С процессом цифровизации тесно связаны процессы информатизации всех форм образовательной деятельности. В таких условиях формируется тип современного учителя, который должен не только владеть знаниями в области информационно-коммуникационных технологий, но и уметь применять их в профессиональной деятельности.
Образование сегодня приобрело совершенно новое качество благодаря появлению компьютерных сетей и других средств ИКТ. Через глобальную компьютерную сеть возможен мгновенный доступ к мировым информационным ресурсам: электронным библиотекам, базам данных, хранилищам файлов и т.д. С каждым годом существенно возрастает качество звука и изображения, объёмы файлов, которые можно передавать и получать. Через интернет можно проводить аудио- и видеоконференции, дистанционные уроки, что оказалось спасением во время пандемии. Средства ИКТ делают возможным широкий доступ к учебно-методической и научной информации, позволяют организовывать и моделировать научно-исследовательскую деятельность, проводить виртуальные учебные занятия в режиме реального времени.
Ещё одной серьёзной технологией являются образовательные электронные издания, распространяемые в интернете или хранящиеся на информационных носителях. Индивидуальная работа с ними делает возможным глубокое усвоение и понимание материала. Образовательные электронные издания позволяют подавать материал в динамичной графической форме.
Новые компьютерные технологии, мультимедийное оборудование способствуют более качественному усвоению школьниками теоретического материала. Современные графические редакторы позволяют создавать первоклассные 3D-модели реальных объектов. Учитель и ученик сегодня имеют возможность совершать виртуальные экскурсии по мировым галереям, пользоваться материалами электронных архивов, каталогов и библиотек.
Поэтому современный учитель должен учитывать положительные свойства ИКТ, не только владеть знаниями в области последних, но и уметь применять их. При обдуманном, грамотном использовании ИКТ в качестве новых форм обучения можно решать ряд важных задач дидактического характера. В первую очередь, добиваться совершенствования самого процесса преподавания, значительно повышать уровень самостоятельной работы учащихся, его результативность. Информационные технологии позволяют активизировать научно-исследовательскую и поисковую деятельность учеников, обеспечивать процесс непрерывного и гибкого обучения, получать в любое удобное время необходимую для учёбы информацию.
Но, как всякое явление, ИКТ имеют и обратную сторону. На здоровье детей, да и взрослых, проведение долгого времени за компьютером сказывается не лучшим образом. Поэтому здесь крайне важен режимный момент, нельзя весь образовательный процесс строить только на использовании различных средств ИКТ. Также свободный доступ к интернет-ресурсам может стать источником психологических проблем детей, если они будут получать неотфильтрованную информацию. Излишнее увлечение цифровыми технологиями снижает речевую, коммуникационную активность детей, у них недостаточно практики формулирования и высказывания собственных мыслей.
Учитель, в отличие от компьютера, – это личность, оказывающая системное влияние на ученика. Он является носителем нравственных ценностей, смыслов, идеалов, и его воздействие реализуется в личном контакте, а не посредством текстов учебных заданий. Учитель ставит оценку, учитывая весь комплекс факторов: способности, прилежание, динамику обучения. Система тестов всего этого не видит.
Также нельзя забывать, что рост интеллекта происходит в процессе духовного общения между людьми. Менее развитые ученики могут слышать на занятии ответы своих более способных одноклассников, благодаря чему улучшается их понимание. Даже если ребёнок не выучил урок, он может услышать ответы других и восполнить пробел. Компьютер отнимает эту возможность. Несомненный плюс традиционного образования – развитие речи. Компьютер отучил детей не только писать и слушать, но и говорить. Это уже проявляется, когда ученик, зная ответ, стесняется говорить вслух. Слишком увлекаясь компьютеризацией, мы можем лишить ребят возможности самовыражения, а это ведёт человека к изоляции.
Есть и другая проблема. При самостоятельной работе ученика за компьютером срабатывает «принцип экономии сил»: зачем тратить время на разработку собственного проекта, написание эссе или решение задачи, если можно всё необходимое найти в интернете. Для современного ученика такой способ обучения стал, к сожалению, привычным. Но в результате таких бесхитростных действий учащийся не способен самостоятельно мыслить, высказывать собственное мнение, находить решения.
В итоге можно сделать вывод, что информационные технологии повышают эффективность обучения, но только при условии правильного их использования со стороны педагога. Иначе, как показывают многочисленные исследования, средства IT будут отвлекать от учебного процесса и усложнять его. Учителю важно квалифицированно использовать ИКТ, а ученик должен быть готов воспринимать их как учебное, а не как развлекательное средство. При успешном применении информационных технологий возрастает самооценка учащихся, формируется атмосфера равноправного сотрудничества между педагогом и учеником.
Наталья СТЕЛЬМАХ,
замдиректора по ИТ Садчиковской ОШ, Костанайский район
Не тот учитель, кто получает воспитание и образование учителя, а тот, у кого есть внутренняя уверенность в том, что он есть, должен быть и не может быть иным. Эта уверенность встречается редко и может быть доказана только жертвами, которые человек приносит своему призванию.
Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, он будет лучше того учителя, который прочёл все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он совершенный учитель.