто получает воспитание и образование учителя, а тот, у кого есть внутренняя уверенность в том, что он есть, должен быть и не может быть иным. Эта уверенность встречается редко и может быть доказана только жертвами, которые человек приносит своему призванию.
Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, он будет лучше того учителя, который прочёл все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он совершенный учитель.