Костанайским педагогам запомнилось яркое и содержательное выступление учителя биологии из Степногорска Вероники Щербины на республиканском семинаре, проходившем в нашем городе весной прошлого года. Интервью Вероники Александровны в «Учительской плюс» также вызвало большой интерес. Думается, что внимание читателей «УП» привлечёт выступление Вероники Щербины на августовской конференции Акмолинской области.
На современном этапе развития общества очевидно, что процесс глобализации всех сфер человеческой деятельности неизбежен. Стремительное развитие информационной сферы и технологий – актуальный тренд XXI века – охватило подавляющее число стран и регионов мира, уровень развития любого государства во многом определяется успешностью его интеграции в мировое экономическое пространство.
Реинтеграция науки и образования является необходимым условием инновационного развития экономики Казахстана. Под интеграцией в педагогическом процессе исследователи понимают одну из сторон процесса развития, связанную с объединением в целое ранее разрозненных частей. Этот процесс может проходить как в рамках уже сложившейся системы, так и в рамках новой системы.
Многие выдающиеся педагоги обращали внимание на необходимость интегрального подхода к формированию знаний. Так, например, И.Г. Песталоцци рассматривал процесс установления взаимосвязей между различными предметами в начальной школе. Я.А. Коменский, подчеркивая непрерывность и бесконечность образования, пришел к выводу о необходимости создания метода для комплексного формирования личности.
Отметим, что интеграцию в образовании не следует понимать как антоним к термину «дифференциация»: оба процесса имеют место быть в рамках процессов обучения и преподавания (например, домашнее задание урока биологии на тему «Химический состав клетки» (биология + химия + физика) может быть разноуровневым с возможностью самостоятельного выбора учащимся сложности заданий). Одновременно с этим понятие «интеграция» не является синонимичным для термина «межпредметные связи» в силу глубины взаимопроникновения контента предметов и, вероятно, методов преподавания в первом случае.
Рассмотрим, каким образом осуществляется интеграция в образовательном процессе казахстанской школы XXI века на старшей ступени обучения. В качестве главных направлений для краткого анализа реализации интегративного подхода к обучению определяем следующие:
1. CLIL (Content and Language Integrated Learning, или предметно-языковое интегрированное обучение) – новое направление обучения, суть которого заключается в том, что на учебных занятиях по физике, химии, биологии, информатике учащиеся 8-11 классов изучают программу школьных предметов на иностранном языке в режиме полного или частичного погружения. Благодаря такому подходу обучение учеников на родном и изучаемом языках составляет один непрерывный процесс.
2. STEM (Science, Technology, Engineering and Mathematics) - новая образовательная методика изучения и внедрения инновационных технологий наряду с широким применением знаний в области естествознания, которая также трактуется как практико-ориентированный подход, основанный на исследовании как ведущем типе учебной деятельности, в основе которого проблемы, вопросы, процессы, продукты, а не темы уроков. При этом в классическом понимании методики в развитых странах мира робототехника не является основным и обязательным направлением её реализации (в данном случае имеет место «региональный контекст», который демонстрирует узкую трактовку в понимании и, соответственно, реализации STEM-образования в Казахстане).
3. Формирование функциональной грамотности учащихся как ключевое условие развития компетентностей. Процесс развития функциональной грамотности осуществляется на основе формирования навыков мышления учащихся средствами учебных дисциплин через задания проблемного, практического, интегрированного характера, требующие комплексного применения предметных компетенций и креативности. Данное направление учебной подготовки во многом приобрело актуальность благодаря участию 15-летних казахстанских школьников в международном исследовании по оценке учебных достижений учащихся PISA (Programme for International Student Assessment), инициируемой Организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) с 2000 года. Ближайшее исследование (2021) предполагает оценку математической грамотности и креативности учащихся.
Определим, что объединяет все три ключевых вектора развития интегрированного обучения в старших классах CLIL-обучение, STEM-образование и развитие функциональной грамотности и креативности учащихся в рамках подготовки к участию в исследовании PISA-2021.
Интегративные аспекты CLIL и STEM технологий обучения,
развития функциональной грамотности и креативности учащихся
№ |
Характеристики, аспекты |
Обоснование |
1 | Учащимся предлагаются тексты и задания интегрированного характера, выходящие за рамки одного предмета или предметов, предполагающие восприятие и анализ объекта/информации с позиций разных наук |
Через выполнение таких заданий у учащихся формируется целостное восприятие окружающего мира, представляющего собой не «лоскутное одеяло» из содержания отдельных предметов, а некое целое, состоящее из взаимопроникающих, неразделимых элементов |
2 |
Учащимся предлагаются тексты и задания, описывающие реальные ситуации и проблемы, часто требующие предложить альтернативное решение – эффективное или оригинальное. Контекст заданий таков, что он интересен и важен сегодня, даже если речь идет о будущем |
При выполнении заданий такого рода в сознании учащихся формируется связь науки и практики, становится понятной цель изучения школьных предметов – для преобразования окружающего мира; развивается креативность; разрушаются стереотипы мышления; становится «видимой» прикладная значимость наук |
3 |
Значительную роль в обучении играет проектная, научно-исследовательская деятельность – индивидуальная, парная, групповая. Задачи и критерии оценивания продукта вырабатываются в совместной работе |
Реализация практико-ориентированного подхода через совместную деятельность учащихся и учителя, учащихся внутри проектных групп формирует умение взаимодействовать, способствует развитию творческого мышления учащихся, пониманию и применению научного метода, пониманию основ проектирования |
4 |
Все учебные задания предполагают разнообразную и глубокую аналитическую работу учащихся с информацией из разных источников. Представляемая учащимися в качестве ответа информация также имеет разнообразный формат (устная и письменная, инфографика, текстовое изложение в разных стилях, презентация продукта и др.) |
Выполнение таких заданий способствует развитию критического мышления учащихся, всех составляющих его функциональной грамотности (читательской, математической, естественнонаучной), презентационных навыков, а также повышения уровня владения информационными технологиями |
5 |
Важен как продукт, так и процесс. Задания зачастую носят открытый характер и не предполагают единственно верного ответа. Продукт также может быть исполнен в разных вариациях |
Качество продукта не определяет качество процесса (его рациональность), равно как и наоборот. Выполнение заданий должно быть ориентировано на удовлетворение обоих условий как важных в реальной жизни. Ученик учится понимать, что большинство задач/проблем имеют разные способы решения |
6 |
В рамках задания учащимся может быть предложен научно-популярный текст/тексты на английском языке, даны ссылки на использование Интернет-контента на английском языке |
Английский язык – язык современной науки. Использование английского языка в контексте CLIL-обучения в значительной степени расширяет познавательные интересы учащихся и готовит их к обучению в ВУЗах |
7 |
Значительная часть заданий должна соответствовать высоким уровням познавательной деятельности сообразно пирамиде Блума: анализ, оценка, синтез. |
Развитие функциональной грамотности, критического мышления и креативности учащихся подразумевают данное условие как базовое |
8 |
Задания описываемой категории применяются системно, представляя собой некие «тренировочные циклы» |
Значительная роль отводится фактору системности в работе с данными заданиями: тренировочные циклы способствуют уверенному формированию компетентностей ученика |
9 |
С учётом сложности и значительного объема базовой информации, в том числе на английском языке, рекомендуется применение технологии «перевернутый класс» (flipped classroom) |
В такой модели обучения учитель предоставляет материал для самостоятельного изучения дома, а на очном занятии проходит практическое закрепление материала. Это позволяет экономить временной ресурс на учебных занятиях, а также способствует формированию навыков самообразования и критического мышления учащихся |
Данная таблица составлена автором на основе комплексного анализа научно-педагогических материалов о технологиях CLIL-обучения, STEM-образования и развития функциональной грамотности и креативности учащихся, а также на основе опыта обучения (профессиональная стажировка в CША (2019) на тему «STEM in English», дипломная работа на тему «Особенности предметно-языкового интегрированного обучения (CLIL) в Казахстане на примере преподавания биологии в старшей школе» в финансово-промышленном университете «Синергия» (г. Москва) по программе «Иностранный язык в сфере профессиональной коммуникации», 2019) и преподавания (привлечённый тренер в ЦПМ г. Кокшетау, КПК «Развитие естественнонаучной и читательской грамотности, креативного мышления школьников» (2020).
Таблица представляет собой свод основных критериев содержания учебных заданий и организации учебной деятельности для уроков, отвечающих характеристике «интегрированное учебное занятие» в старшей школе. Анализ её данных позволяет предложить обновлённую модель интегрированного учебного занятия с учащимися старшей ступени школы по любому предмету естественно-математического цикла.
Интеграция в образовании – не мода, не очередная кампания. Она является отражением тех тенденций, которые характеризуют сегодня все сферы человеческой деятельности. Интеграция не просто механическое соединение, а взаимопроникновение, взаимодействие, взаимовидение. Интеграционное обучение развивает творческое мышление учащихся, способствует интенсификации, систематизации учебно-познавательной деятельности, а также овладению грамотой культуры. Задача интегрирования не только показать области соприкосновения нескольких учебных дисциплин, а через их органическую реальную связь дать ученикам представление о единстве окружающего нас мира. Как считают учёные, интеграция ускоряет формирование убеждений и мировоззрения учащихся, даёт большой выигрыш во времени.
Вероника ЩЕРБИНА,
методист-ментор отдела образования г. Степногорска,
учитель биологии школы-гимназии №4 им. Л.Н.Толстого,
магистр педагогических наук
Не тот учитель, кто получает воспитание и образование учителя, а тот, у кого есть внутренняя уверенность в том, что он есть, должен быть и не может быть иным. Эта уверенность встречается редко и может быть доказана только жертвами, которые человек приносит своему призванию.
Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, он будет лучше того учителя, который прочёл все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он совершенный учитель.