Основа любого дома – фундамент. Основа нашего большого дома «Ак ерке» – это начальная школа, детский сад, закладывающие фундамент будущей личности. И какими бы стремительными шагами и темпами ни развивался мир, путь развития ребёнка складывается постепенно, кирпичик за кирпичиком, знания за знаниями, методика за методикой.
Раннее выявление, поддержка, развитие и социализация одарённых и талантливых детей составляет одну из главных проблем совершенствования системы образования, становится одной из приоритетных задач современного образования в Казахстане. Детский дошкольный возраст – период становления способностей, личности и бурных интегративных процессов в психике. Уровень и широта интеграции характеризуют формирование и зрелость самого явления одарённости. Характер развития одарённости в дошкольные годы – это всегда результат сложного взаимодействия наследственности (природных задатков) и социокультурной среды, опосредованного деятельностью ребёнка (игровой, художественной, трудовой), а также личностной активности самого ребёнка, его способности к саморазвитию. В соответствии с внешней деятельностью у ребёнка формируется внутренний план действия, то есть возникает представление о тех творческих действиях, нормах поведения, ценностях, которыми уже овладел.
Программа «Ак ерке» рассчитана на повышение мотивации к обучению, развитие познавательного интереса, формирование навыков самоорганизации. Достигать этих целей мы будем через решение интеллектуальных задач, игры на внимание и мышление, личностное развитие. В методики раннего развития закладываются будущее здоровья, мышления, различных навыков. Например, «Буквограмма» – это методика по комплексному развитию детей. Всё это – стимулы роста, которые воспринимаются мозгом и помогают ребёнку формироваться быстрее. Важнейший элемент гармоничного развития по «Буквограмме» – работа с дыханием, чередования вдоха и выдоха. Методика опирается на разработки физиологов, невропатологов, психологов, логопедов, дефектологов. В основу «Буквограммы» положены как традиционные способы развития, так и новейшие идеи и приёмы развития детей. Практически все задания построены в игровой форме: «играя, обучаем» и «обучение в движении». Упражнения на координацию движения способствуют развитию вестибулярного аппарата. Стремясь успеть больше за меньшее время, составляя планы эффективности, дети научатся больше понимать о собственных ресурсах и возможностях, анализировать. А значит, и находить пути для повышения своей успешности.
У современных детей мало двигательного, сенсорного, телесного опыта. Даже такого, какой мы имели, когда были детьми. Очень много гаджетов, завлекающих сайтов, мультфильмов, планшетов, мало «выбивал» «разбойников», классиков, резиночек, дворовых игр. Как связать между собой понятия образования и здоровья, телесные ощущения, эмоции передвижений, коммуникации? На практике мы видим результат. Занятия в нашем детском саду построены так, что обучение в движении становится необходимостью познания нового. Детство – это золотое время, когда ребёнок с удовольствием бегает, прыгает, ползает, учится двигаться и владеть своим телом. Это физиологическая потребность. Лучшая подготовка к школе – это двигательная активность и интеллектуальное развитие. Интегрируя с различными областями знаний знакомство с геометрическими фигурами, цветом, понятием «большой и маленький», развитием логического мышления, памяти – это всё можно делать в процессе подвижных игр.
А у маленького ребёнка большая потребность в движении. Мы стараемся отойти от стандартов обучения. Можно учится на воздухе, на траве, на ковре, группами, парами. В переводе с греческого «школа» – это досуг, свободное время. И почему свободное время нельзя проводить с пользой для ребёнка? Сейчас всё больше методик и технологий работы с детьми по «обучению в движении». Современные авторы разрабатывают игры, проводят конкурсы, марафоны, что нас, педагогов, подталкивает к новым идеям и творческим разработкам. Соединение знаний и движения – универсально и беспроигрышно.
Учёные мира доказывают взаимосвязь между двигательной активностью ребёнка и уровнем развития его интеллекта. Поэтому главным правилом всех упражнений является движение – свободное, не ограниченное ни во времени, ни в пространстве. Движение – это фундамент человеческих способностей. Способность двигаться, возраст, в котором нам разрешают двигаться, виды движения – всё это играет важную роль в развитии ребёнка. Если подвижность занимает такое важное место в нашей жизни и культуре, почему же мы не уделяем ей больше внимания?
Обучение в движении всё чаще используем в своей работе. Много лет назад мне попалась книга Глена Домана, которая перевернула мой подход к образованию. Движение и интеллект связаны на прямую. Мы прыгали зайчиками, ползали паучками, порхали бабочками. Результат не заставил себя долго ждать. Например, подвижная игра «Карусель»: есть схема, продуман сценарий всего урока, пауза, заминка может привести к снижению познавательной деятельности детей. Маршрутная карта с этапами задания становится важным элементом интеллектуально-подвижной игры. Задания можно размещать всюду. На стенах, досках, шкафах, стульях, тем интересней идёт урок. Исследовательский и познавательный материал всегда поднимает эмоциональный настрой ребёнка.
Сегодня мало слушать и писать, мало вызубрить и повторить. Идёт огромный поток информации. А потому нужны профи во всём! Нужно бегать и запоминать, прыгать и проговаривать, хлопать и сочинять, подбрасывать и ловить, дуть, петь, топать, танцевать, шептать, угадывать на ощупь, успевать на скорость, бросать, смеяться... И в каждом случае будет работать определённый участок мозга. В этом случае все дети могут взять темп урока-игры, нет неуправляемых детей, есть педагоги, не умеющие создать творческий урок.
Ещё один пример: воспитатель показывает ребятам две однородные фигуры разных размеров (большой и маленький треугольник). Описывает их величины. Затем выкладывает перед ребятами на полу все геометрические фигуры. Задание ребятам – сложить из всех фигур поезд, у которого вагончики чередуются по размеру: большой, маленький, большой, маленький и т.д. На игровом поле «Vay Toy» разложены все фигуры. Сначала дети тренируются собирать по команде все большие фигуры, затем все маленькие.
Игра, как часть урока – это лучший способ для ребенка надёжно закрепить информацию в голове. Потому что игровой азарт вызывает интерес. Интерес вызывает максимальную концентрацию память и внимание. Внимание обеспечивает проникновение информации в наше сознание. Без осознанного луча внимания информация останется за порогом нашего мозга. И на практике мы видим, когда часть урока продумана в движении, когда задания продуманы с творческим подходом, к таким педагогам дети бегут с радостью, и успехи ребят восхищают. Им хочется всё больше узнавать нового. Похвала, мотивация, творческий урок дают результат.
Мы дружим с автором игр Марком Вайнапелем. Подвижные обучающие игры «Vay Toy» помогают детям овладеть мыслительными операциями и действиями, важными как в плане предматематической подготовки, так и в повышении уровня активности с точки зрения общего интеллектуального и физического развития.
Содержание всегда должно соответствовать плану работы образовательного центра по возрастам. Родителям в диковинку, что в нашем центре дети обучаются чтению и математическим знаниям в движении. А многие настолько привыкли к нашему подходу в обучении, что сами предлагают новые формы работы с детьми и младшими школьниками. Учимся бегать вместе с родителями, интеллектуальные эстафеты, марафоны сплачивают семью и дают результат.
Мы создали наш большой дом «Ак ерке». Это семья, в которой все вместе: и дети, и воспитатели, и педагоги, и предметники, и родители.
Елена ВЕНГЕРСКАЯ,
педагог, воспитатель, руководитель образовательного центра «Ак ерке», г. Костанай
Не тот учитель, кто получает воспитание и образование учителя, а тот, у кого есть внутренняя уверенность в том, что он есть, должен быть и не может быть иным. Эта уверенность встречается редко и может быть доказана только жертвами, которые человек приносит своему призванию.
Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, он будет лучше того учителя, который прочёл все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он совершенный учитель.