Цифровизация школ – уроки пандемии

Выпуск - №37 (484)   :   24.09.2021
171

В современном образовании вопросу цифровизации уделяется особое внимание. В период дистанционного обучения на первый план вышла цифровая грамотность как педагогов, так и учащихся. 

Методическим центром информатизации и оценки качества образования в сентябре этого года было проведено oнлайн-тестирование на определение цифровой грамотности педагогов области. Тестирование включало вопросы как пользовательского характера (умение работать на компьютере), так и работу в сети интернет. В тестировании приняли участие 2724 педагога, из них отличной цифровой грамотностью обладает 318 педагогов, 1947 педагогов имеют хорошие знания в этой области, процент качества по области довольно высокий – 83%.


Итоги дистанционного обучения в период пандемии выявили недостаточную эффективность имеющихся телекоммуникационных сетей. В этой связи в области уделяется большое внимание вопросу цифровизации образования. Благодаря помощи меценатов открыты 74 IT-класса и 36 кабинетов робототехники на общую сумму 335 млн тенге. В двух колледжах (Костанайском политехническом высшем и Костанайском индустриально-педагогическом) действуют современные IT-центры с инновационным оборудованием. 

Так же в пяти школах области появились STEM-лаборатории на сумму порядка 56 млн тенге. На сегодняшний день уже открыты лаборатории в областной школе БИЛ г. Костаная, общеобразовательной школе им. И.Сьянова Аулиекольского района, общеобразовательной школе №12 г. Житикары, в школе-гимназии г. Тобыла. 

STEM-направление включает в себя четыре основных области развития: инженерное дело, программирование, робототехнику и 3D-моделирование, а также программное обеспечение по физике, биологии, географии, астрономии. Благодаря этому наши школьники смогут развивать свои навыки владения цифровыми технологиями и в будущем стать успешными специалистами в IT-сфере. А педагоги получат новые возможности преподавания целого ряда предметов, используя 3D-презентации, виртуальные модели и опыты. 

Проводится постоянная работа по обеспечению школ компьютерным оборудованием и высокоскоростным интернетом. На сегодня все организации образования имеют широкополосный доступ к сети интернет от 4 Мбит/с и оснащены Wi-Fi сетью. В 2020 году из средств местного бюджета приобретено около 6 тысяч (5 861) компьютеров на сумму 1,4 млрд тенге, из резерва правительства – более 15 тысяч (15 222) на сумму 2,4 млрд тенге (на 1 компьютер – 4,2 учащихся). В случае перехода школ на дистанционное обучение обеспеченность учащихся компьютерной техникой и интернетом составит 100%.

Ведётся работа по автоматизации государственных услуг в системе образования области. Полностью автоматизированы такие государственные услуги, как «Приём документов и зачисление в организации образования независимо от ведомственной подчинённости для обучения по общеобразовательным программам начального, основного среднего, общего среднего образования», «Постановка детей дошкольного возраста (до 6 лет) для направления в детские дошкольные организации».

Для эффективного внедрения информационно-коммуникационных технологий в образование и повышения уровня ИКТ-компетентности современного учителя используются современные инновационные платформы bilimland.kz, OnlineMektep, Kundelik.kz. К платформам подключены все 489 общеобразовательных школ области. 

Платформа bilimland.kz представлена на трёх языках: казахском, русском и английском, учителя получают доступ более чем к 40 тысячам цифровых образовательных уроков, готовым к применению на трёх языках, могут использовать более миллиона мультимедийных материалов для применения в классе и дома.

В связи с пандемией весь 2020-2021 учебный год организации образования в основном занимались онлайн. Основной платформой, на которой обучались школьники, стала цифровая образовательная платформа OnlineMektep.
Функционал OnlineMektep реализовал оцифровку всех основных школьных процессов: составление расписаний, коммуникации между учителями и учащимися, возможность синхронного (через видеоконференцсвязь) и асинхронного (в удобное время) обучения, домашние работы, мониторинг успеваемости, организация оценивания за урок, за раздел и за четверть.

По результатам мониторинга в Kundelik.kz, активность ведения журнала за 2020-21 учебный год по области выросла до 87%, при республиканском показателе 77%.

Организации образования пережили непростое время дистанционного обучения, мы все получили уроки цифровизации и извлекли определённые выводы. Но самое главное – ни учитель, ни отдельный ученик не остались один на один со своей проблемой. Пусть не сразу, но все нуждающиеся были обеспечены техникой, пусть сложно, но учителя методом проб и ошибок научились вести онлайн-уроки, пользоваться образовательными платформами. Любой прогресс не даётся легко, но каждый участник образовательного процесса за эти полтора года вырос профессионально, стал ближе к цифровому поколению детей.

Для обеспечения качественного образовательного процесса, возможности развивать таланты и способности школьников важно создать соответствующие условия. В текущем году приобретены пять STEM-лабораторий (ФМЛ г. Костаная, лицей «Білім-инновация» для одарённых детей, школа-гимназия г. Тобыла, ОШ им. И.Сьянова Аулиекольского района, ОШ №12 г. Житикары) на сумму 56 млн тенге. Открытие STEM-лабораторий направлено на повышение интереса учащихся к инженерным и техническим специальностям. Благодаря новейшему оборудованию, включающему в себя 3D-принтер, робототехнические наборы, модульные станки, школьники получат возможность воплощать свои креативные идеи и проекты в реальность, не отрываясь от учебного процесса.
На сегодняшний день ведётся поставка 31 предметного кабинета в школы области на сумму 317 млн тенге. Это 12 кабинетов физики, 10 – химии и 9 – биологии, большая часть которых поступит в сельские школы, что способствует сокращению разрыва между городом и селом. В планах до конца года – увеличение количества предметных кабинетов для школ области.
 

Ольга КОЗЛЮК,
директор,
Оразгуль ХАМИТОВА,
замдиректора по НМР методического центра информатизации 
и оценки качества образования УО Костанайской области

Реклама

Трогательное суеверие заключается в том, будто благодаря знанию всё большего числа фактов человек приходит к знанию действительности. Сотни разбросанных, не связанных друг с другом фактов вбиваются в головы учеников; их время и энергия заняты заучиванием всё большего и большего числа фактов, так что для мышления остается мало времени и сил. Несомненно, мышление без знания фактов остаётся пустой фикцией; однако одна только «информация» может оказаться таким же препятствием для мышления, как и её отсутствие.

Я никогда не учу своих учеников, я пытаюсь только обеспечить условия, в которых они смогут учиться. Учителю необходимо узнать об интересах ученика, увидеть в нём потенциал и бросить все силы на его развитие. Причём сделать это так, чтобы ребёнок хотел учиться и мог это делать.